Существует ли психологическая «вакцина» против фейков и дезинформации?
Социальные психологи обнаружили, что демонстрация людям того, как работают манипулятивные методы, может повысить их устойчивость к дезинформации и пропаганде.

От фейковых новостей до теорий заговора, от подстрекательских мемов до вводящих в заблуждение заголовков — дезинформация давно стала проблемой нашей эпохи. Она угрожает нашей способности развивать доверительные отношения, даже нашему физическому и психологическому благополучию. Однако большинство попыток бороться с ней оказываются неэффективными.
Дезинформация может казаться непобедимыи злом. Так, в опросе 2019 года почти девять из десяти человек признались, что попадались на фейковые новости [1].
Социальный психолог Сандер ван дер Линден (Sander van der Linden) из Кембриджского университета много лет изучает, почему наш мозг так уязвим для дезинформации, как она распространяется и что мы можем сделать, чтобы защитить себя и других. В своей книге «Защита от дурака: почему дезинформация заражает наш разум и как создать иммунитет» (Foolproof: Why Misinformation Infects Our Minds and How to Build Immunity), он предлагает способы защиты от пропагандистских фейков и манипуляций.
Книга основана на десятилетних исследованиях и практическом опыте автора, консультировашего правительства разных стран и крупнейшие технологические компании.
В «Защите от дурака» ван дер Линден заимствует аналогию из медицины, утверждая, что дезинформация во многом похожа на вирус. Он использует модели из эпидемиологии для понимания того, как распространяется информация в социуме. Только вместо билогического вируса у нас информационный возбудитель. Кто-то делится чем-то с вами, а вы затем распространяете это среди других людей. Подобно вирусу, дезинформация заражает наши умы, используя самые короткие пути и уязвимости в нашем мозге, чтобы изменить наши убеждения, модифицировать наши воспоминания и воспроизводиться с поразительной скоростью. После того, как вирус закрепится, его очень трудно вылечить.
«Я задумался: если правда, что дезинформация распространяется подобно вирусу, можно ли прививать от нее людей?», — говорит ван дер Линден [2]. — «Я наткнулся на работу 1960-х годов Билла Макгуайра (Bill McGuire), психолога, который изучал, как люди могут защитить себя от промывания мозгов. У него была очень похожая мысль. Эта идея привела ко всей моей программе исследований [3]».
В 1960-х годах среди правительственных чиновников США росли опасения, что захваченным американским солдатам могут «промыть мозги» вражеские войска. Это побудило социального психолога Макгуайра задуматься о том, как люди могут научиться сопротивляться нежелательным пропагандистским убеждениям. Его предложение касалось «вакцины от промывания мозгов», другими словами, «психологической прививки».
Психологическая прививка следует аналогии с иммунизацией. В вакцинах ослабленная доза вируса вызывает выработку антител, что позволяет организму легче защищаться от инфекции в будущем. Точно так же «вакцина от фейков и дезинформации» запускает мыслительный процесс, похожий на «умственные антитела», вызывая установочное сопротивление будущим попыткам убеждения.
Как мы можем «заразиться»?
Вирус атакует, используя слабые места наших клеток и захватывая часть их механизмов. То же самое происходит и с нашим разумом. Существуют определенные когнитивные искажения, с помощью которых дезинформация заражает наши воспоминания и влияет на решения, которые мы принимаем.
Одним из примеров является искажение правды. Это идея о том, что если вы слышите что-то неоднократно, даже если вы знаете, что это неправильно, то это кажется вам более правдивым. «Привычное = правдивое» — эта автоматическая ассоциация является частью работы нашего мозга.
В своем исследовании ван дер Линден расширил метафору вируса, утверждая, что мы можем сделать себе прививку от дезинформации с помощью техники, которую он назвал «пребункингом» (prebunking, предварительная подача). Как она работает?
На первом этапе вакцинации человека необходимо предупредить о попытке манипуляции. Это «предупреждение» вызывает чувство угрозы, которое активирует нашу внутреннюю защиту. Мы говорим людям, что кто-то может захотеть манипулировать ими, что повышает их скептицизм и повышает их осведомленность.
Второй этап пребункинга — это «упреждающее опровержение» или «предварительная подача», когда люди подвергаются значительно ослабленной дозе пропаганды вместе с четким руководством о том, как эффективно возражать и сопротивляться попытке убеждения. Это может помочь людям быть более устойчивыми к дезинформации.
Кроме того, существуют общие методы, используемые для манипулирования распространением дезинформации в различных средах. В ходе исследований психологи обнаружили, что если вы можете помочь людям определить эти более широкие методы, то можете привить их против целого ряда дезинформаций.
Например, в одном исследовании люди играли в игру «Плохие новости» [3], чтобы понять тактику, используемую для распространения фальшивых новостей.
В онлайн-игре под названием «Плохие новости» участники притворялись создателями фальшивых новостей. Игра имитирует ленту социальных сетей, чтобы дать людям возможность навигации по новостным СМИ в Интернете. Игроки создают свой собственный контент и узнают о шести ключевых тактиках дезинформации («шесть степеней манипуляции»), которые обычно используются в современной медиакультуре:
- Разжигание страха.
- Теории заговора.
- Выдача себя за экспертов.
- Поляризация.
- Троллинг.
- Дискредитация.
Таким образом, игра заранее предупреждает о том, как выглядят манипулятивные тактики. Затем игроки взаимодействуют с ослабленными дозами этих тактик, например, создавая собственную теорию заговора или выдавая себя за эксперта, тем самым предлагая (интер)активную прививку.
Исследователи обнаружили, что игра в «Плохие новости» значительно снижает доверие к контенту в социальных сетях, содержащему дезинформацию, повышает уверенность людей в их способности обнаруживать дезинформацию в Интернете и снижает готовность делиться дезинформацией с другими. В среднем это улучшает их способность обнаруживать недостоверную информацию на 20–25 процентов.
После того, как ученые выяснили, насколько эффективна онлайн-прививка, они совместно с правительствами и социальными сетями разработали ряд других игр, нацеленных на определенные типы дезинформации. Например, игра Go Viral! была создана при поддержке правительства Великобритании, ВОЗ и Организации Объединенных Наций специально для борьбы с дезинформацией о COVID-19. Этот подход также вдохновил другие популярные игры, такие как Cranky Uncle, которая защищает людей от дезинформации об изменении климата.
Таким образом, вы помогаете людям распознавать поступающую дезинформацию и сопротивляться ей, предупреждая их о методах, которые используют для манипулирования.
В сотрудничестве с Google психолог Сандер ван дер Линден создал серию видеороликов, чтобы люди больше знали о методах манипулирования на YouTube. Один из них — «ложная дихотомия» или «ложная дилемма». Это обычная тактика, которая присутствует во многих радикальных и экстремистских видео.
При ложной дихотомии кто-то утверждает, что у вас есть только один из двух вариантов. Например, «Либо ты плохой мусульманин, либо ты должен присоединиться к ИГИЛ». Политики тоже используют данный подход: «Или ты с нами, или против нас».
В исследовании людей познакомили с этой концепцией, используя видеоролики, которые объясняют ложные дихотомии в неполитических сценариях. В частности, используя произведения популярной культуры, такие как «Гриффины» и «Звездные войны».
Так, в видео с ложной дихотомией вы видите сцену из фильма «Звездные войны. Месть ситхов», где Энакин Скайуокер говорит Оби-Вану Кеноби: «Если ты не со мной, значит, ты мой враг». На что Оби-Ван отвечает: «Только ситхи все возводят в абсолют». Видео прерывается, чтобы объяснить, что Энакин только что использовал ложную дихотомию.
Увидев подобное видео, в следующий раз, когда вам предложат всего два варианта, вы поймете, что кто-то может пытаться вами манипулировать.
Всего было разработано пять коротких видеороликов, которые «прививают» людей от разных видов манипулирования, таких как: эмоционально манипулятивный язык, непоследовательности, ложные дихотомии, поиск «козла отпущения» и персональные нападки "ad hominem". В августе 2022 года были опубликованы результаты исследования, в котором более 20 000 человек просмотрели эти видео [4].
Исследователи обнаружили, что с их помощью люди лучше распознают дезинформацию, которую им показывают позже как в лаборатории, так и в социальных сетях.
На основе этого исследования Google выпустил видеоролики, направленные на распространение дезинформации об Украине и украинских беженцах в Европе. Они специально помогают людям распознать технику поиска «козлов отпущения».
В своей книге Сандер ван дер Линден указывает на то, что многие люди, которые думают, что они невосприимчивы к дезинформации, таковыми не являются. Например, в ходе одного опроса почти 50% респондентов считали, что могут распознать фейковые новости, но только 4% действительно справились с этим [5].
На поддельный контент может попасться кто угодно. Может ли это случиться с вами? Вполне.
Многие люди думают, что у них иммунитет против дезинформации. Но есть основные принципы, которым подвержены все мы. Например, существует очень важный эволюционный аргумент, который называется «предвзятостью правды» (truth bias). В большинстве случаев люди не стремятся нас обманывать, поэтому наше состояние по умолчанию — верить, что все сообщенное нам — правда. Если бы нам приходилось подвергать критическому сомнению каждый факт, мы не смогли бы нормально жить в обществе. Но если вы находитесь в среде, например в социальных сетях, где уровень дезинформации намного выше, следует быть настороже.
В книге также подчеркивается, как определенное социальное поведение и контексты, в том числе онлайн-«эхо-камеры», искажают то, что мы видим.
Итак, у нас есть предубеждения, которыми могут воспользоваться производители дезинформации. Учитывая всю новые и новые факты, с которыми мы постоянно сталкиваемся, людям нелегко отслеживать то, что заслуживает доверия.
Как же сохранить оптимизм, когда так много сил работает против нас?
Предварительная проверка фактов — не панацея, но хорошая первая линия защиты. Она может помочь людям сохранять бдительность, резюмирует Сандер ван дер Линден.
Источники
- Fake News: A Global Epidemic Vast Majority (86%) of Online Global Citizens Have Been Exposed to it
- There’s a Psychological "Vaccine" against Misinformation
- Don’t Just Debunk, Prebunk: Inoculate Yourself against Digital Misinformation
- Psychological inoculation improves resilience against misinformation on social media
- C4 study reveals only 4% surveyed can identify true or fake news