© А.Г. Караяни
Пути противодействия психологическим операциям противника
Знание целей, задач, методов и средств осуществления психологических операций в современной войне позволяет определить необходимые и эффективные меры по противодействию психологическим мероприятиям противника, направленным на подрыв морально-психологического состояния наших войск, дезинформацию и деморализацию личного состава, дезорганизацию его боевой деятельности.
Эффективность работы по противодействию психологическим диверсиям противника будет в решающей степени зависеть от того, насколько удастся на практике реализовать принципы упреждения, доходчивости и эмоциональной насыщенности проводимых мероприятий. Иными словами, результаты противодействия будут определяться тем, в какой мере командиры, их заместители по воспитательной работе, военные психологи учтут закономерности функционирования психики в боевой обстановке.
В работе по осуществлению противодействия психологическим операциям можно условно выделить три направления: 1) прогнозирование; 2) профилактика; 3) срыв психологических акций противника.
Осуществляя прогнозирование психологических операций командиры, их заместители, военные психологи должны оценить какие силы и средства психологического воздействия могут быть применены противником против части (соединения). Напомним, что армейскому корпусу США придается батальон, а дивизии — рота психологических операций. Исходя из этого, можно предположить, что наши части и подразделения, решающие главные боевые задачи, обязательно подвергнутся массированному психологическому воздействию противника.
Районы сосредоточения, пути выдвижения, боевые позиции будут подвергаться радиовоздействию, на них будут сбрасываться листовки, а войска, находящиеся в обороне, попадут в зону активного звуковещания.
Кроме того, как показал опыт боевых действий в Корее, Вьетнаме и Афганистане, в населенных пунктах, на маршрутных движениях войск возможно разбрасывание мини-радиоприемников в противоударной упаковке, настроенных на частоту станций органов психологических операций, авторучек, зажигалок и т.п. с соответствующей информацией.
Важным моментом прогнозирования является определение возможной тематики и символики психологических операций противника с целью упреждения, снижения их эффективности или нейтрализации. Так, по мнению военных психологов США наибольший ущерб моральному духу войск наносят такие факторы, как ощущение близкой опасности, недостаток пищи, отсутствие боевого опыта, негативное отношение к целям и действиям политического руководства, недовольство командованием. Следовательно, именно эти явления будут эксплуатироваться в процессе информационно-психологического воздействия на наших военнослужащих.
Необходимо заранее степень уязвимости наших войск перед пропагандой и психологическими действиями противника, выявить группы и отдельных воинов, которые в наибольшей степени поддаются деморализации.
В интересах профилактики психологического воздействия противника следует особое внимание уделять разъяснению военнослужащим истинных целей, задач, тематики, форм, методов, технических средств осуществления психологических операций.
Как показывает опыт, хороший профилактический эффект дает ознакомление военнослужащих с конкретными фактами, свидетельствующими об изощренных приемах, методах и последствиях психологических операций. Например, развития негативных реакций и поведения военнослужащих можно избежать, заранее предупредив их о возможности применения противником так называемых «зараженных», «радиоактивных» листовок, психотронных средств и т.п.
Предупреждение эффективного «срабатывания» психологических операций предполагает надежное перекрытие каналов психологического воздействия на личный состав.
Здесь важно держать под постоянным контролем тех людей, чья деятельность связана с приемом и передачей информации (связистов, посыльных и т.п.). Они могут стать сначала объектами, а затем и передаточным звеном дезинформации. Практика показывает, что в боевых условиях нецелесообразно разрешать военнослужащим иметь личные радиоприемники.
Правда американское командование в ходе операции «Буря в пустыне» обеспечило свои войска сотнями миниатюрных радиоприемников с фиксированными частотами, что напротив, усилило их защищенность от пропагандистских акций Ирака.
Опыт Великой Отечественной войны, боевых действий в Афганистане подтвердил необходимость назначения в каждом подразделении ответственных лиц, в частях — специальных команд по сбору и уничтожению листовок противника. Зарубежные специалисты считают листовки наиболее эффективным средством психологического воздействия на людей. Поэтому закрытие этого канала влияния на воинов позволит снизить действенность психологических операций.
Особое внимание командиры и военные психологи должны уделить военнослужащим, наиболее подверженным психологическому воздействию. К ним можно отнести людей с заметной нервно-психической неустойчивостью, с высокой тревожностью, с психосоматической внушаемостью, так как в сложных ситуациях именно они становятся индукторами паники.
Эффективными способами предупреждения негативных последствий в этом случае являются:
1) назначение наставников из числа опытных, психологически устойчивых воинов к военнослужащим, потенциально податливым психологическому воздействию противника;
2) включение последних в «тройки» и «пятерки» воинов, выделенные для решения конкретных задач;
3) проведение с ними индивидуальной работы, обучение приемам психической саморегуляции.
Снижению эффективности психологических акций противника способствует непрерывное, объективное, психологически целесообразно структуиро-ванное боевое и политическое информирование военнослужащих. Известный военачальник времен Великой Отечественной войны М.Е. Катуков по этому поводу сказал:
«Должен особо подчеркнуть, что мы старались говорить бойцам только правду о нашем положении, как бы горька она не была. Ничто так не действует на моральное состояние бойца, как сладенькая полуправда, которая потом трещит по швам под напором фактов. Мы старались воспитывать своих бойцов так, чтобы они понимали: победа или поражение — это не результат указаний свыше, это — твоя победа, твое поражение».
Помня о специфике действия психологических механизмов восприятия человеком информации (эффектах первичности, авторитета, возложения ответственности и других), командиры и психологи должны упреждать противника в информировании своих подчиненных о боевых и политических, изменениях обстановки; активно привлекать для этого свидетелей событий (беженцев, бывших военнопленных, воинов уже принимавших участие в боях с противником, познавших его тактику действий;) своевременно разъяснять причины неудач и просчетов.
Срыв психологического воздействия противника на личный состав наших частей и подразделений достигается различными способами. Наиболее радикально решает эту задачу физическое уничтожение средств психологических операций противника. Однако это не всегда возможно.
Поэтому необходимо активно включать военнослужащих в деятельность, не допускать потери ими бдительности, расслабленности, бездеятельности, бесконтрольных контактов с гражданскими лицами. Все агитационно-пропагандистские материалы противника следует немедленно собирать, изымать у личного состава и после изучения уничтожать.
Все это следует сопровождать индивидуальной и групповой разъяснительной работой с военнослужащими. Такая работа призвана формировать у воинов негативное отношение ко всему тому, что предпринимается противником.
При этом нельзя забывать о том, что не всякое действие противника требует механического опровержения, разоблачения. Так, часть его пропагандистско-агитационных материалов можно использовать в целях контропропаганды, часть — просто игнорировать.
Нужно помнить и то, что сегодня уже мало что дают заявления о «зверином облике», «кровожадности», «тупости» войск (бандформирований) противника. Каждую такую формулировку надо обязательно подкреплять конкретными аргументами и фактами.
Опыт боевых действий учит, что срыву психологического воздействия на противника служит также решительное избавление войск от военнослужащих, подразделений, а иногда и частей, подвергшихся деморализации, являющихся источником неуверенности, разлагающих слухов, паники, то есть — локализация негативных психологических явлений.
А это, в свою очередь, требует осуществления непрерывного контроля индивидуальных и групповых мнений и настроений военнослужащих в связи с психологическими действиями противника.
Итак, с началом боевых действий противник резко усилит психологическое воздействие на личный состав наших войск с целью оказания разлагающего влияния на его морально-психологическое состояние. Эта подрывная деятельность будет носить тщательно спланированный и технически обеспеченный характер. Она будет включать применение средств радио-, теле- и звуковещания, распространение листовок, ложных слухов и панических настроений, организацию диверсий и террористических актов.
Предупреждение и срыв деморализующего воздействия противника требует активной, целенаправленой, психологически обоснованной деятельности командиров, заместителей по воспитательной работе, военных психологов по психологическому противодействию противнику.
© А.Г. Караяни, 1997