© Н. В. Серов
Цветолечение. Мода и гармония
(продолжение)
Приложение 2. Синтония цвета и цветолечение.
Проблема свето- и цветолечения и, в частности, синтонической стимуляции в оптометрии существует с последней четверти XIX века. Так, в 1876 году доктор Сетчи лечил душевнобольных фиолетовым светом, полученным фильтрацией света солнца; доктора Штейн (1890 г.) и Келлог (1894 г.) ввели в медицинскую практику общее инфракрасное и видимое облучение лампами накаливания. В 1892 г. доктор Минин применил лампу ИК-излучения из синего стекла со специальным рефлектором, нашедшим в дальнейшем значительную популярность. В 1895 г. Эвальд использовал ультрафиолетовое излучение вольтовой дуги для лечения невралгических болей. К началуXX века доктора Бехтерев, Жуар, Пото и многие другие применяют в целях синтонической стимуляции и лечения фильтрованный свет различных длин волн. При этом нередко отмечалось, что лечеокии действие цвета осуществляется не только через органы зрения, но и через кожу; об этом говорят также и данные нейрофизиологии, и опыты со слепыми.
Наблюдения электрофизиологии, в частности, показали, что при различных эмоциональных состояниях возникают различные колебания потенциалов кожного покрова. Совместное протекание кожно-гальваническпп и толчковой реакций дает право рассматривать их как часть общего вегетативного рефлекса. Биологическое значение последнего связано с вегетативным обеспечением адекватного цветовосприятия организмом за счет мобилизации адаптационно-трофических механизмов филогенетической памяти человека.
В целом цветолечение основано на знании законов физической химии, биофизики и психофизиологии человека. Биофизика и физическая химия позволяют установить законы распространения и поглощения излучений, которые возбуждают рецепторы кожи и сетчатки глаза, вызывая этим различные биохимические процессы в организме, приводящие к изменению всей нейро-эндокринной системы. Закономерности психофизиологии человека дают возможность связать чувственное цветовосприятие организма в целом с отдельными составляющими: например, с гипоталамо-гипофизарной системой, вегетативно-эндокринно-метаболическими компонентами, кортико-висцеральными или субкортикальными и т. п.
Психофизиологическое воздействие цвета на организм человека основано на взаимодействии соответствующих рецепторов с электромагнитными волнами, близкими к области солнечной радиации, пропущенной атмосферой. Поскольку организм воспринимает также излучение в области инфракрасных (ИК) и ультрафиолетовых (УФ) лучей, кратко рассмотрим их действие, условно относя эти излучения к синтонии цвета.
ИК- и УФ-лучи.
ИК-лучи обладают способностью к проникновению через кожу в организм человека на глубину до 50-60 мм. УФ-лучи же поглощаются поверхностными слоями кожи и поэтому проникают всего лишь на глубину 0,5—0,6 мм.
Результатом интенсивного поглощения УФ-излучения является его мощное биохимическое воздействие на структуру клеток, влияющее на центральную и вегетативную нервную систему, эндокринные процессы и, таким образом, на весь организм. Наибольшим терапевтическим действием обладают УФ-лучи от 280 до 380 нм. Ниже 280 им УФ-лучи биохимически сверхактивны вплоть до осуществления люминесценции глазных сред и фотолиза биореагентов,— поэтому далее речь будет идти лишь о терапевтических УФ-лучах.
Поскольку для всех видов излучении действует известный закон Гротгуса-Дрейпера, согласно которому химические изменения в системе может вызвать только излучение, которое ею поглощается, то несложно предположить существование аналогичного механизма для принципиального отбора адекватно-реагентной длины волны в цветолечении. Основанное на определенном антагонистическом действии поглощательной (УФ) и проникающей (ИК) способности излучений, цветовоздействие на организм человека будет определяться степенью равновесия обоих отделов вегетативной нервной системы на уровне нейро-гумо-ральной сферы к моменту начала лечения.
Влияние УФ-лучей (в первой фазе облучения — УФ-I) сказывается на повышении тонуса симпатического отдела вегетативной нервной системы (наблюдается первоначальный подъем артериального давления крови) с последующим его понижением во второй фазе облучения (УФ-П). В то же время ИК-лучи снижают функцию симпатической иннервации, понижая артериальное давление крови и вызывая кожную гиперемию. Таким образом, с точки зрения действия на нервную систему можно отметить своего рода синергизм симпатикотропных ИК- и УФ-П-излучений и их антагонизм по отношению к ваготропному УФ-1-излучению.
Аналогично антагонистическому действию ИК- и УФ-лучей на организм человека через кожный покров, противоположные изменения чувствительности цветовосприятия органов зрения к цветам теплой (красный, оранжевый, желтый) и холодной (зеленый, синий, фиолетовый) областей спектра наблюдается при медикаментозном воздействии на подкорковую область головного мозга. Так, кордиамин, как стимулятор подкорки, уменьшает чувствительность глаза к теплым цветам и увеличивает к холодным, тогда как такой депрессор подкорки, как веронал, изменяет чувствительность глаза в обратную сторону.
Отсюда, а также из нижеследующего можно сделать вывод об антагонистичности не только аппаратов восприятия теплых и холодных цветов, но и УФ- и ИК-излучений. Как следует из опыта, обе кривые совпадают при 420 нм (фиолетовый), 570 нм (желто-зеленый) и 690 нм (красный цвет). Не останавливаясь на причинах расхождения между этими и «перцептивно чистыми» цветами Геринга (С-470, гЗ-500, ЖЗ-575 и П-440 + 675 нм), отметим лишь их константность при различных стимульных условиях. Возможно, экстраполяция этих кривых за граничные точки могла бы дать более полную картину влияния электромагнитных излучений на организм человека.
Так, например, действие зеленого цвета (также как ИК- и УФ-П-лучей) является симпатикотропным (чувствительным к зеленому раздражителю при возбуждении симпатического отдела в. н. с.), т. е. понижает давление крови и изменяет соотношение ионных концентраций в тканях реагирующего органа в направлении относительного увеличения ионов кальция и этим — уменьшения ацетилхолина в крови. Таким образом, аналогично ИК- и УФ-Н-лучам, зеленый цвет увеличивает (за счет увеличения содержания кальция) противодействие тканей, их механическую прочность и устраняет болезненные очаги. Поскольку введение ионов кальция в организм может быть связано с возбуждением симпатического нерва и уменьшением чувствительности тканей к свету, то можно полагать, что при симпатикотонии аппарат восприятия холодных цветов должен быть более возбудимым и более чувствительным, чем при возбуждении блуждающего нерва.
В то же время красный цвет (аналогично УФ-1-лучам), как ваготропный, повышает давление крови и производит перемену в ионном показателе в сторону относительного увеличения ионов калия и этим — увеличения ацетилхолина в организме больного, что приводит к повышению чувствительности аппарата восприятия теплых цветов при ваготонии.
С учетом этого антагонизма цветов в их восприятии всю область спектра можно разделить на две группы: симпатикотропную и ваготропную. Действительно, как из теории контрастных цветов, так и из опытов Лэнда известно, что если органы зрения воспринимают цвет путем сравнения более длинных и более коротких световых волн, то где-то между ними должна существовать центральная точка равновесия, или «точка обращения цвета», в которой до следующей точки все цвета будут симпатикотропными, а вправо — парасимпатикотропными. Такой «центральной точкой» можно считать, по-видимому, индивидуальную для каждого субъекта область спектра приблизительно при 570 + 575 нм.
Тогда рефлекторное воздействие цветов I группы на в. н. с. можно связать с их проникающей способностью и, с другой стороны, с непосредственным влиянием на поверхностно расположенные между клетками эпидермиса нервные окончания и сети кровеносных сосудов, включая сюда рецепторы сетчатки. Гуморально-эндокринное влияние на организм цветов II группы осуществляется, по-видимому, путем образования продуктов фотодиссоциации белков под воздействием биохимически активных УФ-лучей, поглощаемых кожей, что в итоге также приводит к раздражению нервных окончаний, как и воздействие на рецепторы сетчатки цветов теплых тонов. Поэтому при цветолечении и синтонческий стимуляции организма человека, вероятно, следует, во-первых, учитывать всю область электромагнитных волн раздражителя, включая сюда ИК- и УФ-излучения, пропущенные фильтром. И, во-вторых, необходима дальнейшая разработка теории феномена Лэнда для адекватного согласования пропускаемых фильтрами контрастных цветов, которые одновременно могут воздействовать противоположным образом на организм человека.
Поскольку в целях синтонической стимуляции применяются фильтры преимущественно пропускающие излучения с характерными областями в желто-зеленой, а также красной (при лечении эзофории) или синей (при лечении экзофории), то именно здесь необходимо в первую очередь проводить учет указанных выше антагонистических особенностей цветов. Экстремум цветораз-личения приходится на область 560—575 нм. Поэтому всегда имеет смысл разделять действие излучений по принципу их воздействия на нервную систему,— хотя оба механизма функционально связаны и, вообще говоря, можно было бы говорить о едином рефлекторно-гуморальном механизме цветолечения.
Задачу общего воздействия цветом, по-видимому, можно искать в повышении реактивности больного организма для усиления факторов иммунитета и одновременном снижении местных проявлений болезненных состояний. Иначе говоря, необходимо осуществлять общую сенсибилизацию организма к поглощаемому в определенной степени дефицитному цвету и местную десенсибилизацию к цвету, связанному с увеличением к нему чувствительности.
Поскольку, например, УФ-излучение поглощается в наибольшей степени, то можно предположить, что малые дозы должны сенсибилизировать организм, тогда как большие — десенсибилизировать болезненные очаги. Это предположение, в частности, подтверждается в практике цветолечения: наилучшие лечебные результаты наблюдаются у больных, которые без каких-либо осложнений адекватно воспринимают солнечную радиацию. Поскольку последняя включает в себя практически весь спектр лучей, применяемых в цветолечении, то здесь проявляется, вероятно, и синергическое действие цветов обеих групп: если ИК-лучи не вызывают фотохимического эффекта, то интенсивно прогревая ткани, они в качестве сенсибилизатора прекрасно активируют биохимическое действие УФ-лучей.
Обобщим определенные результаты синтонической стимуляции и цветолечения цветами видимой области, помня, что величина освещенности определяется состоянием больного и может варьироваться в пределах 20-500 лк.
В связи с синтонией цвета следует помнить о диморфизме человека. Известно, например, что при воздействии симпатикотропных раздражителей (цветов холодной области спектра) у индивидов наблюдается преимущественно астеническая реакция и недооценка временного интервала, а при воздействии ваготроппых — стеническая реакция и переоценка временного интервала. Данные же по психофизиологии диморфизма позволяют предположить корреляцию между переоценкой временных интервалов, мужской составляющей и симпатико-тропностью холодных цветов, с одной стороны; и, с другой,— между недооценкой, женской составляющей и парасимпатикотропностью теплых цветов.
Это предположение действительно подтверждается множеством данных с учетом повышения тонуса симпатической иннервации в первой и парасимпатической во второй половине менструального цикла женщины. Так, доминирующая у мужчин сила мускульных сокращений больше при освещении теплыми цветами, в то время как превалирующая у женщин работоспособность пальца руки (ср. с реакцией хватания) увеличивается при воздействии холодных цветов.
Итак, краткое рассмотрение синтонии цвета и психофизиологического воздействия цвета на организм человека показывает, что для цветолечения существуют достаточно сильные немедикаментозные средства. Однако для конкретного индивида необходимо принимать во внимание не только локальное заболевание (например, форию глаз), но и общее функциональное состояние нервной системы и, в частности, как соотношение между ее антагонистическими отделами — симпатическим и парасимпатическим, так и соотношение между цветовыми стимуляторами с учетом их контрастного и антагонистической) действия.
««« Назад К началу Вперед »»»© Н. В. Серов, 1993 г.