© Елена Лющенко

Психолог Елена Лющенко: из лучших побуждений & отзыв о гипноанализе

психолог Елена ЛющенкоЧасто психологические травмы родом из детства дают о себе знать в жизни уже взрослого человека. Они пробиваются в форме тех или иных эмоциональных нарушений, иногда болезней. Детские травмы могут влиять на мироощущение, и всплывать как реальное травматическое переживание в ситуации, которая напоминает детский травматический опыт.

Излишняя строгость родителей, чтобы не разбаловать дитя, воспринимается ребенком как недостаток родительской любви. Это — одна из причин пониженной самооценки ребенка, его предрасположенности к переживаниям, тревоге и панике. Таким ребенком легко манипулировать, играя на его чувстве вины. Родители, сами того не подозревая, обесценивают ребенка и вгоняют в роль жертвы. А выбраться оттуда взрослому человеку оказывается порой не под силу.

Лина (53 года) — человек творческой профессии, в среде профессионалов ее имя значимо. Но есть ситуация, которая всегда вгоняет Лину в ступор, и она реально теряет дар речи — необходимость назвать стоимость своих работ.

И потом разговор идет уже не о стоимости, а, скорее, о пожертвовании. Это порождает злость на себя, на людей, на мир.

Лина устала жить с постоянным чувством вины, которое она испытывает, как только речь заходит о семье. А семья оказалась большой: папа в почтенном возрасте, взрослый сын со своей семьей и двумя детьми, родная сестра со своими двумя детьми и внучкой, на последнем месте муж.

Даже слабая попытка обозначить свою позицию или границу в семье (на работе, в социуме) перерастает в грандиозное обесценивание себя.

Результат: Лина всегда уступает в пользу родственников, коллег, клиентов.

Вся ситуация выглядит как выученная беспомощность.

Запрос: вернуть уверенность в себе и избавить от липкого чувства вины, которое возникает все чаще.

В экспозиции воспроизводим разговор с заказчиком в момент определения суммы гонорара. Сразу в теле возникает дискомфорт, который локализуется в районе солнечного сплетения. Внутренний взор находит металлическую пластину, которая словно сечение делит тело на две половины. Обе половины немеют, и верхняя медленно превращается в геометрические фигуры, а затем рассыпается на осколки с острыми гранями. Пластина исчезает и тело теплеет, к горлу подкатывают слезы, идет дождь и струями смывает осколки из мыслей, вымывает их из тела. Нижняя часть тепла по-прежнему обездвижена, но в груди появляется слабая белая пульсация, она растекается по телу, достигает голеней, к ногам возвращается чувствительность. Легче дышать. Вновь входим в разговор с заказчиком, и Лина тихо называет первую цифру, как стоимость работы. Немного раздумывает и повышает стоимость. Затем называет третью цифру и спокойно произносит: «Я знаю, почему это должно стоить именно столько».

Через несколько дней при встрече с заказчиком Лина так и не решилась завести разговор о гонораре. Заказчик сам вручил ей аванс. Легче от этого не стало, чувство горечи и досады на себя вернулось, но не такое давящее как прежде. Будем дорабатывать.

Следующий сеанс гипноанализа. Экспозиция — недавний конфликт с родной сестрой и сразу клиентку накрывает чувство вины, жжение в груди, слабость. По чувству вины проваливаемся в эпизод прощания с мамой (погребение) 7 летней давности — вина в груди, комок в горле. Падаем дальше, клиентке 36 лет — сложная полостная операция, боль в животе, страх в горле, немеют руки. 32 года — развод, вина в груди, немеют руки, першение в горле. 17 лет — не поступает в институт — вина, сжимает грудь, першение в горле. Около 8-9 лет — школа, учитель, страх в солнечном сплетении, что-то в горле, клиентка начинает слегка заикаться. Следующий эпизод: возраст 6 лет — шум в ушах, немеют руки, клиентка заикается!!!! и… выпадает из воспоминаний.

Моя гипотеза:

— Вы в детстве тонули?

Ответ: ДА! (я угадала, мне повезло)

Возвращаемся в ситуацию.

Тебе 6 лет, становись маленькой собой, какой ты была в тот летний день на озере. Там и тогда ощути свое тело, руки, ноги. Посмотри глазами маленькой Лины на то,что происходит. Что ты видишь? Кто рядом? Что чувствуешь?

Озеро, Лина не умеет плавать, она на надувном круге, рядом мальчишки, они балуются, волнами круг немного относит от берега, одна из волн захлестывает лицо, Лина резко вздрагивает, круг переворачивается, шум в ушах, не хватает воздуха, страх, вода во рту, в носу, захлебывается, нет голоса, чувство беспомощности сковывает руки...

Погружаемся в травму и проживаем ее несколько раз, то уходя под воду, то выныривая, чтобы наконец-то через много лет исчерпать этот эпизод до конца…

На берегу был сосед, и он среагировал молниеносно. Лину отвели домой. Родители отругали ее за то, что сама пошла купаться. Потом сказали, что из-за Лины у мамы сердечный приступ, и если маме не станет легче, то она и маленькая сестричка останутся без мамы. И, чтобы ребенок окончательно все осознал и больше так никогда не делал, наказали: закрыли одну в комнате до вечера.

К одной психологической травме добавили еще две!

Лина все поняла: она виновата, маме плохо, мама ее больше не любит, она и младшая сестричка останутся без мамы..

Решила: больше никогда так делать не буду, буду послушной, чтобы мама любила, и, если я буду послушной, мама не умрет.

После этой истории Лина начала заикаться, и почти два года в начальной школе ее лечили у логопеда.

Она старалась быть незаметной, чтобы никто с ней не заводил разговор. Рисование стало ее миром, там можно говорить красками. Всегда и всем уступала, особенно младшей сестре, потому что мама говорила, что маленьких нельзя обижать. Младшая сестра тоже сделала выводы — Линой можно помыкать, она безотказна.

И еще Лина запомнила с детства: семья — это когда много людей, и все вместе что-то дружно делают. Жить одной большой семьей всегда было естественно. Но привнесенное родителями в детстве чувство вины и, как следствие, желание оправдаться перед родными превратили это общение в тяжелое бремя и дискомфортные чувства.

Детское желание быть хорошей ради любви и спокойствия мамы отобрали у Лины уверенность и право голоса, внушив покорность и страх быть отвергнутой. Возможно, это одна из причин обесценивания себя как специалиста.

С возрастом внешние признаки психологической травмы стерлись, а вот внутренние превратились в мощные путы, которые до сих пор парализуют волю и диктуют стратегию поведения. Поведения Жертвы.

P. S. Имя клиентки изменено.

Автор: психолог Елена Лющенко. Страница на Facebook.

компенсаторные стратегии поведения

См. также:

© Е. Лющенко, 2021 г.
© Публикуется с любезного разрешения автора