© А.Н. Сухов
Групповые эксцессы и экстремальные ситуации
Социально-психологическое описание структуры групповых эксцессов.

А.И. Китов называет следующие этапы развития эксцессов:
- Начало групповых эксцессов (возникновение повода).
- Появление первых тревожных слухов.
- Брожение умов.
- Формирование толпы (циркулярная реакция, процесс кружения).
- Развертывание антиобщественного поведения толпы.
Практически процесс развития групповых эксцессов включает в себя три стадии:
- Осложнение обстановки.
- Возникновение повода для противоправных действий и их осуществление.
- Обстановка после эксцесса.
Первая стадия групповых эксцессов предшествует массовому антиобщественному поведению и характеризуется возникновением социальной напряженности, накапливанием недовольства — того «горючего» материала, который способен при самых незначительных поводах обострить обстановку. Ее возникновение предваряют такие кризисные явления, как:
- резкое усиление тенденции к дифференциации, т.е. к размежеванию населения на богатых и бедных при отсутствии среднего класса и обострении противоречий между ними;
- возникновение тревожной информации, слухов, нездоровых мнений и настроений, недовольство действиями представителей власти, снижение уровня жизни вследствие спада производства, инфляции, роста цен и т.д.;
- ослабление авторитета власти;
- консолидация (сплочение) оппозиции и появление лидера, пользующегося авторитетом среди основной массы населения.
Для данной стадии группового эксцесса характерна консолидация оппозиции, подразделяющаяся на три уровня:
- низкий, менее всего осложняющий обстановку, когда отсутствуют практические связи между партиями и движениями;
- средний, существенно влияющий на состояние обстановки, для которого характерно объединение политических партий и других сил;
- высокий, способный дезорганизовать социальную деятельность. Ему присущи такие признаки, как наличие общепризнанного лидера; стремление оппозиции координировать свои действия; попытки устраивать съезды, создавать единую программу действий.
Недовольство не всегда бывает обоснованным. Обоснованное недовольство населения связано прежде всего с недостатками в деятельности власти, ухудшением своего материального положения. Критическая точка недовольства и несправедливости означает «беспредел».
Непосредственным началом второй стадии групповых эксцессов следует считать возникновение повода, который используется зачинщиками в качестве детонатора события.
В качестве повода используются такие события, которые можно психологически «обыграть», так как они как бы оправдывают начало действий участников эксцессов, придают им «справедливый» характер и позволяют втянуть в «воронку» событий большие группы людей.
Отличительной чертой многих эксцессов является то, что они становятся независимыми от породивших их в свое время исходных причин и могут возникать даже тогда, когда эти причины уже исчерпаны.
Эксцессы характеризуются следующим:
- осуществлением требований с позиций силы и в то же время анонимности;
- внезапностью и неотвратимостью действий;
- возникновением условий для реализации сдерживаемой до сих пор системы отношений;
- созданием трудностей для силовых структур по осуществлению целенаправленных действий;
- привлечением внимания общества к событиям;
- формированием обшей и частных (вспомогательных) целей, последовательностью действий по их реализации (захватам, поджогам, погромам, убийствам и др.);
- вовлечением в события путем угроз, слухов и пр.;
- созданием общего образа «врага»;
- выработкой тактики действий;
- возникновением аффектогенных действий в связи с проявлением компенсаторных механизмов (вымещение накопившейся напряженности) в экстремальных условиях;
- участием в групповых эксцессах большого количества лиц, склонных к риску.
Третья стадия группового эксцесса — это обстановка после его ликвидации. Она далеко не сразу становится нормальной. Осложнение обстановки в этот период могут вызвать слухи, недовольство, которые таят в себе возможность возобновления эксцессов.
Таким образом, действительно существует связь между поведением толпы в экстремальных ситуациях и массовым криминальным поведением. Толпа сама по себе является потенциальным опасным фактором и может усилить последствия экстремальных ситуаций, связанных с авариями, пожарами, эпидемиями и т.п.
Психологические реакции на экстремальные ситуации различны. Выделяют несколько типов стрессовых реакций — от дисстрессовых состояний и даже психических расстройств до эустрессовых реакций, т.е. состояния мобилизованности.
Посттравматический синдром возникает как в период экстремальных ситуаций, так и после их окончания. Например, после землетрясения в Армении 86% обследованных, переживших землетрясение, первые 5-10 дней находились в состоянии оглушенности, затрудненного осмысления происходящего, заторможенности. У 36% среди тех, кто потерял близких родственников, возникла потеря памяти на события первых нескольких дней после землетрясения.
Психологическую помощь пострадавшим в экстремальных ситуациях в первую очередь должны уметь оказывать психологи, работающие в МЧС, МО, МВД, здравоохранении.
Главными принципами оказания помощи перенесшим психологическую травму в результате влияния экстремальных ситуаций являются безотлагательность, приближенность к месту событий, ожидаемость восстановления нормального состояния, единство и простота психологического воздействия.
В последнее время наиболее часто возникают экстремальные ситуации, являющиеся социальными по своему происхождению. Имеется в виду терроризм (в том числе политический, захват заложников), забастовки, гражданские формы протеста и неповиновения, межнациональные конфликты, массовые беспорядки, очаги гражданской войны.
Важную роль в урегулировании социальных конфликтов, освобождении заложников могут сыграть практические социальные психологи. При этом неоценимое значение имеет их социально-психологическая компетентность.
Социально-психологическая компетентность позволяет грамотно проводить:
- переговоры;
- обращение к толпе;
- специальные мероприятия контрпропагандистского характера в условиях боевых действий, информационной борьбы, психологического противоборства.
Неприменимы во многих экстремальных ситуациях обычные методы социально-психологического воздействия. В данных условиях работают не психотерапия и тренинги, а методы специальных операций контрпропагандистского характера. Именно они эффективны во время боевых действий, борьбы с преступностью. Не лишней является здесь и «шоковая терапия».
В то же время здесь имеет место и специальная психологическая помощь, и реабилитационная работа, и социальная помощь беженцам из «горячих точек» в целях их адаптации, помощь участникам боевых действий, получивших тот или иной синдром, а также специальные меры по поддержанию морально-психологического духа населения и специальных подразделений в условиях боевых действий, террористических актах в прифронтовой полосе.
Все зависит от целей социально-психологического воздействия в экстремальных ситуациях; в одном случае — поддержать, помочь; в другом — пресечь, например, слухи, панику; в третьем — развенчать противника в морально-психологи— ческом отношении; в четвертом — оказать содействие в адаптации к новой культуре; в пятом — провести переговоры.
Переговоры бывают разными. Одно дело — переговоры, используемые для урегулирования конфликтов, а другое — переговоры, проводимые для освобождения заложников. В том или в другом случае имеет место конфликт, но тем не менее существует принципиальная разница между данными видами переговоров.
В настоящее время имеется обширная литература об этапах и технике ведения переговоров (Н.В Гришина, М.М. Лебедева и др.). В частности, практика ведения переговоров подробно освещена в книге «Основы социально-психологической теории» (Под ред. А.А. Бодалева, А.Н. Сухова. — Рязань, 1995. — С. 100, 109, 236-240). Однако одних теоретических знаний в данном случае недостаточно. Необходима специальная подготовка «переговорщиков». Весьма непростую задачу представляют собой пресечение массовых беспорядков и психологическое воздействие на толпу.
Психологическое воздействие в целях предотвращения и пресечения массовых эксцессов распадается на несколько этапов: воздействие во время первой стадии, воздействие, осуществляемое на второй стадии, т. е. в начале и в течение эксцесса. В первом случае воздействие направлено на предотвращение перерастания социальной напряженности в эксцесс; во втором — на его сдерживание посредством обращений к гражданам, ведения с ними переговоров, проведения специальных мероприятий.
Сухов А.Н. Социальная психология преступности. — М., МПСИ, 2007 г.
См. также: