© М. Слюсаревский, В. Татенко и др.
Психологический возраст личности: прошлое, настоящее, будущее
Бывает, человек живет какое-то время в прошлом, буквально растворяясь в воспоминаниях. Он не видит смысла ни в чем, кроме просмотра старых фотографий, писем, перечитывания дневников. Так человек добавляет себе психологический возраст.

Затем может наступить другой период, и он, как в юности, оказывается в плену будущего: снова планирует, мечтает, надееется, прогнозирует. Тогда он психологически молодеет.
А потом он же начинает чувствовать каждое мгновение настоящего, ценить каждое впечатление, каждую мысль, которые помогают ему жить «здесь и сейчас», не оглядываясь и не становясь на цыпочки. Так переживается психологически зрелый возраст.
Все существование человека является и событием историческим, и проекцией в будущее. Время в нашей жизни существует не само по себе, не просто так, а для чего-то. Оно обеспечивает становление, развертывание возможностей, планов, желаний.
Потребность выходить за собственные пределы, овладевать будущим характерна для здоровой личности.
Экзистенциал темпоральности существования, введенный в психологический тезаурус уже несколько десятилетий назад, ставит вопрос о модели будущего. Внутренний потенциал личности как самая аутентичная модель будущего является мощным интерпретативным средством при попытках понять свое настоящее, оглянуться в прошлое и заглянуть в будущее.
У здоровой, самоактуализированной, гармоничной личности прошлое, настоящее и будущее сосуществуют в целостности, единстве и взаимодействии.
Такой человек не отказывается от собственной истории, а интегрирует прошлый опыт, оставляя его своим, зная ему цену. В овладении своим прошлым, по мнению А. Бергсона, лежит ключ к свободе и духовному творчеству.
Чтобы не останавливаться в своем развитии, не ходить по кругу, не проваливаться в заблуждения, человек должен четко видеть путь, который им уже пройден, и те дальние горизонты, перспективы, которые еще впереди. Он должен понимать, оценивать то, чего достиг, что успел сделать, а что мечталось, но так и осталось незавершенным, иногда даже неначатым. Его планы, цели, притязания, аппетиты зависят от скорости и качества движения вперед, от внимания к приобретенному опыту, веры в собственные силы. Немалую роль играет и мудрое, гибкое принятие ограничений, которые сегодня невозможно преодолеть.
Психологический возраст не является возрастом биологическим, он почти никогда полностью не совпадает с возрастом паспортным, метрическим, акушерским.
Отношение к себе сквозь призму психологического времени, удовлетворенность или неудовлетворенность собой на соответствующих отрезках жизненного пути определяют то, насколько взрослым человек себя чувствует. Это может быть отношение к себе как к юноше, не принимающему самостоятельно ответственных решений и ожидающего помощи родителей. Или как к человеку пожилого возраста, у которого уже нет особых желаний, обязанностей и планов. Это может быть и отношение к себе как к человеку зрелому, обусловленное принятием себя, принятием того, что происходит в жизни, той активности и ответственности, которая есть и еще долго будет.
В психологическом времени возможны внезапные ускорения и торможения. Мы можем резко помолодеть (не только внешне) и не менее резко внутренне и внешне состариться, переживая определенные жизненные события.
Когда психологический возраст меньше, чем паспортный, тогда и весь мир вокруг динамичный, яркий, неожиданный. Если же человек чувствует себя старше своих лет, для него тускнеют краски, сужаются перспективы, скучнее, банальнее становится повседневное существование. Даже мгновенные, связанные с болезнью, стрессом, усталостью искривления психологического времени накладывают свой отпечаток на самооценку, уровень притязаний, отношения к другим и т. п.
Человек может быть уже немолод биологически, а психологически все еще инфантильным, или, наоборот, в довольно молодые годы удивлять других своей профессиональной, гражданской, личностной зрелостью.
Несовпадение человеческих возрастов объясняется не только неравномерностью биологического, социального и психологического развития человека. Психологический возраст зависит от количества и качества значимых событий, которые человек переживает в течение определенного этапа жизни, от оценки своей роли в том, что происходило, от уровня самореализованности, осознание которого не всегда бывает объективным.
Существует зависимость психологического возраста от культурных, национальных, региональных традиций: в Европе и Америке модно быть молодым, в Азии — престижно быть старым и, соответственно, мудрым.
Отношение к себе как к молодому, зрелому или старому человеку во многом предопределяет и чувство удовлетворенности жизнью, комфортности, гармоничности своего жизненного мира. В то же время психологический возраст обусловлен и состоянием здоровья: биологического, психологического, духовного.
Психологический возраст зависит и от приобретенного социально-экономического статуса, состояния финансовой стабильности.
Если человек в 40 лет еще не достиг соответствующей должности, профессионального статуса, собственной удобной квартиры, машины, надлежащего материального обеспечения, он будет чувствовать себя психологически моложе своих ровесников. А если в 27-30 лет он уже все это имеет не как дар родителей, а как результат собственных достижений, его психологический возраст будет старше фактического возраста.
Структурирование будущего зависит от структурированности прошлого и настоящего, от осознания того, что именно в прошлом повлияло на уже развернутое настоящее. Важна также психологическая готовность человека к воплощению своих самых сокровенных и важнейших интенций, которые должны изменить его жизнь.
Человек может внимательно посмотреть на свои внутренние часы, которые иногда спешат, а иногда, наоборот, едва движутся, почти останавливаются. Если он захочет, он может их отрегулировать — для этого надо только честно исследовать причины их спешки или торможения.
См. также:
Время личностное, биологическое, социальное и психологическое. Восприятие времени
Источник:
М.М. Слюсаревский, В.О. Татенко, Т.М. Титаренко и др. Основы социальной психологии. Учебное пособие. — Киев: Миллениум, 2008.