© А.Н. Сухов

Толпа как массовый социально-психологический феномен

Толпа характеризуется высокой степенью конформизма составляющих ее индивидов, действующих эмоционально и относительно единодушно.

психология толпы

Содержание

История изучения толпы. Основные подходы

Зарождение и оформление теории о психологии толпы в России в основном происходило в рамках коллективной рефлексологии. Представители ее, к сожалению, механически рассматривали данное социально-психологическое явление.

В 1876 г. В.X. Кандинский опубликовал свою лекцию «Нервно-психический контакт и душевные эпидемии», прочитанную в Политехническом музее в Москве. В ней приводится анализ явлений конформизма и психического индуцирования массовых экстатических состояний.

В 1893 г. А.А. Тохарский выступил на четвертом годичном заседании Московского общества невропатологов и психиатров с докладом «Психические эпидемии», трактуя их как формы массового коллективного поведения. К ним он отнес: народные волнения, религиозные движения, равно как и явления паники.

С. С. Корсаков в своем докладе «Курс психиатрии» писал о психических эпидемиях в связи с анализом индуцированного помешательства и отмечал близость этих явлений.

В 1897 г. В.М. Бехтерев на заседании Военно-медицинской академии произнес речь «Роль внушения в общественной жизни», в которой произвел дифференциацию тех форм общения, которые характерны для коллективных, массовых его проявлений в виде психических «эпидемий».

В годы первой русской революции для юристов царской России стал актуальным вопрос о массовых преступлениях. Александровская военно-юридическая академия утвердила Д. Д. Бессонову диссертационную тему «Массовые преступления в общем и военно-уголовном праве». Первая часть диссертации была посвящена психологии массового поведения и, в частности, психологии поведения воинских масс, вторая — массовым преступлениям в общеуголовном и военно-уголовном праве, а также общим началам «конструкции ответственности за массовые преступления». Предметом исследования Д.Д. Бессонова была психология толпы. В ее характеристику он ввел понятия «пассивность» и «активность».

В 20-х годах XX в. В.А. Артемов отметил различие психологии различных общностей. В частности, по его наблюдению, неорганизованная толпа и организованная демонстрация могут состоять из одних и тех же людей, но поведение их будет различным, поскольку природа данных общностей неодинакова.

Проблема толпы довольно долго рассматривалась в русле традиционной теории «внеколлективного поведения» (Ю.А. Шерковин, Г.М. Андреева, А.В. Серегин) и массовых эксцессов. Что касается истории исследования групповых эксцессов, то она сравнительно коротка. Начало ее связано с работой Г.А. Туманова (1974). Значительный вклад в дальнейшую разработку проблемы толпы применительно к деятельности ОВД внесли В.А. Ильин, А.И. Китов, А.В. Серегин, И.В. Каретников, А.Д. Сафронов и др.

В литературе можно встретить понятия «групповой эксцесс», «групповое нарушение режима отбывания наказания» (Г.А. Туманов). Групповой эксцесс включает в себя массовые беспорядки, групповое хулиганство, как правило, межгрупповые драки и групповое неповиновение (групповой отказ от приема пищи, выхода из помещения, на работу, следования по маршруту). Но, учитывая массовидный характер эксцессов, их следует именовать не групповыми, а массовыми.

По определению, сделанному Л.Н. Войтоловским, главная характеристика толпы — однородность чувств людей. Поэтому в понятие «толпа» он включает неорганизованные скопления народа и такие большие группы, как классы, касты, трудовые коллективы-артели. Основная идея автора состоит в том, что в толпе происходит концентрация энергии. Этим объясняется та, порой колоссальная, работа толпы, которую не в состоянии совершить одиночки, которую невозможно представить в виде простой суммы результатов деятельности отдельных субъектов. Данная энергия наполняет каждого, кто действует в толпе, и дает ему осознание особого всемогущества и заряд творчества. Этим автор объяснял и случаи исцеления больных во время религиозных шествий верующих за «чудотворными иконами».

Эмоциональность, темперамент толпы сродни темпераменту сангвиников, которые наиболее легко могут объединяться в такие общности. Толпа быстро переключает свое внимание, у нее моментально возникают чувства. Законы действия масс — это прежде всего законы эмоциональности.

В западной психологической и специальной литературе имеется множество публикаций, посвященных проблеме толпы. История исследования данного феномена имеет глубокие корни. Ее начало связано с работами Г. Тарда. В изучение многослойной природы толпы внес лепту и 3. Фрейд. Его работа «Психология масс и анализ человеческого «Я» (1921) проливает свет на проблему «бессознательного» в условиях толпы.

«Толпа» — понятие житейское. Особенно его любили употреблять поэты в качестве антитезы «Я». Не обошли вниманием это явление политические психологи и публицисты. Слово «охлократия» (власть толпы) не сходит со страниц литературы и прочно вошло в лексикон политологов. В Словаре русского языка С.И. Ожегова (1978) толпа кратко толкуется, как скопление людей, сборище.

Если определять толпу с социально-психологических позиций, то можно сказать следующее:

Толпа — это контактная, неорганизованная общность, характеризующаяся высокой степенью конформизма составляющих ее индивидов, действующая эмоционально и относительно единодушно. Она оказывает сильное психологическое давление на индивидов. В ней в условиях анонимностй происходит растворение индивидуальной ответственности ее членов.

Выделяют такие социально-психологические особенности толпы, как:

  • повышение групповой внушаемости и снижение эффективности действия механизмов контрвнушения;
  • повышение эмоциональности восприятия действительности;
  • подавление чувства ответственности за собственные поступки;
  • появление чувства силы и осознания анонимности.

В различных условиях могут складываться неодинаковые общности, характеризуемые как толпа, а их поведение может иметь разнообразную направленность. Это и болельщики на стадионе, и лица, проявляющие любопытство к различным происшествиям, и пассажиры пригородного транспорта, столпившиеся на вокзале или на платформе. Такие же общности образуются из числа посетителей парков, выставок, зрелищных учреждений, участников похоронных процессий, свадеб, митингов, демонстраций и массовых беспорядков.

Что касается механизма поведения толпы, то основную роль здесь играет массовое общение, обладающее свойством психологического воздействия. Массовое общение, обладая свойством психологического воздействия, влияет на поведение и деятельность участников толпы. Это свойство сознательно используется организаторами, зачинщиками и подстрекателями эксцессов, владеющими техникой воздействия. Что касается чрезвычайных происшествий, возникающих по неосторожности или в силу биологических факторов (эпидемии), или природных стихийных бедствий» то в данном случае массовое обращение, как правило, строится стихийно, непроизвольно.

В настоящее время эффект толпы можно сравнить с эмоциональным ускорителем, эффектом снежного кома, цепной реакцией, резонансом, индукционным процессом.

Основным средством психологического воздействия, осуществляемого участниками толпы, является слово, причем в основном экспрессивная, эмоциональная лексика: крик, свист, междометия, призывы, например типичный крик «Наших бьют!».

В самом общем виде психическое заражение представляет собой бессознательную, невольную подверженность личности или группы определенным психическим состояниям, возникающим в толпе в результате воздействия неречевых и речевых средств общения. В связи с тем что схожие психические состояния (гнев, испуг и т.д.) и настроения возникают у большинства участников толпы, срабатывает механизм многократного взаимного усиления, ускорения и индуцирования эмоционального воздействия друг на друга. Это приводит к образованию общего психического настроя и решимости.

В условиях толпы имеет место особая реакция заражения, когда психическое состояние, настроение и поведение личности или группы резонируют, усиливаются путем многократного отражения по образу цепной реакции, разгоняются как частицы в ускорителе и тонизируют группу. Нагляднее всего природа психического заражения проявляется в эффекте «снежного кома». Эффект заражения проявляется по-разному, в зависимости от вида ситуаций, личностных и групповых особенностей участников. Здесь существенную роль играют традиции, обычаи. Заражение передается через речевые и неречевые средства общения: мимику, жесты и т.д.

Однако толпа не всегда возникает случайно, стихийно. Довольно часто ее возникновение провоцируется или умышленно создается. В этих случаях используются такие способы психического воздействия, как шантаж, угрозы, слухи, захват заложников, голодовка, попытка самосожжения, блокирование общественного транспорта. Так, слухи, представляющие собой недостоверные или частично достоверные сообщения, исходящие от одного или нескольких лиц о каких-либо событиях и устно передающиеся от одного к другому, в значительной степени влияют на возникновение толпы.

Внушение — один из основных способов информационного психологического воздействия личности или группы на других участников с помощью передачи различных по содержанию сообщений (уговоров, угроз, слухов, шантажа). Внушение всегда вербализовано. Оно-сознательная деятельность со стороны субъектов воздействия.

Разъяснение и убеждение также являются способами психологического воздействия. Они выполняют функции, аналогичные внушению. Но между ними есть и различия. Внушение действует путем непосредственного «прививания» сообщения, не нуждаясь в доказательстве и логике. Разъяснение и убеждение основаны на том, чтобы с помощью логического обоснования добиться согласия от личности, принимающей информацию. Убеждение представляет собой преимущественно интеллектуальное воздействие.

При анализе различных способов психического воздействия на развитие толпы следует иметь в виду, что на участников толпы влияет не только информационное значение речевых сообщений. Большую роль играют сила шума, выражаемого, как правило, в форме междометий, частота звуковых колебаний, рев большой массы людей. Все это воздействует на эмоциональное состояние.

Подражание также является одним из способов психологического воздействия, при помощи которого формируется толпа и осуществляются те или иные действия. В результате подражания поведение другого человека или массовое психическое состояние не только принимается, но и воспроизводится, тиражируется.

Для того, чтобы собрать толпу, прибегают к различным необычным, зрелищным, эффектным приемам. Например, в Москве на Красной площади не один раз совершались попытки самосожжения, приковывания себя цепями и т.п., что всегда собирало толпу.

Распространенным катализатором толпы являются блокирование общественного транспорта, групповая голодовка.

Участники толпы могут использовать в качестве способов психологического воздействия пикетирование, штурм административных зданий, ультиматум, «живое кольцо» и захват заложников. Использование данных способов не самоцель, а средство достижения целей.

Исследование феномена толпы началось во второй половине XIX в. — века бурных социальных движений и активного выступления пролетариата в странах Европы и Америки. Широкую известность в этот период получили работы Г. Тарда и Г. Лебона. Глобальная постановка проблемы толпы осуществлена в трудах Г. Тарда. Он считал, что объединение людей в общество происходит благодаря законам подражания, а подражание он рассматривал как род гипнотизма. Люди могут подражать вольно и невольно, сознательно и бессознательно. Толпа — сборище подражающих своему вожаку индивидов. Причина сборища заключается в биологической потребности людей в теплообмене. Г. Тард отмечал, что в толпе у человека растет эмоциональность и снижается интеллектуальная активность, в связи, с чем средний уровень интеллекта отдельного индивида в толпе ниже, чем у тех же индивидов вне толпы. Хотя, по мнению Г. Тарда, общество строится по законам подражания, основной функцией социальной жизни личности является частная инициатива. Он писал: «Всякая плодотворная инициатива в конце концов исходит от индивидуальной мысли, независимой и сильной». Таким образом, Г. Тард противопоставлял человека толпе.

Более проработанное с научной точки зрения содержание феномена толпы мы находим в трудах Г. Лебона. Несмотря на идеализм и реакционность взглядов Г. Лебона, с политической точки зрения его эмпирические наблюдения и исследования психологических особенностей поведения человека в массе представляют для социальных психологов теоретический и практический интерес.

Г. Лебон отождествлял массу с толпой, предвещая в XX в. наступление «эры масс» и связанный с ней упадок цивилизации. В понятие толпы у него вошли почти все большие группы, которые он разделил на толпы разнородные (уличные сборища, парламентские собрания и др.) и однородные (секты, касты, классы и т.п.).

Согласно Г. Лебону, в любой группе, даже когда собираются всего несколько человек, поведение индивида становится иным, так как в этом случае проявляется что-то вроде «коллективного духа», происходит это потому, что у человека есть врожденные и приобретенные представления, которыми он руководствуется в жизни. Врожденные представления — это генетическое наследство расы, передаваемое, наследуемое от предков и проявляемое в массе, толпе. Человек — часть толпы, которая руководствуется инстинктом и выступает как носитель «духа расы». Патриотизм и чувство необходимости защищать общественные интересы идут от толпы, а не от отдельных специалистов, даже и в области политики.

Включение индивида в толпу приводит к радикальным изменениям в его состоянии. Это связано с тем, что он подпадает под власть коллективного разума. «В коллективной душе интеллектуальные способности индивидов и, следовательно, их индивидуальности исчезают; разнородное утопает в однородном, и берут верх бессознательные качества», — считал Г. Лебон.

В толпе, по мнению Г. Лебона, происходит уравнивание всех, люди думают, чувствуют, переживают одно и то же. Происходит интеллектуальное снижение уровня индивида, отсюда быстрое переключение внимания, легкость восприятия самых фантастических слухов, податливость призывам и лозунгам. Толпа отличается повышенной эмоциональностью, а человек в ней способен совершать любые акты насилия и жестокости, которые в обычных условиях для него немыслимы. Причем понижение уровня интеллекта происходит у всех. Здесь толпа профессоров не сильно отличается от толпы уличных бродяг. Г. Лебон считал, что в толпе действуют механизмы анонимности, заражения и внушаемости. Из-за активации этих механизмов, подключающих человека к толпе через его врожденные представления, индивид становится импульсивным, раздражительным, неспособным обдумывать. У него наблюдается преувеличенная чувствительность и отсутствует рассудительность. Зато все эти недостатки в толпе субъект компенсирует чувством непреодолимой силы, поскольку ощущает себя частью большого целого.

Рассматривая соотношение вожака и толпы, Г. Лебон полагал, что для признания толпой кого-то вожаком от него требуются энергичность и проявление силы воли, ибо у толпы симпатии на стороне тирана, ей нужны преувеличенные чувства, а идеи и верования она принимает целиком.

Описание толпы встречается и в работах психоаналитической направленности.

Теория психоанализа, предложенная 3. Фрейдом, получила распространение в XX в. Главная ее идея состоит в том, что человек, будучи существом биологическим и вынужденным жить в обществе, все-таки руководствуется своими бессознательными, иррациональными по их проявлению, «либидинозными» влечениями.

В толпе индивид не осознает этих влечений, поскольку в его психике действуют механизмы рационализации, переноса и проекции. Механизм рационализации позволяет отдельным индивидам находить предлог и обоснование любым действиям, какими бы варварскими и жестокими они ни были. А механизм переноса направляет агрессивность человека иногда даже на те объекты, которые никакого отношения к причине, породившей агрессию и возмущение людей, не имеют. Наконец, механизм проекции представляет собой во время его действия приписывание субъектом своего собственного состояния (злости, недовольства, агрессии и т.д.) другим людям.

Отношение между индивидом как частью толпы и лидером складывается подобно отношению в семье между ребенком и отцом. Лидер толпы играет решающую роль. Каждый человек в толпе идентифицируется с ним, в результате чего толпа достигает однородности и единства.

Развивая теорию 3. Фрейда, Ф. Редль выделил типы лидеров:

  • лидер, которого толпа любит;
  • лидер, которого толпа боится;
  • лидер, у которого с толпой общность идеалов.

И. Джанис, работая также в русле идей 3. Фрейда, отметил, что в условиях опасности у человека резко повышается чувство зависимости. Поэтому отношение между вожаком и толпой сродни отношению между ребенком и родителями, которых он боится потерять.

Бихевиористские концепции толпы основное внимание уделяют соотношению между стимулом, на который реагирует индивид в толпе, и ее реакцией. Известность в рамках данной ориентации получила теория фрустрации и агрессии Дж. Долларда и Н. Миллера. Согласно этой теории, фрустрация как эмоциональная реакция на препятствие к достижению цели ведет к агрессивности индивида. Агрессивность «выплескивается» как на людей, действительно мешающих удовлетворить человеку свою потребность, желание, так и на случайных людей и даже на неодушевленные предметы. Объект агрессии можно спрогнозировать и даже управлять этим процессом для предотвращения нежелательных и непредсказуемых последствий.

Распространившуюся на ряде крупных фирм Японии и Америки практику битья манекенов руководителей можно рассматривать как практическое внедрение результатов исследований, проведенных в рамках теории фрустрации и агрессии. Однако она таит в себе опасность формирования у человека привычки действовать агрессивно.

Классификация толп

Различают простую (окказиональную), экспрессивную, конвенциональную и действующую толпу. Естественно, что названные виды толпы во многом условны. Толпа — весьма динамичное социально-психологическое явление. Один вид толпы может переходить в другой, но тем не менее каждый из видов обладает качественными отличиями.

Простая или окказиональная толпа представляет собой скопление лиц, желающих получить информацию о событиях или явлениях, очевидцами которых они стали по случайному стечению обстоятельств. Обычно ее образуют лица, испытывающие потребности в острых ощущениях, впечатлениях (любящих, иначе говоря, поглазеть). Такая толпа может объединять от нескольких десятков до нескольких сотен лиц. Поводами для ее скопления служат: какое-либо происшествие, как правило, дорожно-транспортное; поведение лиц, соответствующее общепринятым нормам; необычное явление и т.п.

В принципе простая толпа не представляет опасности, хотя и создает помехи и неудобства. В то же время она может превратиться в действующую, агрессивную. Иногда такая толпа устраивает самосуд (суд Линча).

Экспрессивная толпа — это группа людей, совместно выражающих чувства радости, горя, гнева и т.д. Так, поклонники рок-музыкантов, эстрадных звезд отличаются высокой экзальтированностью в поведении.

Подобные группы нередко складываются из числа зрителей, присутствующих на спортивных состязаниях и выражающих восторг успехами спортсменов, а также любителей острых ощущений, возникающих под воздействием азартных игр, наркотиков. Праздничные шествия во время больших событий, похоронные и иные процессии носят характер экспрессивной общности. Особое внимание органы внутренних дел уделяют экспрессивной толпе при похоронах людей, погибших в результате аварий, катастроф и т.д.

Конвенциональная толпа образуется, например, во время спортивных состязаний. Болельщики на стадионе неистовствуют, ведут себя так, как никогда не ведут себя в других ситуациях. Это обстоятельство является далеко не безобидным. Фанаты представляют реальную угрозу для общественной безопасности. Как правило, по своему составу значительную часть болельщиков составляют не просто любители спорта, а лица, испытывающие чувство привязанности к какой-либо из команд, преимущественно к местной.

Действующая толпа может быть спасающейся, стяжательской и так называемой агрессивной. Спасающаяся толпа — это толпа, находящаяся в состоянии паники (реакции массового страха при мнимой или реальной угрозе).

Действующая стяжательская толпа может складываться: на предприятиях торговли при продаже товаров, пользующихся большим спросом; у касс, реализующих билеты на стадионы, спортивные состязания, зрелищные представления и на транспорт, а также при входе в павильоны популярных выставок, на зрелищные мероприятия, стадионы при ограничении посадочных мест. В своем крайнем асоциальном проявлении действующая стяжательская толпа — не что иное, как мародеры, которые обосновывались в прифронтовых полосах, в зоне военных действий, чернобыльской аварии.

Агрессивная толпа отличается высшей степенью эмоционального возбуждения и особо тяжким характером противоправного поведения. Наибольший вред наносит поведение действующей агрессивной толпы в тех случаях, когда оно приобретает характер массовых беспорядков (групповых эксцессов).

Действующая агрессивная толпа — понятие собирательное. В одних случаях ее образуют группы, осуществляющие погромы, поджоги, убийства (не в политических целях, а в результате проявления недовольства). Как правило, к таким группам относятся болельщики, члены враждующих группировок и прочие общности, совершающие массовые антиобщественные действия. В других — она возникает за счет участников социального протеста (национально-освободительных движений, несанкционированных митингов, демонстраций, антирасистских выступлений и революционных переворотов).

По своим целям, составу названные общности отличаются друг от друга, но по результатам, правовой оценке, социально-психологической природе и механизмам похожи, хотя первые возникают чаще всего стихийно, а вторые формируются с определенной целью, профессионально.

Классификация участников толпы, даваемая в уголовном праве (организаторы, исполнители, подстрекатели, пособники — активные участники, все остальные — пассивные), имеет значение для судопроизводства, но оказывается недостаточной для социально-психологического описания ролевой структуры групповых эксцессов.

Ролевая структура участников толпы

  1. Организаторы массовых эксцессов — лица, которые проводят подготовительную работу по их созданию: заранее «проигрывают» и планируют эксцессы. Затем ими выбираются удобное время и повод для организации эксцессов.
  2. Зачинщики — это лица, развертывающие активную подстрекательную деятельность, направляющие действия участников, распределяющие роли, распространяющие провокационные слухи и т.п. Зачинщиками могут быть и организаторы, и подстрекатели из числа тех, кто претендует на завоевание лидирующего положения.
  3. Активные участники, т.е. лица, составляющие ядро эксцессов. Они образуют самую опасную (ударную) группу.
  4. Конфликтные личности, которые примыкают к активным участникам эксцессов исключительно из-за появления возможности в анонимной обстановке свести счеты с лицами, состоящими с ними в конфликте, разрядить эмоциональное напряжение, дать выход своему необузданному нраву, садистским импульсам. Среди таких личностей немало психопатических лиц, хулиганствующих элементов, наркоманов.
  5. Добросовестно заблуждающиеся — это те, кто становится участником эксцесса, во-первых, из-за ошибочного восприятия причин сложившейся обстановки; во-вторых, из-за ложно понимаемого принципа справедливости; в-третьих, под влиянием слухов.
  6. Эмоционально-неустойчивые — лица, идентифицирующие свои поступки с общим направлением действий участников; внушаемые, легко заражаемые общим настроением, без сопротивления отдающие себя во власть групповым явлениям.
  7. Любопытствующие — те, кто наблюдает со стороны и не вмешивается в ход событий, но своим присутствием усиливает эмоциональное возбуждение других участников.
  8. Примкнувшие — лица, которые становятся участниками эксцессов под влиянием угроз со стороны организаторов и подстрекателей из-за боязни физической расправы в случае отказа от участия в эксцессе.

Ю.А. Шерковин выделяет такие стадии внеколлективного поведения, как «циркуляция и кружение»; «кружение»; «немедленные действия»; «создание единого образа»; «активизация индивидов через дополнительное стимулирование».

Толпа и ее паническое состояние — общественная проблема. С толпой приходится иметь дело прежде всего правоохранительным органам. При этом, как установили американские исследователи, оценка размеров толпы на глаз полицией, как правило, преувеличивается в 2, 3 и даже в 20 раз. Это подтверждают и наши данные: оценки количества участников митингов и демонстраций наблюдателями от разных политических групп значительно отличаются.

Для установления численности скопления используется формула: сложить цифры, определяющие длину и ширину площади, занимаемой толпой, и умножить сумму на коэффициент плотности, который составляет 10 для плотных толп и 7 для менее плотных. Эта формула быстрого определения размеров толпы, при котором ошибка не превышает 20%.

Проблема контроля за поведением толпы очень сложна. Нельзя допускать возникновения агрессивной, стяжательной и панической толпы. Но самое главное — необходимо обустроить жизнь таким образом, чтобы не было у людей чувства фрустрации, отчаяния, безысходности, т. е, предпосылок возникновения паники и агрессии.

Сухов А.Н. Социальная психология преступности. — М., МПСИ, 2007 г.

См. также: