© Н. В. Серов

Лечение цветом. Мода и гармония
(продолжение)

««« К первой главе

Глава 2. Одежда и мода

Человеческий глаз может различить около миллиона цветовых оттенков. Но изолированные от всего и вся цвета встречаются лишь во сне, в кино, да в экспериментах психологов. Правда, теперь еще и в цветотерапии.

Обычно же цвет связан с определенными вещами. И всем, наверное, понятно, что цвет шляпки будет воздействовав совсем иначе, чем цвет юбки.

Эта проблема в лечении цветом приобретает особо важный характер. И вызвана она не столько эстетическим, сколько этическим соотнесением человеческого «низа» и «верха». Социального и сексуального.

Единой нормы не существует ни для людей с различным здоровьем или темпераментом. Характером или социальным положением. То, что в одном случае оказывается полезным для «верха», может быть противопоказано для «низа», в другом.

Аналогичное заключение относится к «правому» и «левому» (логическому и эмоциональному) при современных тенденциях к модной ассиметрии в одежде.

2.2. И никакая ссылка на замедленность цветовоздействия не может спасти неграмотного модельера. Цвет в одежде медленно, но действует.

Цветотерапевту же прежде всего следует по карте обозначить конкретные сферы человеческого организма для активного цветового воздействия специфическим светом на бессознание или подсознание.

Впрочем, как и модельеру — для вида одежды при длительном (прологированном) лечении, которое в быту еще называют ношением одежд модных или немодных цветов.

2.3. Цвет одежды воздействует на нас тремя путями. Во-первых, существуют кожные рецепторы, которые передают бессознанию необходимую информацию и специфическую энергию цвета.

Второй путь — это зрение, воспринимающее цвет уже на уровне подсознания и сознания.

И, наконец, третий путь — это окружающие нас люди, которые воспринимают цвета и ведут себя с нами в соответствии с этим восприятием.

Существование первого пути доказывают опыты со слепыми, проведенные около 10 лет назад в США.

Второй путь очевиден: человек не только выбрал свой цвет одежды прежде, чем одеть на себя. Он постоянно воспринимает его (или свое?) отражение в зеркале и т. д.

Не так очевиден третий путь, ибо «встречают по одежке...».

2.4. В восприятии одежды мы неосознанно ожидаем, что ее цветовая выразительность согласуется с чуствами, мыслями, а быть может, и с мировоззрением этого человека.

И провожаем его «по уму»,— то есть, в зависимости от того, одел он свои или «чужие» цвета.

Несомненно, цвет обладает определенными информационными свойствами, смысл которых недоступен нашему сознанию.

Хотя подсознательно мы и внимаем им. Иначе не встречали бы «по одежке»...

Поэтому вряд ли можно считать разумными постоянные советы модельеров типа «Ваш цвет» или «Какой цвет Вам идет вообще». То есть, формально перечислив лишь цвет глаз, волос, кожи и т. п.

2.5. Разумеется, очень многое зависит и от предназначения цвета. Одни цвета мы выбираем для себя, другие для ребенка, третьи для гостиной и т. д. И все для «внешней» среды.

А ближайшей внешней средой является, конечно же, одежда. Понятно, что личный выбор ее цветов определяется и социальной, и эстетической, и биологической предрасположенностью.

Однако пока мы выбираем свои цвета, общество задает моду на них. Оно приспосабливает цвета большинства людей к своим цветам. Или меняет оттенок моды под цветовым воздействием отдельной личности.

Как же научиться чувствовать и понимать цвета? И не просто различать модные оттенки, а выбирать для себя их гармоничное сочетание.

Чтобы лучше и комфортнее чувствовать себя в окружающем мире. Создавая комфорт окружающим.

2.6. Все, наверное, замечали как бросаются в глаза новые цвета одежд. И как со временем окружающие все менее и менее замечают этот цвет. Или человека в одежде этого цвета.

Значит, при длительном воздействии какого-либо цвета чувствительность окружающих к нему снижается. Этот цвет как бы тускнеет в их глазах.

Происходит это в силу свойства нашей души подразумевать под любым из цветов совершенно другой. Противоположный ему. Контрастный.

Вызывающий вместе с первым ощущение белого или серого цвета (см. прим. на с. 5).

Душа наша всегда и во всем ищет равновесия. За внешним цветом ищет она внутренний, обычно контрастный к первому.

При сочетании же только внешних контрастных цветов в равных количествах может случиться невероятное. Воздействие обоих цветов тут же взаимно уничтожается.

Все это может вызывать чувство беспокойства. Ибо нет того преобладающего цвета, который лишь и создает определенный эмоциональный настрой.

Никаких всеобъемлющих правил цветовой гармонии пока нет. Да и не может быть, наверное. Дело это не столько спорное, сколько совершенно безнадежное: «На вкус и цвет товарищей нет». И уж тем более в моде.

2.7. Быть может, со временем историки моды и установят какие-либо цветовые законы ее развития.

Пока же приведем одну любопытную параллель между нашим временем и Римской империей I в. н. э. И там и тут моды контрастирующие сочетания ярких сине-зеленых, оранжево-желтых и фиолетово-пурпурных тонов.

Сплошное противоречие. А ведь носили и носим. И не только на себе.

И в себе носим что-то такое, что заставляет нас внимать всем этим контрастирующим цветам. И не выглядеть нелепо на фоне столь безумно противоречивого времени.

2.8. Отметим еще раз, что контрастный цвет может лишь сопутствовать фону, то есть основному тону одежды. Но не уравниваться с ним в правах. Как это случалось в Риме I в. н. э. Как это случилось в начале 90-х годов с нами.

Цветовая отделка одежды напрямую связана с учетом фона. Больше всего под влиянием цветного фона изменяются красный и зеленый цвета.

Так, зеленый желтеет на голубом и синеет на оранжевом. Красный же на фиолетовом фоне кажется оранжевым, а на оранжевом приобретает характер фиолетово-пурпурного.

Цветовой язык о многом говорит знающему. И конечно же, о том как меняется человек под действием цвета. И как под действием моды меняется цвет.

2.9. Зная теперь, что один и тот же цвет утомляет не только окружающих, но и нас самих, можно легко понять, почему мода так активно изнутри нас периодически вступает в свои права.

Как солнце проходит она по зодиакальному кругу души.

По кругу цветов Белого Света. Вот они, эти зодиакальные знаки. Своими весьма специфическими цветами они выявляют и собственный контраст. И относительный период их смены в нашей душе.

Телец — красный. Скорпион — зелено-голубой.

Близнецы — оранжево-красный Стрелец — голубой.

Рак — оранжевый. Козерог — синий.

Лев — желтый. Водолей — сине-фиолетовый.

Дева — желто-зеленый. Рыбы — фиолетовый.

Весы — зеленый. Овен — пурпурный.

В моде для каждого цвета период этот различен. И не так уж последователен, как в зодиакальном круге.

В среднем, модным принято считать цвет от одного до трех лет. Проще говоря, этот период предназначен нам природой социального общения для перехода к следующему этапу интеллектуального развития.

2.10. Цветотерапия позволяет ускорить этот процесс и за не сколько сеансов достичь тех же результатов, что привносят в нашу жизнь многолетние цвета моды.

И одновременно остаться в том же возрасте, что и были. И вместе с тем, получить цвета, требуемые от нас развивающимся интеллектом.

Далее приведены определенные значения цветового языка без перечисления весьма специфических длин волн, интенсивностей и режимов цветолечения.

Не даются также и сведения о лечении редких болезней, которые были бы скучны или неинтересны читателю.

Поэтому за основу взяты лишь известные цвета. Или распространенные заболевания, которые успешно лечатся воздействием этих цветов.

Даны и обобщенные значения хроматических сублиматов интеллекта. Результаты собранных нами многовековых работ по цвету и цветотерапии могут показаться кому-то осознанными. То есть, противоречащими всему предыдущему изложению.

2.11. Однако история человечества состоит в периодическом осознании неосознаваемого. И в постоянном забывании того, что окончательно не может быть осознано никогда.

Все-таки, «сознание есть страдание»,— считает Къеркегор. Страдание осознания. Поэтому и цвет нельзя осознать до конца.

Как Бога. В Него можно верить. Или не верить. Его можно чувствовать, но нельзя понять.

Поэтому и цветовой язык со временем уходит в коллективное бессознательное — в неосознаваемую долговременную память человечества. В память вероисповедания.

В последнее время появляются упоминания о соответствии ячеек этой памяти — архетипов — конкретным мировым религиям. Ниже дается их цветовое соотнесение.

Поскольку каждое вероисповедание лечит страждущих, то мы приводим и значения соответствующих цветов в различных религиях.

Хотя значения каждого из цветов могут оказаться интересными и полезными не только верующим.

Будь это просто цвет. Или цвет архетипа. Цвет сублимата. Или цвет моды.

2.12. Новый цвет навязать невозможно, пока не привыкнешь к старому. Ибо он является мощным средством саморазвития человека. Средством, действующим на неосознаваемом нами уровне.

В социальном смысле цветовое воздействие аналогично функциям секса. Если их периодически не извлекать из бессознания или подсознания, они так и останутся бездуховно-животными.

А ведь оба служат возвышению нашей бренной жизни. Служат не столько телу, сколько душе.

И не столько человеку, — человечеству. Общечеловеческой культуре. Ее неосознаваемому саморазвитию.

Поэтому и в моде, и в цветолечении цвет можно считать таким средством внушения, противостоять которому практически невозможно.

Как Богу, в которого веруем.

««« Назад  К началу  

© , 1993 г.