.
 

Мозговые центры религиозной веры

Более 80% мирового населения считают себя религиозными и еще больше идентифицируют себя как верующих. Однако нейронные основы религиозности и мистицизма до сих пор остаются непонятными.

Нейробиологические основы духовности и мистицизма
Религиозность и духовно-мистические переживания тесно связаны с основными нейробиологическими функциями.

Религиозные и духовные чувства глубоко укоренены в человеческом мозге. Важный для них центр ученые обнаружили в стволе — эволюционно очень старой части нашего мыслительного органа. Если этот участок повредить, например, в процессе операции на мозге, то религиозные чувства пациента или ослабляются, или усиливаются.

Какие биологические основания религиозности и духовности? Этот вопрос ученые обсуждают уже веками. Благодаря современным методам визуализации удалось продемонстрировать, что медитация и религия могут заметно влиять на мозг, стимулируя или успокаивая эмоциональные центры и схему вознаграждений. И наоборот: существуют доказательства того, что определенные повреждения или эпилептические приступы могут вызвать ложные видения.

Но такие крайности не дают ответа на вопрос, в какой конкретной области мозга рождается «нормальная» духовность и религия.

В поисках ответов Майкл Фергюсон (Michael Ferguson) из Женской больницы имени Бригама (Brigham and Women's Hospital) в Бостоне и его команда сравнили состояние «до» и «после» 88 пациентов, подвергшихся нейрохирургическому вмешательству. Из-за опухоли подопытным нужно было удалить определенную часть мозга.

Для своего исследования ученые подробно опросили всех пациентов об их взглядах на религию — до операции и после нее. Затем ученые проверили, изменились ли результаты вследствие повреждения определенных участков мозга, и если да, то каким образом.

Результат: большинство операций на мозгу не приводили к существенным изменениям в вопросах религиозности человека. Исключение — определенный участок в стволе головного мозга. Если повредить так называемое периакведуктальное серое вещество (Periaqueductal gray (PAG) или центральное серое вещество среднего мозга), то взгляды пациента на религию и духовность меняются — порой в радикальный способ.

Периакведуктальное серое вещество — это группа нервных клеток, расположенных внутри верхнего ствола головного мозга, который вовлечен в регулирование болевой чувствительности, реакций страха и бегства, а также положительных эмоций. Оказалось, что это эволюционно старая часть мозга также тесно связана с созданием религиозных чувств и представлений. При этом тесты показали, что существовать участки, подавляющие религиозность, и те, которые ее стимулируют.

периакведуктальное или центральное серое вещество среднего мозга
Периакведуктальное серое вещество расположено в среднем мозге, то есть в верхней части ствола головного мозга.

Повреждение одного узла нервных клеток в центральном сером веществе приводило у пациентов к существенному ослаблению религиозности, зато удаление остальной части этой области усиливало религиозные и мистические чувства.

«Нас удивило, что мозговая схема, которая регулирует чувство духовности, расположена в одном из старейших с эволюционной точки зрения структур мозга», — говорит Фергюсон. — «Ведь ствол головного мозга присутствует не только у млекопитающих, но и у рептилий и рыб».

«Результаты свидетельствуют: духовность и религиозность заложены в фундаментальных нейробиологических процессах — поэтому они сильно вплетены в нашу нейробиологическую матрицу».

Расположение «центра духовности» подтверждается дополнительными исследованиями с участием 105 американских ветеранов Вьетнамской войны. Их опросили об отношении к религии. Бывшие солдаты с повреждениями периакведуктального серого вещества рассказали об изменении своих духовных чувств и представлений.

Некоторые истории болезней в литературе также писывают пациентов, которые становились гиперрелигиозными после повреждения этого участка ствола головного мозга.

Интересно, что в этой же области головного мозга ученые обнаружили механизм, который играет важную роль в болезни Паркинсона, при галлюцинациях и синдроме «чужой руки». Картирование поражений показало: зоны, укоторые в нормальном состоянии стимулируют религиозность, накладываются на зоны, которые часто повреждает болезнь Паркинсона. Зато участки, при повреждении которых стимулируется гиперрелигиознолсть, часто страдают у пациентов с галлюцинациями или нарушениями координации тела.

«Полученные данные помогают лучше понять феномены религиозности», — говорит Фергюсон. — «Но нам важно подчеркнуть: результаты не означают, что все религиозные лица страдали от мозговых дефектов или что болезнь Паркинсона и атеизм связаны между собой. Зато наши результаты показывают: духовность человека имеет глубокие корни и тесно связана с основными функциями организма».

Результаты исследования опубликованы в журнале Biological Psychiatry в июне 2021 года:

A neural circuit for spirituality and religiosity derived from patients with brain lesions

См. также:

Предложить интересную новость, объявление, пресс-релиз для публикации »»»

 
.
   

Контакты | Реклама на сайте | Статистика | Вход для авторов
Политика публикации | Пользовательское соглашение

© 2001–2021 Psyfactor.org. 16+
© Полное или частичное использование материалов сайта допускается при наличии активной ссылки на Psyfactor.org.
 Посещая сайт, вы даете согласие на использование файлов cookie на вашем устройстве.
 Размещенная на сайте информация не заменяет консультации специалистов.