.
 

© Лариса Шалагинова

Политическое лидерство в условиях различных политических систем

политическое лидерствоПолитическое лидерство в демократических системах

В условиях демократического общества к политическим лидерам все чаще стали относить людей, не занимающих официальных командных постов, но популярных и влиятельных участников политической жизни, а также региональных политических руководителей, действующих независимо и новаторски.

В силу этого политический лидер — это человек, который наиболее полно отражает и защищает интересы народа или определенной социальной группы, обладает совокупностью качеств, необходимых политическому деятелю, стремится и способен консолидировать усилия окружающих и активно воздействовать на этот процесс для достижения обозначенных и выдвинутых им целей.

Проблема политического лидера возникает лишь при наличии определенных политических свобод, то есть в условиях демократии. При тоталитаризме и автократизме проблемы политического лидерства не существует, здесь есть только диктаторы и номенклатура, которые приходят к власти не по законам лидерства, а по законам «захватного права». Поэтому в нашей стране феномен политического лидерства появился лишь с началом альтернативных выборов в Советы народных депутатов в конце периода перестройки.

Современный политик-лидер в условиях демократического общества должен обладать определенными качествами и способностями.

Первым и необходимым качеством политического лидера является способность квалифицированно аккумулировать и адекватно выражать в своей деятельности интересы широких масс. Таким образом, лидером можно стать случайно, интуитивно угадав интересы широких слоев, либо целенаправленно, выявляя и исследуя эти интересы. Причем иногда претендент на лидерство аккумулирует сиюминутные интересы определенного социального слоя, чаще — толпы, иногда полностью растворяясь в них. В этом случае он уже не лидер, а просто вожак, не имеющий возможности отказаться от потакания «низам».

Во-вторых, настоящий лидер в отличие от вожака должен сам постоянно выдвигать новые идеи или комбинировать и совершенствовать их. От политического лидера требуется не просто сбор, инвентаризация и кодификация интересов масс, а именно их новаторское осмысление, развитие и коррекция. Таким образом, политический лидер должен обладать инновационным, конструктивным мышлением, позволяющим ему создать свою оригинальную программу. Все знаменитые политические лидеры вошли в историю благодаря новизне и оригинальности своих программ.

Программы современных лидеров имеют множество недостатков:

  • негативизм (программы строятся исключительно на обвинениях и бичеваниях «врагов»);
  • отсутствие конечной и главной цели;
  • подмена цели средствами ее достижения (цель — благосостояние и свободное развитие народа, а средство — демократизация и рынок. Но чаще всего эти средства сегодня рассматриваются в качестве цели).

Политическая программа лидера должна быть мотивационно сильна, то есть она должна давать четкий ответ избирателю: какие преимущества, блага обретает он и его семья в случае успешного осуществления задач лидера.

Третьим важнейшим качеством должна быть политическая информированность лидера. Политическая информация должна служить прежде всего тому, чтобы не проглядеть стыки интересов социальных групп, регионов, наций и государства в целом.

Четвертое важнейшее качество — лексикон политического лидера. В настоящее время лексикон большинства политических лидеров устарел или окрашен современными терминами без их глубокого понимания.

Пятое качество — чувство политического времени, то есть способность своевременно принимать меры. Исходя из политического времени, лидер должен чувствовать «свой цикл». Лидер, как и любой иной общественный

товар, создается спросом, рынком, а не наоборот. Стоит ему «залежаться», то есть не почувствовать изменения политических условий, к которым он уже не в состоянии приспособиться, и он становится либо посмешищем, либо бедствием для своей организации, страны.

Политическое лидерство в авторитарных системах

Одним из наиболее распространенных в истории типов политической системы является авторитаризм. Исторический опыт показывает, что авторитарный режим возникает, как правило, в странах, где происходит смена общественного строя, сопровождающаяся резкой поляризацией политических сил, в странах, где наблюдаются длительные экономические и политические кризисы, преодоление которых демократическими средствами становится невозможным.

Политическое лидерство в авторитарных системах имеет свои особенности:

  • Как правило, лидером может быть один человек или группа. Это могут быть харизматический лидер, монарх, военная хунта, диктаторы. Им принадлежит неограниченная и неконтролируемая обществом власть. Авторитарное общество порождает глубокую пропасть между народом и политической властью.
  • Авторитарные лидеры не оправдывают свои поступки стремлением к высоким целям. Они просто констатируют, что общество находится на самом краю пропасти, и берут на себя задачу спасти его, после чего, по их утверждению, они готовы отдать власть.
  • Вся политическая деятельность становится исключительной функцией политической власти.
  • Формирование правящей элиты не демократическим путем, а посредством назначения сверху. В результате окружение авторитарного лидера подбирается на основе личных симпатий и преданности вождю, а не в соответствии с его деловыми качествами и возможностями.
  • При авторитарном режиме меньшая часть функций политических лидеров связана с насилием и принуждением, хотя они и занимают центральное место. Поддержание авторитета первого, ведущего политического функционера — важнейшая задача правящей группировки, всех средств массовой информации и элементов авторитарной системы.

Политическое лидерство и диктатура

Большинство известных человечеству режимов были диктаторскими. Конечно, крайне редко это была полновластная диктатура одного человека. Чаще всего, даже в условиях формально ничем не ограниченной власти тирана, существует правящая олигархия, с интересами которой он должен считаться.

Однако до недавнего времени возможность широкого слоя управляемых влиять на управляющих, а тем более выбирать их встречалась крайне редко.

Диктатор всегда приходит как избавитель, как защитник простого человека от врагов и от хаоса. Но ни одной диктатуре не удалось выполнить все свои обещания — обеспечить людям высокий уровень жизни, стабильность и безопасность. Успехи всегда оказывались сугубо временными, а расплата страшной, если у диктаторов не хватало разума и ответственности вовремя уступить. Гитлер построил дороги и дал немцам работу, но кончилось это военным поражением и разделом страны. Португалия после пятидесятилетнего правления профашистского режима оказалась самой бедной страной Западной Европы. В Северной Корее и в Эфиопии, в Ираке и на Филиппинах диктатуры приносили нищету и кровь.

Диктатуры бывают разными. Некоторые из них ограничивают политические права граждан, не вмешиваясь в экономику или религию. Кому-то из диктаторов удается править если и не бескровно, то, по крайней мере, без массовых репрессий. Но есть диктатуры тоталитарные, стремящиеся к полному контролю всех аспектов жизни человека и общества, приносящие в жертву своим целям миллионы жизней, не останавливающиеся ни перед какими преступлениями.

Лидеры диктаторских режимов прекрасно понимают, насколько важно, чтобы граждане верили, что государство выражает именно их интересы. А поскольку, на самом деле, хотя бы в силу отсутствия эффективных обратных связей и неизбежно более высокой, чем в демократических странах, коррупции, диктаторская власть не выражает интересы людей, для поддержания ощущения единства власти и народа необходимо содержать огромный и дорогостоящий идеологический аппарат. Задача этого аппарата — внедрять в сознание людей иллюзорную, искаженную картину мира, в которой государство и люди составляют единое целое, и потому даже сам вопрос о возможности поиска другой, более эффективной системы правления свидетельствует о злонамеренности или неадекватности того, кто этот вопрос задает. Чем более жесткой и экономически неэффективной является диктатура, тем больше сил и средств тратится на регулярное и обязательное промывание мозгов, которое начинается с детского сада, а заканчивается лишь после смерти.

Психологические механизмы стабильности диктаторского режима

Стабильность диктаторского режима подкрепляется психологическими механизмами, не обязательными для демократий.

1. Один из них — эмоциональный. Само государство и те, кто его персонифицируют, становятся объектами экстатического чувства, чувства любви. Интересно, что если слово любовь практически чуждо политическому словарю демократических стран, то в условиях диктатуры оно одно из самых распространенных. Например, в СССР «любимой и родной» была не только Родина, но и вожди, в том числе и местные, правительство, любой государственный институт, например армия и школа и, разумеется, партия.

Понимание того, что режим стоит на страхе перед террором и уж никак не на уважении граждан к законности и правопорядку, а также на иррациональных аффектах, во многом определяет внутреннюю политику диктаторских режимов. Любое государство стремится, в известных пределах, контролировать поведение граждан; следящая за скоростью на дорогах полиция — одно из проявлений такого контроля. Но диктатура стремится контролировать чувства, наказывая людей за неправильные эмоции и поощряя за правильные. Правильные чувства подданных — любовь, восхищение, благодарность — дают диктаторам ощущение безопасности. Их уже не страшит революция — лишь дворцовый переворот. Они могут не так бояться террористов — преданные им подданные закроют их своими телами. И потому правильные эмоции являются делом государственной важности.

Кроме обязательных политических предпочтений, диктатуры предписывают человеку, какая музыка должна ему нравиться, какие литературные произведения должны вызывать восхищение, а какие — справедливый гнев. Крайне негативное отношение к любви, характерное для всех диктаторских режимов, тоже связано с попыткой тоталитарного контроля над чувствами. Любовь между мужчиной и женщиной или родительская любовь, предполагающие, что интересы любимого человека в какой-то момент могут быть поставлены выше всего остального, — чувство, враждебное диктаторскому государству. Именно оно должно было быть единственным объектом страстной любви, все остальные отношения допускаются лишь в той степени, в какой они не мешают этому главному чувству. Не случайно, одним из главных героев официального советского эпоса стал Павлик Морозов — ребенок, который донес на собственного отца.

Конечно, диктаторская власть не может рассчитывать только на любовь подданных. Надо, чтобы люди не только любили, но и боялись.

2. Механизм страха. Репрессивный аппарат диктатуры никогда не простаивает, выявляя не столько тех, кто против режима— они все уже давно обезврежены, — но и тех, кто мог бы быть против.

3. Механизм подкупа. Одновременно осуществляется широкомасштабный подкуп тех, кто верно служил власти. Это не так трудно сделать даже в абсолютно нищей стране, лишь бы государство имело монополию на распределение всего и вся. Людям ведь не так важно жить хорошо, им важно жить лучше других.

К примеру, в советском обществе сложная система всевозможных привилегий была заложена еще при Ленине и с тех пор только расширялась, разделяя людей на категории. Каждый, причастный к власти, даже уборщица, работавшая в здании райкома партии или шофер обкомовского гаража, что-то имел — особую поликлинику, более дешевые продукты, возможность без очереди приобрести билеты на поезд. В стране, где слово «купить» было анахронизмом и оказалось вытесненным более адекватным реальности — «достать», все это было исключительно важным. А на более высоком уровне начинались привилегии не столько материальные, сколько психологические, являющиеся символом принадлежности к высшей власти. Например, дача, точно такая же как и у чиновника рангом ниже, но расположенная в более «закрытом» поселке. Или кабинет, такой же, как раньше, но на другом этаже или с персональным туалетом.

Однако сколь широко ни были бы распространены системы привилегий, большинство тех, кто поддерживает режим, не может быть ими охвачено. Они не получают от диктатора ничего, кроме нищеты и страданий.

По материалам книги Л.В. Шалагиновой «Психология лидерства». С-Пб., 2007

См. также:

Харизматическое господство
Харизматические стратегии
Политическая харизма: версии и проблемы

 
.
   

Контакты | Реклама на сайте | Статистика | Вход для авторов
Политика публикации | Пользовательское соглашение

© 2001–2021 Psyfactor.org. 16+
© Полное или частичное использование материалов сайта допускается при наличии активной ссылки на Psyfactor.org.
 Посещая сайт, вы даете согласие на использование файлов cookie на вашем устройстве.
 Размещенная на сайте информация не заменяет консультации специалистов.