.
 

© Наталья Москалева

Когда неудовлетворенность в отношениях оказывается сексуальной зависимостью

Психологи говорят: если в отношениях есть неудовлетворенность (в сексе), то это перекрывает все хорошее, что есть в отношениях.

сексуальная зависимость

Проблема выходит на первый план и становится главной. В классическом подходе как будто «узаконивают» право партнера злиться на все и вся только лишь из-за того, что его не устраивает какой либо аспект близости с любимым человеком. В этом месте даже слова «только лишь» и «всего лишь» способны вызвать негодование. И, хотя, каждый человек согласится с тем, что в отношениях важно все, и секс — всего лишь одна составляющая из множества других, а все равно считается нормой возвеличивание известной проблемы до вселенских масштабов.

Почему то все словно забыли о том, что гармоничное взаимодействие людей возможно при наличии множества объединяющих сторон, таких как: интересы, цели, мировоззрение, жизненные приоритеты и взгляды, стремление друг к другу, взаимное тепло и любовь, и, наконец, умение эту любовь сохранить. В здоровом браке все зиждется вовсе не на сексе. И если кто-то один очень хочет близости, а ее не происходит, — он способен пойти дальше и не застревать в этом.

Таким образом, получается, что и психологами, и сексологами, и обществом сознательно или бессознательно поддерживается в человеке болезненное восприятие отсутствия желаемой близости. Болезненность словно стала нормой.

Однако нужно понимать, — где есть боль, — там и проблема. И боль эта твоя — а, следовательно,  и проблема твоя тоже. Таким образом, первоисточник переживаний не внешние обстоятельства как мы привыкли думать, а собственное восприятие. Излечив болезнь внутри себя человек способен адекватно решить проблему снаружи.

В свою очередь здоровое восприятие не вызывает нестерпимых страданий. Адекватными чувствами в ответ на нежелательное поведение партнера могут быть: недоумение, грусть, расстройство, желание отойти в сторону (а не навязать себя). Только в нездоровом, в слишком зашкаливающем восприятии присутствуют такие сильные эмоции как: ненависть, злоба, навязчивое желание заполучить желаемое поведение партнера.

По причинам непонимания обществом нездоровых эмоций, а также по неготовности знать свою проблему, — человек часто даже не догадывается о том, что у него сексуальная зависимость. — В доступных источниках она часто имеет другое описание, нежели то, что он замечает за собой! И более того, как правило, тема окутана целым клубком других, опосредованно влияющих на главную, мелких осложнений, которые в массе своей «весят» не меньше чем то, вокруг чего они порождены. Все это, несомненно, затрудняет диагностику и поиск того, самого важного, что за всем этим стоит.

А между тем ведущими признаком сексуальной зависимости не всегда являются «мысли только о сексе» или неуемная потребность в понятного рода развлечениях. Сложная ситуация может давать о себе знать в обыкновенных, ничем не отличающихся от других отношений, где, например, жена страдает от недостаточного внимания мужа. Они уже привыкли вот так жить вместе. И воспринимают друг друга врагами. Но так как общий быт привычен и удобен, все остальное почти устраивает, то приходится мириться с соседством «недруга».

Героиня серии книг «Люди из шкафа», заявившая сразу же о своем стремлении «быть желанной для мужа» совершенно не подозревала о том, что как раз таки она и является зависимой от секса женщиной!

Анализ истории известной героини позволил уточнить симптомы, по которым с достоверностью можно завить о наличии известной проблемы.

1. Для зависимого человека секс является очень важной составляющей отношений. Так, у прототипа героини серии книг «Люди из шкафа» в осознанной жизни всегда присутствовал пунктик. Она считала главным принципом своей жизни: «Мой партнер обязательно должен меня удовлетворять». И мужчина для отношений выбирался в соответствии с этим пунктиком. Если этого в отношениях не присутствует, то любящих отношений в ее понимании быть не может. Как часто в жизни бывает —  сначала нам кажется, что партнер соответствует нашим пожеланиям, а потом все резко меняется.

В отличие от описанного восприятия здоровый человек вообще об этом не думает. У него нет специального пунктика. Это не значит, что данная область для него не важна. Но это значит, что она является равноценной с другими сторонами отношений мужчины и женщины. Здоровый человек складывает мнение в целом, а не по одному лишь «самому главному параметру».

2. У зависимого человека отсутствует способность полноценно жить вне близких отношений. Временное или постоянное отсутствие  оного рождает целый комплекс переживаний. Ему правда, кажется, что он умеет ждать. Однако, в процессе ожидания он может, например, считать дни, в которые ничего не было и когда было.

Здоровый человек не ждет. Он способен переключиться на другие сферы жизни и получать от них полноценные эмоции и удовольствие. Он способен даже иногда забывать про секс, — чего совершенно не умеет иной.

3. Самое главное и заметное переживание зависимого человека — это боль от отсутствия желаемого действа, — и она действительно настолько сильная, что способна затмить все. В моменты наивысшего желания боль не заглушается ничем. В результате чрезмерных переживаний рождаются ответные неуправляемые эмоции, — такие как ненависть, злость, упадок настроения, восприятие всего мира в темном свете. В этот момент любимый человек становится главным врагом. Но вместе с неадекватным поведением, герой, однако, больше всего на свете желает, чтобы на него обратили внимание и желаемыми действиями заглушили его боль.

У здорового человека боли нет. Можно говорить  о том, что наличие душевной боли — это самый примечательный признак собственной психологической проблемы, с которой необходимо разбираться.

4. Зависимый человек не способен отойти в сторону или расстаться. Ведь доставить ему необходимую радость может только любимый. А так как жить без необходимой радости невозможно, то и расстаться не получится.

Так рождается самый главный конфликт в сознании героя повествования. Он не хочет жить с тем, кто его не удовлетворяет. Но он не может расстаться, потому что с имеющимся партнером есть хоть что-нибудь, а в расставании не будет ничего. Или чего-то стоящего придется очень долго искать (и мучиться). Поэтому главное «оружие» в подобных отношениях — это угрозы, истерики и манипуляции, в которых один пытается заставить другого делать то, в чем нуждается первый.

Здоровый человек расстаться может. Но делать он это будет не в буре эмоций и истерик, -как регулярно пытается зависимый. А в здравом холодном уме. В понимании того, что здесь ему хорошего ничего не светит. И в готовности остаться вообще без всего.

5. В восприятии зависимого человека присутствует значительная часть раболепия перед партнером. Герой может часто ловить себя на мысли о том, что хочет подчиняться любимому или любимой. Именно на раболепии и поймала себя героиня книг «Люди из шкафа» в момент, когда смогла сделать последний шаг для избавления.

Здоровый человек свободен. Его настроение, его чувства не зависят только от секса. Он не будет навязывать себя, когда его не хотят. У него нет внутри вечной «униженной просьбы». Он не заглядывает как бездомная и покорившаяся собачка в глаза с прошением или с благодарностью. И он не плачет горькими слезами от счастья, что им наконец-то овладели.

6. Близость ассоциируется с целым комплексом психологических «зацепок» — это и тепло и любовь (дословно означает — если нет секса, то нет и любви),…. Несомненно, все это имеет значение в контексте близости, но в зависимом восприятии масштабы «отсутствия любви» или «отсутствия тепла» вместе с сексом возводятся до уровня небес. Отсюда и смешанные страдания, — они про отсутствие всего.

Здоровый человек отсутствие секса воспринимает как отсутствие секса и не более того. Разумеется, он будет озадачен, если в отношениях долго не окажется оного. Но вряд ли он сразу бросится в страдания о том, что «меня не хотят и не любят».

7. Зависимый человек не умеет отказать в сексе. Более того, он считает, что это и не нужно. А женщине вообще «трудно потерпеть что ли». Кстати, зависимые от секса женщины не терпят. Каждый акт для них — повод почувствовать себя с партнером как «единое целое»,— в конечном итоге именно в этом зависимый человек больше всего и нуждается.

Здоровый человек иногда секса не хочет. Здоровая женщина может отказать даже любимому мужчине. А здоровый мужчина может отказать любимой женщине. И никто не будет воспринимать это как личное оскорбление. У них нет нужды в близости. У них есть нужда (иногда) в неприкосновенности собственного тела и в дистанции.

8. Зависимый от секса человек действительно «всегда хочет». Он хочет даже когда это неправильно и неуместно. В своих трудах известный американский психотерапевт, Ирвин Ялом, упоминает, как больной с сердечным приступом, находясь в машине скорой помощи, умудряется трогать свою жену за разные места.

В завязывании контакта у зависимой от секса женщины нет желания сохранить неприкосновенность своего тела. У нее отсутствует период, который необходим другим людям для «созревания готовности». Ей не нужна готовность — она готова всегда.

Другая сторона вопроса заключается в том, что герою его желание может казаться нормой, — как это и случилось с героиней известного произведения. «Я же не всегда думаю об этом» — считала она.

На самом деле неосознанно она думала об этом всегда, когда было с кем об этом думать. Данный момент очень сложно осознать. Подобные вещи понимаешь только когда излечиваешься от недуга.

Какие особенности избавления от зависимости от секса описаны в серии книг «Люди из шкафа»?

1. Любое изменение устоявшихся моделей поведения состоит из постоянно повторяющихся этапов: осознание своей проблемы (распознавание чувств, которые в ней срабатывают) — принятие себя и своих чувств в это проблеме (и получение собственного ресурса) — осознанное изменение привычного поведения (провокация боли) — получение боли (что логично, так как она спровоцирована) — проживание сильных чувств. В результате должна образоваться способность спокойно относиться к ситуации (мы назовем это излечением), которая вызывала в прошлом страдания. Пройдя круг один раз, человек понимает, что он освободился только от маленькой толики того, что живет и страдает внутри него. И тогда он продолжает свой путь и усложняет задачу — делает следующий шаг в болезненную сторону. Он снова получает страдания, затем новое осознание пагубности прошлых моделей поведения, и даже отвращение к себе (всегда обязательный этап — самопринятие), проработка переживаний, — и так до тех пор, пока проблема полностью не уйдет. (Подробно путь человека, который хочет избавиться от своей зависимости изложен в книге)

2. Как уже говорилось выше, — каждая проблема представляет из себя клубок трудностей, которые в сумме образуют одну огромную непереносимую рану. Этот клубок необходимо «размотать» и по каждому пункту проходить описанный выше круг — и так до тех пор, пока опознанная задача не решится.

3. В работе над собой может показаться, что человек не двигается, а стоит на месте. У главных героев «Людей из шкафа» постоянно возникает вопрос: «Куда я пришел?», подразумевающий «Чего я добился и чего я в результате получил?». Эти сомнения возникают в тот момент, когда участник снова соприкасается с событиями, вызывающими непереносимые эмоции, и понимает, что еще не вылечился. Он недоумевает: «Я так сильно старался, проживал то, что, казалось, невозможным пережить, и снова оказался там-же, где и был».

Разгадка заключается в том, что основная проблема настолько сильная, настолько сложная, что ее просто невозможно пройти с одного или даже с двух раз. Участник событий каждый раз будет снова и снова возвращаться к источнику, спотыкаться об него — ровно  до тех пор, пока не выработает в себе внутренне спокойствие в ответ на все составляющие основной проблемы. С каждым шагом человек нарабатывает в себе психическую силу, необходимую для того, чтобы встретиться со своим «внутренним зверем», — а точнее очень страшным и сильным, неимоверно больным чувством.

4. Что это, — хождение по кругу или движение вперед? Особенность психологических изменений состоит в том, что перед завершением каждого этапа человек словно «сдает экзамен» перед собой, — он откидывается в своих переживаниях назад и с новой силой окунается в них. Для того чтобы двинуться вперед, необходимо пережитое снова «прокрутить и отпустить», используя наработанные навыки. Создается впечатление, что каждый должен окончательно «закрыть дверцу» к прошлой боли. И только после этого он сделает шаг к новым испытаниям. — Об этом механизме упоминает в своих трудах и Ницше. Философ подмечает, что возврат в прошлые переживания, которые казались законченными, возникает при каждом новом испытании.

Таким образом, изменения идут вовсе не по прямой. Они идут по спирали, — где обладатель преодолевает все новые трудности на каждом витке событий. А потом возвращается к одной и той же исходной точке. Ровно до тех пор, пока не осознает, что именно происходит с ним в этой точке, и не найдет в себе силы это преодолеть.

5. Для того чтобы подойти ближе к самому главному источнику всех страданий героиня сначала учится преодолевать то «малое», что попадается на ее пути, — так она набирается сил для того, чтобы «копнуть» следующий слой. Таким образом, каждый последующий слой сложнее предыдущего. Постепенно, шаг за шагом женщина подбирается к тому, что стоит за первой видимой потребностью быть желанной.

Как говорилось ранее, заключительным осознанием главной героини стало понимание собственного рабства: «Это твое добровольное подчинение его власти, которую подарила ему ты. И вся твоя жизнь, — она о том, как властелин удовлетворил тебя — и тогда счастье, или о том, как он не обратил на тебя внимание, — и тогда жизнь покрылась мраком». — В момент, когда для обладателя становится неприемлемым и даже противным прошлое поведение и прошлые чувства, — он от них с относительной легкостью избавляется.

Какие составляющие главной проблемы обнаруживаются в процессе избавления?

1. Отсутствие у главной героини личного пространства. Она все время находится в состоянии «мы» и очень нуждается в продолжении этого чувства. При этом необходимое отделение, создание личного пространства оказывается для нее очень болезненным, — практически то-же самое, что умереть прошлой и родиться заново.

Однако, для отрыва необходим отрыв. Здесь для человека важно осознание того, что полноценно он может существовать только как отдельная личность. В этом смысле все наоборот — смерть — это так и не почувствовать себя, не отделиться. Героиню произведения толкает к отрыву постоянное ощущение себя «приставкой». — Она устала быть частью кого-то. Она хочет быть собой. И она добивается рождения себя.

Вместе с осознанием применяется методика самопрограммирования: «Я это я, он это он», «Он, его желания, стремления, приоритеты не зависят от меня. Это его собственный выбор», «Это я, я иду, я живу, я двигаюсь…» и так далее. А образное проживание смерти, применяемое в третьем пункте, делает отрыв для героини менее болезненным.

2. Обесценивание личных интересов. Что логично вытекает из первого пункта. Если человек не чувствует себя, то он и не чувствует ценности всего того, что принадлежит только ему. Для воскрешения потерянных ценностей героиня регулярно проходит методику самовнушения: «Это я, это мое, все мое — ценное» — повторяет она себе и, посредством усиления восприятия повествовательной частью книги, максимально чувствует принадлежность и ценность собственного пространства. В дальнейшем это создает неисчерпаемый ресурс, который не нуждается в сторонней поддержке и восполняется лишь собственными силами. То есть является важным элементом самодостаточности.

3. Как и во всяком случае чрезмерных акцентов на чем-либо, главные герои отрицают ту часть свой жизни, в которой нет желаемых событий и эмоций. В ходе избавления от пагубных эмоций автор предоставляет каждому возможность прочувствовать предполагаемую перспективу смерти или даже саму смерть. И после как-бы спрашивает: «Ты продолжаешь не хотеть жить?». Так постепенно герой учится видеть вокруг маленькие радости и, наконец, насыщается ими, понимает, что реальность даже без желаемых эмоций прекрасна и притягательна. Кроме того, через прохождение образной смерти, герой приближается к важному этапу самопринятия и объединения с собой.

4. Самопринятие — еще один важный этап в любой работе над собой,  достигается посредством комплексных усилий, применяемых во всех предыдущих пунктах.

И самый главный вопрос, — каким образом героине удается прожить свои непереносимые, огромные, больные чувства, перечисленные ранее и связанные с отсутствием той желанности, в которой она так сильно нуждается?

Серия книг «Люди из шкафа» представляет из себя сборник сюрреалистических историй, которые как будто не связаны между собой. Через собственное проживание рассказов о чувствах читатель получает возможность практической работы над собой посредством известного в психотерапии метода под названием сказкотерапия. Однако, в противовес знакомым приемам сказкотерапии, направленным на смягчение переживаний ребенка, взрослому данная книга раскрывает внутренние страсти «во всей своей красе». Автор придерживается точки зрения о том, что для полного избавления от проблемы, решения ее в корне, — необходимо во всей силе проживать те чувства, которые ее провоцируют. Принцип здесь простой: научившись не обращать внимания на то, что раньше тобой управляло, — ты сам начинаешь управлять собой. Таким образом, ты можешь стать сильнее своих чувств.

Разумеется, необходимы методики проживания своей самой сильной боли. И здесь автор  с успехом применяет философию Дзэн-буддизма: если о боли не думаешь, то ее и не чувствуешь (или значительно снижаешь силу ее воздействия на тебя).

Участник событий учится жить, не смотря на то, что у него рвет и мечет внутри: «Без успокоения и сна человек продолжает идти. Он живет, не смотря ни на что. Ни у кого и ни о чем не просит. А только лишь преодолевает самого себя. Сквозь тьму и дебри, по серым туманам  неумолимо приближается к собственной свободе.  Смерть стирает все радости, а он сквозь слезы видит счастье. Тоска истязает душу, а он рождает в ней тепло. Мгла застилает пеленой глаза, а он видит солнце. Горесть накрывает с головой, а он чувствует ступнями землю. Боль сжимает тисками грудь, а он толкает сердцем кровь». (Отрывок из третьей части под названием «Твоя реальность».) — В этом отрывке описано прохождение через сильнейшие переживания, ассоциированные с отсутствием всяческого стремления к героине любимого человека. Подробнее о преодолении чувств можно почитать здесь.

Автор учит читателя правильно обращаться со своими пагубными эмоциями, — «В них важно не проваливаться. Но и игнорировать их нельзя. Ощущения нужно видеть, но оставаться при этом «на плаву». А поможет в этом способность воспринимать остальную свою жизнь. Именно та часть жизни, которую ты в прошлом отвергал вне присутствия в ней самого главного, — поддержит в сложный для тебя период».

В заключении остается отметить, — когда героиня известного повествования сделала аспекты собственной жизни для себя важными, — ей удалось преодолеть свою пагубную зависимость. Она обнаружила, наконец, что желание перестало быть постоянным. Она научилась отказывать мужчине в сексе. И вместе с тем смогла спокойно воспринять и его ответный отказ (а как же без этого!). И, наконец, через четыре года постоянной работы над собой, описанной в 10 частях «Людей из шкафа», — освободилась от боли.

Ее путь — пример того, как можно решить проблему внутри себя, решить ее снаружи (она попутно выстраивала новые отношения с любимым человеком) и прийти в результате к полноценным и гармоничным отношениям.

Ссылка на книгу

См. также:

© , 2019 г.
© Публикуется с любезного разрешения автора

 
.
   

Контакты | Реклама на сайте | Статистика | Вход для авторов
Политика публикации | Пользовательское соглашение

© 2001–2021 Psyfactor.org. 16+
© Полное или частичное использование материалов сайта допускается при наличии активной ссылки на Psyfactor.org.
 Посещая сайт, вы даете согласие на использование файлов cookie на вашем устройстве.
 Размещенная на сайте информация не заменяет консультации специалистов.