Воздействие. Мы и слухи
Ученые-практики впервые в России провели масштабные исследования о том, как управляют людьми с помощью обычных слухов. Работа проектной группы «Новый взгляд» и ее руководителя, кандидата наук Анатолия Сергеева, началась еще в 2012 году.

Ученые на примере 5 тысяч человек определили, каким образом разные типы людей реагируют на слухи (недостоверную информацию), как ведут себя под воздействием этих слухов. И как, исходя из этой реакции, людьми можно управлять.
Результатом исследований стала книга «Воздействие. Мы и слухи». До сих пор, утверждает ее автор Анатолий Сергеев, в исследованиях, посвященных психологическому воздействию, говорилось только о различных типах манипуляций сознанием. Но не говорилось, как этому противостоять. А в этой книге есть конкретные рецепты, которыми психолог поделился с читателями издания «Волгоградская правда».
Средний возраст — самый критичный
Эксперименты проводились в клубах людей пожилого возраста, колледжах, вузах, на улицах Волгограда, Саратова, Москвы и Санкт-Петербурга. В основном использовались слухи, которые уже присутствовали в информационном пространстве, но были и искусственно созданные.
Первый вывод, который практически сразу сделали ученые, — слухам больше верят женщины. Они же более подвержены психологическому воздействию.
— Но это относится не ко всем дамам, — оговаривается Анатолий Сергеев. — Влияет на внушаемость и возраст человека.
Выяснилось, что в группе риска — молодые и пожилые. Так, именно люди в возрасте от 18 до 30 лет, а также пенсионеры больше других подвержены воздействию. Они чаще склонны верить слухам и ложной информации. А вот люди среднего возраста более критичны.
Чуточка правды плюс эмоция
— Каким слухам больше всего верят люди? — продолжает Анатолий Сергеев. — Тем, что «ближе к телу»: деньги, зарплаты, проблемы различного ранга — от коммунальных и транспортных до социальных, законы, которые могут лишить людей благ и удобств либо, наоборот, помочь людям заработать или как-то повысить свой доход.
Чтобы быть принятым на веру, слух, объясняет ученый, должен быть хоть немного похож на правду или содержать в себе часть правды. И обязательно — эмоционально «цеплять» людей. Грамотно сформулированные и прокомментированные слухи в разы увеличивают количество поверивших этой информации людей.
Интересное наблюдение — чаще всего слухами население начинают «кормить» во время выборов. И даже если человек принципиально заявляет — я не интересуюсь политикой, он все равно может стать невольной жертвой манипуляций.
— Даже если вы не занимаетесь политикой, она так или иначе вас затронет, повлияет на те или иные аспекты вашей жизни, — утверждает ученый. — Психологическое воздействие оказывается независимо от того, хотят они этого или нет.
Опытный специалист, говорит Сергеев, все сделает так, что человек даже не заметит, как его точку зрения и мысли направляют в нужную сторону.
— В Китае, например, правительство ограничило гражданам страны доступ к иностранным секторам Интернета, чтобы снизить возможность психологического воздействия на нацию извне, — напоминает ученый. — И с точки зрения правительства Китая это оправдано.
Но с точки зрения китайских пользователей Интернета — вряд ли, считает Сергеев. Если информация выдается не полностью, а частично, это побуждает искать ее в других местах. И не факт, что там она будет достоверной.
— Но из-за информационного голода пользователи проглотят и ее, — говорит ученый. — Поэтому мой совет: чтобы составить более или менее верную картину событий и найти истину, нужно сравнить несколько разных версий и выбрать наиболее правдоподобную.
Убеждают каждого
В зависимости от индивидуально-типологических особенностей мы по-разному воспринимаем и перерабатываем поступающую информацию. Одного человека можно убедить логикой и цифрами. Другому подавай эмоции. А третьему важна ссылка на какие-то авторитеты.
— Таким образом, если учитывать эти особенности, то можно с высокой эффективностью донести нужную информацию до определенных категорий людей, — утверждает Сергеев.
Тем, кто в жизни ежедневно сталкивается с психологическим управлением — менеджерам, рекламщикам, политикам, журналистам, управленцам — исследование волгоградского ученого будет особенно интересно. Выводы можно использовать для воздействия на формирование общественного мнения, поддержку организационных нововведений, создание положительного образа конкретного человека, организации, продукта или события.
— Информационные войны сейчас стали эффективной и разрушительной силой. Ваша книга может стать еще одним оружием в этой борьбе? — поинтересовались мы у исследователя.
— Книга «Воздействие. Мы и слухи» может послужить не оружием, а подспорьем, «ключом понимания» для тех, кто пытается во всем разобраться, — отвечает ученый. — Тем она и интересна, что может научить и азам психологического воздействия, и навыкам противодействия.
Анатолий Сергеев надеется, что его труд поможет людям понять: психологическое воздействие на умы оказывается постоянно.
— Я думаю, бесполезно скрывать или перекрывать информационные потоки, — говорит ученый. — Мы живем в век переизбытка информации. Вместо этого надо просто развивать критичность мышления и способность к анализу.
Как защитить себя от нежелательной информации?
Например, выбирая друзей на «Фейсбуке», которые размещают информацию. Когда мы видим, что чьи-то посты нам неприятны, мы исключаем этого человека из числа друзей, перестаем с ним общаться.
Точно так же, защищая себя от лишнего и ненужного, мы выбираем сайты, информационные агентства, газеты, радиостанции, телеканалы…
Мы сами способны разнообразить поток поступающей к нам информации. Обычно мы выбираем то, что ближе нашему пониманию и мировосприятию. Факты и тут, и там одни и те же, но их интерпретация и подача — разные. Закрыться от мира можно, но это тупиковый путь.
Да, человек может вовсе отказаться от потребления информации, может сказать — я не хочу ничего знать, я хочу закрыть глаза, забиться в угол и жить там, как серая мышь. Это право человека. Но также право человека иметь полноту информации. Потому что борьба за информацию есть, кроме прочего, и борьба с общественным неравенством, и борьба за власть.
Воздействие словом — это открытие античности
Первыми, кто открыл язык как способ манипуляции информацией, были софисты. Они считали, что слова и понятия даются нам не по природе, а по установлению: мы сами определяем смысл и значение слов и понятий.
Потом наступила эпоха Платона, когда философия стала существовать параллельно с риторикой. Мы подаем факты таким образом, что они начинают обладать для нас неопровержимой достоверностью. И эта возможность по-разному говорить об одном и том же не является изобретением современных технологий, пропаганды или рекламы. Это открытие, восходящее еще к античности.
Окраска информации — прием, с помощью которого один и тот же факт можно подать и в позитивном, и в негативном ключе. Об этом — анекдот про оптимиста и пессимиста: для оптимиста клопы пахнут коньяком, для пессимиста — коньяк пахнет клопами. Мы выбираем те смысловые ориентиры, которые позволяют нам избегать неприятностей. Это психологическое свойство человека.
Ольга Поплавская, vpravda.ru
20.05.2016 См. также: О пользе слухов и сплетенПредложить интересную новость, объявление, пресс-релиз для публикации »»»