.
  

© Тит Нат Хан

Медитация: как найти гармонию внутри себя

Взлом креативаФрагмент книги Тит Нат Хан. Мир в каждом шаге. Путь осознанности в повседневной жизни. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016.

В суете современной жизни мы потеряли способность жить в настоящем и наслаждаться спокойствием и гармонией. Всемирно известный мастер дзэн и духовный лидер Тит Нат Хан в своей известной книге рассказывает о том, как с помощью медитации найти счастье и спокойствие даже в самых неприятных и стрессовых ситуациях.

Сидячая медитация

Наиболее устойчивое положение для медитации — сидя на подушке и скрестив ноги. Выберите подушку удобной толщины. Позы полулотоса и полного лотоса отлично поддерживают стабильность тела и мыслей. Чтобы сесть в позу лотоса, осторожно скрестите ноги, поместив одну ступню (полулотос) или обе (полный лотос) на бедро другой ноги. Если вам сложно сидеть так, можете просто скрестить ноги или найти любое другое комфортное положение. Позвольте спине выпрямиться, держите глаза полузакрытыми и положите руки на колени. Можете сесть на стул, если вам так приятнее, поставив стопы на пол и положив руки на колени. Либо же лягте на спину на пол, вытянув ноги примерно по ширине плеч, руки — вдоль тела, лучше ладонями вверх.

Если во время медитации у вас начнут неметь или болеть руки или ноги и это будет мешать сосредоточиться, просто смените позу на более удобную. Делая это медленно и внимательно, следя за дыханием и каждым своим движением, вы не потеряете концентрацию ни на секунду. При сильной боли встаньте, медленно и сосредоточенно походите, а когда все пройдет — сядьте снова.

В некоторых центрах медитации участникам сидячих практик не разрешают двигаться, и им приходится переживать значительный дискомфорт. Я считаю это неестественным. Если у вас что-то немеет или болит, значит, тело подает сигнал, и к нему следует прислушаться. Мы сидим и медитируем, чтобы культивировать в себе мир, радость и ненасилие, а не чтобы выдерживать физические мучения или наносить себе травмы. Если мы сядем поудобнее или какое-то время походим, мы почти не помешаем остальным, а себе существенно поможем.

Порой мы используем медитацию как способ укрыться от других людей и от жизни, спрятаться в нору, подобно кролику. Это поможет уйти от проблем на какое-то время, но, выйдя из норы, мы снова столкнемся с ними. Например, если практиковать медитацию чересчур интенсивно, можно почувствовать облегчение, достигнув усталости и перенаправив энергию от борьбы с проблемами. Но когда энергия вернется, вновь появятся и они.

Медитировать надо последовательно, но без агрессии, регулярно, на всех этапах повседневной жизни, не упуская ни единой возможности заглянуть поглубже в истинную природу жизни, включая природу наших проблем. Практикуясь таким образом, мы пребываем в полном единении с жизнью.

Мандариновая медитация

Если я предложу вам только что сорванный с ветки мандарин, то, уверен, радость, которую вы испытаете, будет зависеть от степени внимательности. Если вас не тяготят тревоги и сомнения, наслаждения вы получите больше. Если вы мучаетесь от гнева или страха, то почти ничего не почувствуете, словно мандарина не существует.

Однажды я принес группе детей полную корзину мандаринов. Ее пустили по кругу, и все взяли по одному плоду в руку. Затем каждый начал смотреть на свой мандарин, и я предложил детям помедитировать на происхождение этого плода. Дети увидели не только плод, но и его мать — мандариновое дерево. Я помог им представить, как цветущее дерево освещает солнышко и поливает дождик. Затем лепестки опали, появились крохотные зеленые завязи. Снова солнышко, снова дождик — и вот уже формируются и поспевают маленькие плоды. Наконец, кто-то сорвал зрелый фрукт, и вот он в нашей руке. Прочувствовав всё это, каждый ребенок по моей просьбе медленно очистил свой мандарин, обращая внимание на  легкие брызги эфирного масла от кожицы и распространяющийся аромат. Затем он поднес мандарин ко рту и внимательно откусил, полностью осознавая текстуру и вкус мякоти и сока. Все мы ели очень медленно.

Каждый раз при взгляде на мандарин мы можем проникнуть в его сущность. В одном мандарине можно увидеть всю вселенную. Как приятно очищать его и вдыхать запах. Потратьте больше времени на мандарин — это принесет счастье.

Медитация при ходьбе

Такая медитация может принести много радости. Можно медленно прогуливаться, одному или с друзьями, желательно в красивом месте. Медитация при ходьбе позволяет насладиться процессом ходьбы — не чтобы дойти куда-то, а просто пройтись. Цель — находиться в настоящем моменте и получать удовольствие от каждого шага, осознавая, что мы дышим и гуляем. Нужно стряхнуть с себя все волнения и тревоги, не думать о будущем и прошлом, радоваться здесь и сейчас. Попробуйте взять за руку ребенка. И идите, шагайте, словно вы самое счастливое существо на Земле.

В обычной жизни мы постоянно куда-то идем, а точнее, бежим. При таком движении наши шаги отпечатывают на Земле только заботы и сожаления. А идти надо так, чтобы после нас оставались мир и спокойствие. И все мы можем так ходить, если очень захотим. Ведь на это способен любой ребенок. Если мы сможем сделать один такой шаг, то за ним последует другой, третий, четвертый, пятый… Научившись ходить мирно и счастливо, мы создаем для всего человечества возможность мира и счастья. Медитация при ходьбе — удивительная практика.

Медитируя на свежем воздухе, стоит идти немного медленнее привычного темпа и координировать дыхание и шаг. Например, три шага на вдох и три на выдох. Можно повторять про себя: «Вдох, вдох, вдох. Выдох, выдох, выдох». Каждый раз, произнося название или имя чего-то или кого-то, мы делаем объект реальнее; итак, представьте, что зовете друга.

Если вашим легким нужно четыре шага, а не три, позвольте им это. Если всего два — пусть будет два. Продолжительность вдоха и выдоха может быть различной: скажем, три шага на вдох и четыре на выдох. Если во время ходьбы вы чувствуете счастье, мир и радость, значит, вы все делаете правильно.

Прочувствуйте контакт подошв с Землей. Идите, словно целуя ногами Землю. Мы принесли Земле столько страданий — пришла пора позаботиться о ней. Мир и спокойствие, выращенные внутри нас, мы приносим на поверхность Земли. Наш шаг одухотворен. Иногда, заметив нечто прекрасное, мы можем остановиться, чтобы разглядеть дерево, цветок, играющих детей… Но и поглощенные зрелищем, мы продолжаем следить за дыханием, иначе потеряем чудесный цветок и погрузимся в мысли. Когда мы захотим продолжить путь, то просто двинемся дальше. Каждый наш шаг создает легкий ветерок, освежающий тело и разум. Каждый шаг создает цветы, расцветающие под ногами. Мы окажемся способны на это, только если не станем думать о будущем и прошлом, поймем, что жизнь — в настоящем, и нигде больше.

Телефонная медитация

Телефон — прекрасное изобретение, но он может стать нашим тираном. Его звук или огромное количество входящих звонков может раздражать. Говоря по телефону, мы часто забываем, что это не живое общение, и тратим впустую много драгоценного времени (и денег). Мы часто обсуждаем по телефону разные пустяки. Звонок вызывает волнение и, возможно, тревогу: «Кто это? С какой вестью?» Но неведомая сила уже неудержимо тянет нас к телефону, жертвами которого мы стали.

Вот мой совет. В следующий раз, услышав звонок, не берите сразу трубку. Осознанно вдохните и выдохните, улыбнитесь сами себе и вспомните фразу: «Слушай, слушай! Этот чудесный звук возвращает меня к истинной сути». Когда звонок прозвучит во второй раз, повторите фразу и улыбнитесь — на этот раз получится уже более спокойно. Улыбка расслабляет мышцы лица и снимает напряжение. Вы вполне можете позволить себе дыхание и улыбку, потому что если звонящему действительно есть что сказать, он наверняка не положит трубку после пары гудков. Наконец, услышав звонок в третий раз, подойдите к телефону медленно и уверенно, продолжая дышать и улыбаться. Вы владеете собой. Вы знаете, что улыбка — не только для вас, но и для звонящего. Если вы раздражены или злитесь, он услышит ваш негатив. Но вы подышали и улыбнулись, вы осознали себя, и каким счастьем станет для звонящего, когда вы поднимете трубку!

Если же звоните вы сами, советую перед этим тоже вдохнуть и выдохнуть три раза. Услышав гудки, вы подумаете, что, возможно, ваш будущий собеседник тоже практикует дыхание и улыбается, поэтому нужно подождать третьего гудка. Вы говорите себе:

«На том конце провода практикуют осознанное дыхание — и я тоже хочу!» И продолжаете дышать одновременно с абонентом. Разве это не великолепно?

Описанная мной чудесная практика не требует зала для медитации, ею можно заниматься на работе или дома. Не знаю, правда, как это делать телефонным операторам, у которых одновременно звонит множество телефонов. Но, думаю, они сами разберутся. А остальные всегда имеют право на три вдоха и выдоха. Телефонная медитация может помочь справиться со стрессом и депрессией и глубже осознать повседневность.

Медитация водителя

Много лет назад во Вьетнаме я стал первым монахом-велосипедистом. Тогда казалось, что это занятие совсем не подходит духовному лицу. Сегодня монахи ездят и на мотоциклах, и на автомобилях. Медитативные практики приходится обновлять, адаптируя к реальной ситуации в мире, поэтому я сочинил короткое стихотворение, которое вы можете читать, прежде чем завести машину. Надеюсь, оно вам пригодится.

Я собираюсь завести машину, Зная, куда я еду.

Я и машина — единое целое.

Если машина едет быстро, я тоже еду быстро.

Иногда садиться за руль вовсе не обязательно, но мы решаем прокатиться, просто чтобы сбежать от самих себя. Мы ощущаем внутреннюю пустоту и не желаем разбираться в проблеме. Нам не нравится постоянная занятость, но каждый раз, улучив свободную минуту, мы боимся остаться наедине с собой. Мы пытаемся убежать. Включаем телевизор, снимаем трубку, углубляемся в роман, встречаемся с друзьями — или садимся в автомобиль. Цивилизация учит нас поступать так, навязывая множество занятий, разлучающих нас с самим собой. Прочитав это стихотворение перед тем как повернуть ключ зажигания, мы как будто получим факел, и при его свете может оказаться, что ехать нам никуда не нужно. Где бы мы ни оказались, наше «я» всегда будет с нами, сбежать от себя невозможно. Так зачем лишний раз включать двигатель, когда можно просто отправиться на прогулку и медитировать?

Говорят, что за несколько последних лет кислотные дожди уничтожили больше пяти миллионов квадратных километров леса. Отчасти в этом повинны наши машины. «Я собираюсь завести машину, зная, куда еду» — в этой фразе кроется вопрос. Куда я направляюсь? К саморазрушению? Если погибнут деревья, мы тоже умрем. Если запланированное путешествие действительно необходимо — вперед! Но если без него можно обойтись, выньте ключ из замка зажигания и пройдитесь по берегу реки или по парку. Вы вернетесь к самому себе и подружитесь с деревьями.

«Я и машина — единое целое». Нам кажется, будто мы хозяева машины, а она лишь механизм, но это не так. Используя инструмент или механизм, мы сами меняемся. Скрипка делает скрипача прекрасным. Человек с ружьем становится опасным. За рулем машины мы — это мы плюс машина.

В нашем обществе вождение автомобиля — повседневная привычка. Я не призываю вас отказаться от нее, но старайтесь садиться за руль осознанно. Сидя на водительском месте, мы думаем только о пункте назначения. Каждый красный сигнал светофора расстраивает нас, словно враг, мешающий достичь цели. Но мы можем смотреть на него и как на колокольчик, призывающий вернуться в текущий момент и осознать себя. В следующий раз, увидев красный свет, улыбнитесь ему и сосредоточьтесь на дыхании:

«Вдыхая, я успокаиваю свое тело. Выдыхая, я улыбаюсь». Раздражение несложно превратить в приятное ощущение. И вот перед вами все тот же стоп-сигнал — но как он изменился! Он стал другом, помогающим нам помнить, что проживать свою жизнь мы можем лишь в настоящий момент.

Несколько лет назад я вел ретрит в Монреале. Один друг решил свозить меня в горы. Когда мы ехали через город, я заметил, что на номерных знаках машин, останавливавшихся перед нами, было написано Je me souviens («Я помню»). Не знаю, о чем водители хотели помнить (возможно, о своем французском происхождении), но я сказал другу, что нашел для него подарок: «Каждый раз когда увидишь на автомобиле надпись Je me souviens, вспоминай о дыхании и улыбке. Пусть это станет звоночком внимательности. Так в Монреале ты получишь множество возможностей подышать и улыбнуться».

Он пришел в восторг и поделился этим приемом с друзьями. Потом мы встретились во Франции, и он пожаловался, что в Париже нет таких надписей и ему труднее практиковать. Я заметил: «Зато в Париже множество светофоров и стоп-сигналов. Можешь использовать их». Вернувшись в Монреаль после Парижа, он написал мне чудесное письмо: «Учитель, практиковать в Париже очень просто. Каждый раз, когда передо мной останавливалась машина, я видел, как мне подмигивает Будда. Нужно было отвечать ему дыханием и улыбкой. Я получил истинное удовольствие от парижских дорог».

В следующий раз в пробке не пытайтесь с нею бороться: все равно бесполезно.  Откиньтесь  на  спинку сиденья и сочувственно, с любовью и добротой улыбнитесь себе. Насладитесь моментом, подышите и улыбнитесь — и тем самым сделайте попутчиков счастливее. Счастье всегда рядом, если вы умеете дышать и улыбаться, потому что счастье всегда пребывает в текущем моменте. Практикуя медитацию, вы возвращаетесь в настоящее, чтобы встретиться с цветком, синим небом и малышом. Счастье всегда с вами.

Медитация в ходьбе при гневе

Если в вас поднимается волна гнева, советую выйти из помещения для медитации при ходьбе. Свежий воздух, деревья и зелень подействуют на вас благотворно. Можно говорить про себя так:

Вдыхая, я знаю, что гнев здесь. Выдыхая, я знаю, что гнев — это я. Вдыхая, я знаю, что гнев неприятен.

Выдыхая, я знаю, что это чувство пройдет. Вдыхая, я спокоен.

Выдыхая, я достаточно силен, чтобы позаботиться о гневе.

Чтобы ослабить неприятное чувство, вызванное гневом, мы отдаемся всем разумом и сердцем практике медитации при ходьбе, соотнося дыхание с темпом ходьбы и полностью осознавая касания подошвами земли. Шагая, мы произносим фразу и ждем, пока не успокоимся достаточно, чтобы взглянуть в глаза гнева. До тех пор можно просто наслаждаться дыханием, ходьбой и красотой окружающего мира. Через некоторое  время  мы  будем  меньше  ощущать  гнев и почувствуем себя сильнее. Тогда можно начать наблюдать гнев напрямую и пытаться понять его.

Медитация на сострадании

Любовь — это ум, приносящий другому человеку мир, радость и счастье. Сострадание — ум, удаляющий страдание другого человека. В уме каждого из нас заложены семена любви и сострадания, и мы можем развить эти чистые, чудесные источники энергии. Мы можем поддерживать безусловную любовь, не ожидающую ничего в ответ и поэтому не приводящую к тревоге и неудовлетворенности.

Сущность любви и сострадания — понимание, способность  признавать  физическое,  материальное и психологическое страдание других людей и ставить себя на их место. Мы словно проникаем в их тело, чувства и сознание и представляем себе их страдания. Поверхностного постороннего наблюдения недостаточно, чтобы увидеть страдание другого. Мы должны стать единым целым с объектом наблюдения. Когда мы соприкасаемся со страданием другого человека, в нас рождается чувство сострадания, ведь это слово буквально означает «страдать вместе с кем-то».

Мы начинаем с выбора в качестве объекта медитации человека, испытывающего физическое или материальное страдание: слабого и часто болеющего, бедного или угнетенного, беззащитного. Такие страдания легко заметить. Затем можно перейти к практике контакта с более сложными формами страдания. Иногда мы не видим страдания в человеке, но можем понять, что он хранит обиды, оставившие свой след. Страдают даже люди, весьма благополучные материально. Как во время сидячей медитации, так и при непосредственном общении мы пристально смотрим на человека, выбранного для медитации сострадания. Чтобы установить подлинно глубокий контакт с его страданием, нужно уделить этому много времени. Мы продолжаем наблюдать за ним, пока сострадание не поднимется и не проникнет во все наше существо.

Когда мы так глубоко наблюдаем человека, плоды медитации естественным образом преобразуются в действия. Мы не просто говорим: «Я очень люблю его», — а добавляем: «Я сделаю что-нибудь, чтобы он не страдал так». Ум сострадания подлинно присутствует там, где помогает избавиться от чужих страданий. Нам нужно искать пути для поддержки и выражения сострадания в нас самих. Входя в контакт с другим человеком, даже говорящим и делающим то, что непросто принять, мы должны научиться показывать, как наши мысли и действия выражают ум сострадания. Мы практикуем до тех пор, пока отчетливо не увидим: наша любовь не зависит от того, насколько приятен этот человек. Это знак, что наш ум сострадания тверд и искренен. Мы сможем чувствовать себя легче, и в итоге пользу получит и объект медитации. Его страдания постепенно уменьшатся, а жизнь под воздействием нашего сострадания станет более яркой и радостной.

Мы можем также медитировать на страдания того, кто заставил страдать нас. Тот, кто заставляет страдать других, без сомнения, страдает сам. Нужно просто следовать за своим дыханием и смотреть вглубь человека, и мы наверняка увидим его страдание. Часть его сложностей и невзгод могут оказаться следствием неумелых действий его родителей. Но и его родители могли стать жертвами своих: страдание передавалось из поколения в поколение. Увидев это, мы не станем больше обвинять его в наших страданиях — ведь мы поймем, что и сам он жертва. Смотреть вглубь — значит понимать. Когда мы поймем, почему он ведет себя плохо, наша обида на него уйдет и мы захотим, чтобы он страдал меньше. Мы почувствуем спокойствие и свет и сможем улыбнуться. Чтобы получить успокоение, нам не нужен другой человек. Глядя в душу другого, мы примиряемся с самими собой, и проблема перестает существовать. Рано или поздно он поймет, как мы к нему относимся, и разделит обновляющий поток любви, так естественно струящийся из нашего сердца.

Медитация на любви

Ум любви приносит мир, радость и счастье нам самим и окружающим. Внимательное наблюдение питает дерево понимания, а красивейшие цветы на нем — сострадание и любовь. Развивая ум любви, мы должны направить его на объект внимательного наблюдения, чтобы ум любви не остался в нашем воображении, а послужил источником энергии, по-настоящему воздействующей на мир.

Медитировать на любви значит не просто сидеть и представлять, как она распространяется по миру подобно звуковым или световым волнам. Звук и свет способны проникать повсюду — то же делают любовь и сострадание. Но если наша любовь — лишь плод воображения, она вряд ли окажет какое-либо воздействие. Понять, присутствует ли в нас ум любви и насколько он стабилен, мы можем только в суете повседневной жизни, при реальном контакте с другими людьми. Если наша любовь истинна, она проявится в повседневности, в том, как мы относимся к людям и миру.

Источник любви скрыт глубоко внутри нас, и мы способны помочь другим найти счастье. Одно слово, одно действие или одна мысль могут сократить страдание человека и принести ему радость. Одно слово способно принести комфорт и уверенность, избавить от сомнений, помочь избежать ошибки, сгладить конфликт или открыть двери к освобождению. Одно действие может спасти жизнь человека или помочь ему воспользоваться редкой возможностью. Одна мысль может сделать то же самое, ведь мысли всегда ведут к словам и действиям. Если в нашем сердце любовь, то каждая мысль, каждое слово и каждое дело способны породить чудо. Поскольку в основе любви лежит понимание, порожденные любовью слова и действия всегда благотворны.

Медитация объятий

Обниматься — прекрасная западная традиция, а мы, жители Востока, хотели бы соединить с ней практику осознанного дыхания. Держа в объятиях ребенка, обнимая мать, супруга или друга, вдохните и выдохните три раза: это как минимум десятикратно увеличит ваше счастье.

Если вы отвлечетесь, задумавшись о другом, ваши объятия станут не такими искренними и, возможно, не такими приятными. Поэтому рекомендую: обняв ребенка, друга или супруга, осознанно вдохните и выдохните первый раз и вернитесь в настоящий момент. Затем, продолжая держать его в объятиях, три раза осознанно подышите — и получите такое наслаждение, которого никогда не испытывали.

Мы практиковали медитацию объятий на ретрите для психотерапевтов в Колорадо, и один участник, вернувшись домой в Филадельфию, обнял в аэропорту свою жену так, как никогда раньше. Одного этого хватило, чтобы его жена посетила наш следующий ретрит в Чикаго.

Чтобы привыкнуть обнимать осознанно, может понадобиться время. Если вы ощущаете внутри себя пустоту, обнимая друга, попробуйте похлопать его по спине, чтобы показать ему, что вы целиком и полностью с ним. Но чтобы это было правдой, вам нужно только дышать, — и внезапно ваш друг станет для вас абсолютной реальностью. Вы оба действительно существуете в этот момент, и он станет одним из лучших в вашей жизни.

Предположим, ваша дочь подходит и хочет с вами пообщаться. Если вы не присутствуете здесь и сейчас (думаете о прошлом, беспокоитесь о будущем или охвачены гневом или страхом), то ребенок, стоящий перед вами, не будет для вас существовать. Он подобен призраку — да и вы сами тоже. Если вы хотите быть с ним, нужно вернуться в настоящий момент. Осознанно дыша, объединив тело и разум, вы вновь превращаете себя в реального человека. Когда вы становитесь реальным, ваше дитя тоже становится реальным. Его присутствие — чудо, и в этот момент возможна подлинная встреча с жизнью. Обняв его, продолжая дышать, вы пробудитесь для ощущения бесценности любимого человека и самой жизни.

См. также:

Практика медитации: путь к успеху
Мышечная релаксация: описание техники

© Тит Нат Хан. Мир в каждом шаге. Путь осознанности в повседневной жизни. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016.
© Публикуется с разрешения издательства

Канал в Telegram: @PsyfactorOrg
 
.
   

© Copyright by Psyfactor 2001-2017.
© Полное или частичное использование материалов сайта допускается при наличии активной ссылки на Psyfactor.org. Использование материалов в off-line изданиях возможно только с разрешения администрации.
Контакты | Реклама на сайте | Статистика | Вход для авторов