© М. Слюсаревский, В. Татенко, Т. Титаренко и др.

Время личностное, биологическое, социальное и психологическое

Свойства психологического времени личности

Личностное время не сводится к характеристикам времени физического, которое мы видим на своих часах и мониторах. Неправильно было бы и отождествлять его со временем социально-историческим, временем существования формаций, поколений, культур, религий, государственных партий или конкретных семей.

Не совпадает личностное время и со временем биологическим, которое влияет на продолжительность и качество человеческой жизни. Будучи и организмом, и общественным существом, и неповторимой индивидуальностью, личность существует одновременно в разных временах, определенным образом преломляя, интегрируя свойства каждого из них.

На каждой стадии онтогенеза, на каждом этапе жизненного пути оказываются определенные тенденции изменения временных модальностей и связанных с ними личностных ориентаций.

Психологическое время тем более не совпадает со временем физическим, так как в нем активным является процесс субъективного отражения действительности, с его эмоциональностью и пристрастием.

Чем более сложным является внутреннее время, чем дальше оно от времени индивидного, биологического, и тем ближе к времени личностному, времени организации собственной жизни.

Психологическое время синтезирует, сочетает в себе противоречивые свойства биологического и социального времени, будучи циклическим, обратимым как время биологическое, и векторным, финитным как время социальное. Оно иногда бывает очень неравномерным, а иногда разнонаправленным, дискретным — в зависимости от этапа жизненного пути, особенностей переживания кризисных ситуаций.

Асимметрия восприятия событий прошлого, настоящего и будущего является еще одним свойством психологического времени. Объясняется она пребыванием человека под влиянием чувств. Психологическое время сосредоточивает в себе, аккумулирует человеческое неравнодушие, страстность. Переживания, подвижность и динамизм являются формой его презентации в сознании.

В зависимости от того, как человек на определенных этапах жизни уплотняет, расширяет, сужает, ускоряет или замедляет ход собственных внутренних часов, он по-разному видит окружающий мир и самого себя, находится с этим миром в согласии или конфронтации, принимает собственную индивидуальность или отрицает ее, стремится к самоусовершенствованию или выстраивает все более сложные психологические защиты.

Психологическое время определенным образом искажает объективную действительность, окрашивая ее в значимые цвета.

Психологическое время никогда не бывает нейтральным. Это страстное отражение прошлого, настоящего и будущего, которое создается в соответствии с актуальными желаниями, стремлениями, притязаниями. По-своему воспринимая течение времени и собственное развитие в нем, человек неизбежно окрашивает этим восприятием все, что его окружает.

Внутренние часы фиксирует наполняемость жизни событиями, запоминающиеся становятся этапными — теми, которые что-то меняют, на что-то серьезно влияют. Именно положительными и отрицательными событиями определяются масштабы течения времени.

Почему с возрастом время летит быстрее?

В детстве статусом важных событий наделяются повседневные впечатления, которые для взрослого остаются почти незаметными. Каждое впечатление — это новый и яркий опыт, очередной этап в жизни. Поэтому время в детстве идет очень долго, почти бесконечно. С годами количество значимых событий существенно уменьшается, и течение времени ускоряется.

Каждое заметное жизненное событие стимулирует человеческую способность одновременного видения значительных периодов жизни, их глубинного понимания. Кризисные жизненные ситуации обязательно требуют такого перспективного и ретроспективного взгляда на собственную историю и настоящее. Новый год, день рождения, годовщина смерти близкого человека, другие значимые для личности циклы провоцируют развертывание более или менее осознаваемых обзоров жизни в целом.

Подчинить жизнь какому-то одному, отдельному ритму почти невозможно. Разные времена вместе звучат иногда какофонически, противореча друг другу, особенно в кризисном состоянии, а иногда полифонически, сливаясь в определенную гармонию, когда кризис удачно преодолен. Так создается главная траектория развития и многочисленные ее «черновики», удачные и неудачные варианты и импровизации.

Даже непродолжительные искажения в восприятии психологического времени, связанные со стрессовыми ситуациями, заболеваниями, усталостью, моментально накладывают свой отпечаток на самооценку, уровень притязаний, отношение к окружающему, продуктивность деятельности.

Деформации в переживании течения психологического времени могут быть и по поводу положительных событий: например, влюбленности или рождения ребенка.

При определенных обстоятельствах, спровоцированных жизненными кризисами, психологическое время личности по своим характеристикам начинает приближаться к времени биологическому, теряя четкую линейность, подчиняясь циркулярным психофизиологическим ритмам, обретая ситуативный масштаб и полевую ориентацию.

В кризисном состоянии человек постоянно возвращается к оскорблениям, изменам, потерям и «прокручивает» одно и то же сотни раз. Время будто останавливается. Кажется, что будущего нет, его не видно, оно не воспринимается как что-то другое, отличное от болезненного настоящего. Бывшие перспективы, жизненные цели, мечты обесцениваются и тускнеют. Поведение начинает мотивироваться случайными вещами: телефонным разговором, меняющимся настроением, болью в сердце, предложением, которое сказал диктор телевидения.

См. также:

Психологический возраст личности

Источник:

М.М. Слюсаревский, В.О. Татенко, Т.М. Титаренко и др. Основы социальной психологии. Учебное пособие. — Киев: Миллениум, 2008.