© А.А. Ткаченко

Виртуальные дискуссии в стиле нарративной терапии

Продолжение. Начало см. здесь

Дискуссия 9. О попытке обращения ветерана к «опытному» психологу

Исходный пост

Ох і день вчора був! Майстер-класи, нові цікаві знайомства, можливість обсудити проблеми сучасноі військовоі та кризовоі психологіі. Провів майстер-клас по посттравматичному розвтику учасників бойових дій (робота з метафоричними картами), вражень на місяць!) Дякую Л.М. Карамушкі, заступнику директора Інституту психологіі ім. Г.С. Костюка НАПН Украіни, Завідувачу кафедри організаційноі та соціальноіі психологіі, д.псих.наук за запрошення і можливість поділитись досвідом з колегами. Тепер можу сказати точно, досвід кіровоградських психологів по роботі з військовослужбовцями, є одим з найрозвиненіших в Украіні. Будемо сприяти його науковому і практичному поширенню! )

Спонтанна метафора про майстер-класи: Карти все розкажуть, касатік, позолоти ручку, яхонтовий)))

РS Радий був зустріти на конференціі О. А. Ткачека! Приємно попрацювали з О. Пустовим.

Дискуссия

— Горжусь вами!!!

— Да лан, мы только пьітаемся догнать Вас )

— Да не сомневаюсь ни капельки! Это было супер!

— Конференция как конференция. Ничего особенного. Никаких открытий для себя не заметил. Хотя, клевали после моего доклада гораздо меньше. Речь шла о необходимости выбора перед психологами или в сторону «синдрома» (ПТСР) и соответственно «лечения» АТОшников, или в сторону «развития» (эффект ПТР) и соответственного принятия АТОшников как имеющих новообразования, способствующие развитию их личности и общества.

— Как оказалось, что не все вообще понимают с чем именно мьі столкнулись в случае с последствиями АТО. Мнения разньіе, но по сути, для практики єто не имеет особой разницьі, поскольку вопросьі реабилитации и адаптации учасников остаются открьітьіми и важньіми. А вот методьі и подходьі, которьіе предлагались, итересньі именно для практиков. А теория, ну она будет не сегодня еще, а когда теоретики начнут публиковать результатьі исследований и обсуждать их предметно, а не в абстрактньіх категориях.

— Думаю, что мы столкнулись с проблемой выбора приоритета направления работы психологов — или в сторону «синдрома» (ПТСР) и соответственно «лечения» АТОшников, или в сторону «развития» (эффект ПТР) и соответственного принятия АТОшников как имеющих новообразования, способствующие развитию их личности и общества. Но есть еще подводный камень — это реальный ПТСР у самих психологов, которые как волонтеры, будучи неподготовленными, ринулись в АТО. От таких там было больше проблем, чем пользы.

— Вьібор приоритетов в научной среде решается просто — ємперически, каждьій аспирант єто знает. Докажете наличие какого-то новообразования психики, подтвердите его нейропсихологически, проследите динамику социально-психологической диагностикой и все, вопрос  будет решен. Иначе никак. Что касается волонтеров, больше бьіло некому решать вопросьі по подготовке и сопровождению учасников б.д., вот и вся суть вопроса. А вот травма у психолога— сугубо индивидуальная штука, зависит не от статуса человека на войне, а от личньіх качеств. Если психолог не может переключиться от войньі, не отделяет себя от нее, речь может идти о травме, иначе — все в порядке. Мне встречались волонтерьі-психологи вполне здоровьіе, вам вероятно повезло меньше ))

— Я вот читаю «это нечто» и полагаю, что Андрей не по уровню нашел себе собеседника, который возможно сталкивался с другими теоретиками. Андрей — Вы практик и помните об этом, а с людьми не Вашего поля советую не тратить время в пустую... они опустят до своего уровня, а там задавят авторитетом. Странно как еще не «повыписывали» фаХХивци разного сорта публикации, что АТО еще и позитивные результаты в психологии принесет... это плод воображения теоретиков, которые пишут военную психологию и даже не подозревают о существовании армии или войны. Так же хотелось бы отметить что люди вышли из войны, а вот война из их не вышла. Некоторые съездили на войну и принимали в ней участие, так и не побывав за месяцы проведенные там в армии, странно «были на войне, но не были в армии». Хватит троллить разные идеи, начните работать. Это Андрей написано не для Вас, а для различного теоретического окружения, которые утверждают что «Конференция как конференция...», хотелось бы увидеть результаты их работы. Благодарен Вам за проведенный мастер-класс и за то, что Вы не равнодушны к ситуации в обществе и пытаетесь поставить людей на место, именно тех кто на Вашем мероприятии отсутствовал, но утверждает как хорошо он разбирается в этих вопросах... Пичалька торкает по поводу будущего нашей науки!!!

— «... АТО еще и позитивные результаты в психологии принесет.. это плод воображения теоретиков, которые пишут военную психологию и даже не подозревают о существовании армии или войны». Интересно, сам-то А. П. имеет представление о войне?

— В отличии от Вас (хотя вы А. Т. себя громко называете «реальным ветераном АТО» как вы выразились на конференции) — ДА. И в отличии от вас я на личности не переходил, ну раз уж дело коснулось именно так, то отвечу полноценно — вы лично были на войне, хотя возможно и в бою-то наверное и не были, а пиаритесь как самый первый воин страны, многие люди на конференции вам делали замечание по поводу вашей некомпетенции в обсуждаемых вопросах, жаль вы этого не замечаете, и не заметили того что люди вокруг вас сделали выводы что вы нуждаетесь в психологической помощи или как минимум поддержке. Вы живете в придуманном мире, что вы специалист, а по факту пиарщик обсуждающий других, что им нет дела до войны. Сами-то когда последний раз были в практике, кроме того замечу то что ваши сослуживцы к вам не особо то и рванулись за помощью. Может при переходе на личности вы сначала проведете личную реабилитацию, воин вы наш заслуженный! А потом когда вы будете в ресурсе — мы обсудим ваши способности, а не ваш пустой мало научный треп, вы слабое звено в практике, подтяните навыки, а потом пробуйте свои силы в мерянии в песочнице. Вы взрослый человек, а ведете себя как ребенок. Рекомендую принять критику и начать работать над собой, а не пустословить «кто был — кто не был», суть написанного вами бреда это не меняет. Попытки продолжить обгаживать практиков, далее будут расцениваться как треп и пустословие. Жаль что вы делите людей на тех кто был и кто не был, а сами то и не принимаете активного участия в терапии, только ходите и других поучаете, читайте молча, есть те кто туда даже не ездил, но стремится не обгаживать других, а выполнять свою работу. Удачи в чесания языком, а когда созреете — практики вам протянут руку. Слова «вы» написаны с маленькой буквы не опечатка, это моё уважение к вам как специалисту. И впредь запомните, вы отсутствовали во время работы Андрея, но зато начали здесь умничать — так взрослые не поступают, вы застряли где-то там глубоко в детстве.

— И все же, сам-то А. П. имеет представление о войне?

— Я смотрю читать не умеете, выше было написано: «В отличии от Вас (... Александр Ткаченко ...) — ДА», и в службе, и в терапии, и в научной работе... Специалисты гордятся знаниями и приобретенным опытом, а не меряниями типа «был — не был». Как вам ответить ещё, что бы вы с одно раза поняли. Реальные парни языками не чешут, как некоторые, а молча делали и делают свою работу. Попугайничать с повторами одного и того же вопроса не стоит, читайте ответы, мотайте на ус молча, так и за умного сойдете...

— По призыву или доброволец.

— Терапевтично вы тут ведете диспут!)) А. А. со всем уважением конечно, но с вашим подходом, мы скоро окажемся в ситуации. когда встречаются два психолога, и один другому: — Ты где служил, слышь?! Знаете, а ведь не каждый вам и скажет-то, если на то пошло. Точно знаю, что волонтеры-психологи, в разных статусах работали на войне и в разных местах и под разным началом, что ж тогда говорить о гражданских привлеченных специалистах) Чтоб не загонять ситуацию в глухой кут, рекомендую не опускаться до армейского быкования, а перевести разговор в профессиональное русло.

— Если я правильно понял, А. П. на войне не был?

— А, так вы провоцируете?!)) Думаете сработает?))

— Ладно, давайте ка завершим и этот гештальт) А что такое, по вашему, был на войне?

— «...перевести разговор в профессиональное русло» — пока не вижу профессионализма, какой-то подростковый стеб.

— Ну, я тоже пока от вас профессионального мнения не слышал. Разговоры и мнения о войне не в счет .

— О войне в стиле «подростковый стеб» не говорят.

— А мы и не о ней, а о психологической практике, обратите внимание))

— А я о ней и «психологической практике» в ней. Иначе какой смысл?

— Вот ведь наблюдение, хороших психологов я больше видел не на войне, а в тылу. А на войне, представьте, крутых психологов не встречал, хотя они там есть. А поездил я там по разным местам, но вот не довелось встретить .

— И опять вопрос в подходе к практике. Я слышал от вас некоторые самобытные мысли и мнения, но никогда о практике, о методах, о стратегиях кризисной интервенции или терапии.

— Даже тут у меня в друзьях есть два замечательных специалиста, которые успешно работали на войне и я их знаю по работе, хотя там не встречал))

— И если б не мой случайный заезд в Дзержинск осенью прошлого года, я б и Вас там не увидел, как и под Констахой в феврале 2015, когда приезжал туда на кризисную интервенцию по приглашению ребят...

— К нам «по приглашению ребят» никто приехать не мог. Только по направлению ГШ.

— Это только ваше мнение о вашей практике. Вы так работали, вам так показалось. практика не существует где-то абстрактно, ее реализуют люди. Кроме того, вы о всем фронте сказать не можете, как впрочем и я, а везде есть свой уклад и порядок, или отсутствие порядка. Как видите, даже в вашем углу вселенной я проскакивал с кризисной помощью.

— Да не выдумывайте вы, у меня свидетелей туча и фотоотчет по поездке, если что. А никакого вызова от ГШ у меня тогда еще не было.

— И это все? Был — не был? — это весь профессиональный разговор? Я ж говорю, нужно либо о практике, либо выхлопы в пустую, а это кучно.

— «Да не выдумывайте» — выдумывают «замріяні психологи». Опять какой-то подростковый стеб.

— Хорошо, коллега, вы ошибаетесь или плохо информированы — так лучше?

— Ну хоть так.

— Иной раз там, где мы проскакивали и руководства армейского парни не видали, не то, чтобы коллег-психологов))

— Ну извините, если задел формулировкой, право не хотел.

— «... парни не видали, не то, чтобы коллег-психологов))» — вот тут согласен.

— Ну вот, а потом разок увидали)

— Скажу по большому секрету. Нормальных армейских психологов не видели даже курсанты-психологи военного института КНУ.

— Почему ДАЖЕ, думаю они их там и не увидят)))

— Если мы будем вести подростковый треп, а не профессиональный разговор — то да.

— Грешите вы, коллега, субъективизмом) Провоцируете, пытаетесь раздергивать, набрасываете допущения — как бы тоже моветон, но дело-то житейское. Так какими методами предлагаете работать?

— Пару дней назад в Киеве профессор Альфрид Ленгле (ученик Франкла) читал лекцию по экзистенциальной терапии. Я его слушал. Ему задавали подобный вопрос о техниках. Он подробно говорил только о том, как лично работает с клиентом. В условиях войны никакие методы или техники не работали. Реально работала только личность психолога и его опыт.

— И так о Вашем трепе, я четко указал, что это треп, и из пустого в порожнее не переливают. Лично о Вас — вы для меня какой-то мифический борец за справедливость и ничего неделания, рассуждаете о чем-то, спрашиваете какой-то бред, для такого перца армии с натиканными в запасе званиями как вы поясняю - служил в нормальном коллективе в элитных войсках, и было интересно, в отличии от вашей породы которая отсиживалась где-то как ни в кабинетах так по кустам, надев бирку «психолог» на грудь и ни чего как психолог не делая, с вас даже спросить не чего, так как ничего не делали. Вот и вся правда про ваш комок висячий на аватаре с погонами капитанскими, небось кроме отсиживания по кустам даже сепара живого не видели. Я вас предупредил что треп не интересен, переходите на личности. Пытаетесь оценивать людей — нулевой вы специалист, и это ваша роковая ошибка, в практике вы нуль полнейший если допускаете подобного рода ошибки. Заключение: затянувшаяся возростная регрессия, застревание в младшем школьном возрасте. Умеет писать не связанные логично конструкции предложений, умеет также читать без анализа информации. В метафорическом смысле — сказочный... персонаж (любой, в детском возрасте это нормально). Нуждаетесь в коррекции другим специалистом, располагающим больше свободным временем для меряния в песочнице приборами. А сказочный... персонаж, пусть будет Дон Кихот - Александр Анатольевич, боритесь с ветряными мельницами, терапия здесь бессильна. А кто где служил и как летает металлолом и прочая громкая вещь и за какое время можем обсудить на следующей конференции, за одно не только мы, но и вы расскажите где вас носило. Я в отличии от вас фотографии в форме не выкладываю, мозгов хватаем. Удачи вам, не тратьте наше драгоценное время.

— Как коллега коллегам....все это конечно умно — синдром, новообразования и т.д, но скажите, почему ребята — таки неохотно идут к психологам? Ответ 90% из 100 - потому что психологи задают глупые вопросы. Как вам такой ход?

— Многие из нас подкованы теоретически, терминами владеем не по-детски, ан не срабатывает. Мало этого....Душа, понимание, опыт, личность = помощь...

—  Вот я тот, кого вы называете «ребята — таки неохотно идут к психологам» и одновременно военный психолог, который с этими «ребятами» служил и знаю их проблемы хорошо. А «психолог» – А. П. Вот как Вы себе представляете, чтобы я или ребята к нему пошли?

— На счет души сказали правильно. Стало быть у «психологов» с этим проблемы.

— Я не говорю о персоналиях... я говорю о профессиональной помощи, в частности о той, которую способна оказать я как психолог, но без кавычек)

— Потому как неоднократно приходилось развенчивать стереотипные предубеждения ребят — АТОвцев о психологической помощи

— У нас люди за психологической помощью обычно идут прежде всего к Личности, а уже потом к психологу.

— А что касается «стереотипных предубеждений ребят — АТОвцев о психологической помощи», то таковые были заложены теми же «психологами-туристами» в АТО.

— Очень Вас прошу, развенчайте пожалуйста мои предубеждения.

— Только на индивидуальном консультировании

— Давайте начнем с лички.

— Ок, но предпочитаю говорить, а приоритетнее слушать

— Вот Вы в этой ленте читали все «предубеждения». И что мне с ими делать.

— В армии сейчас «психолог» стало чуть ли не ругательным словом. Это бездельник и иногда алкаш.

— В том-то вся и соль... но это в армии

— Так а на гражданке не лучше. Какие-то подростковые экзальтированные суждения или попытки оправдать свою личностную несостоятельность. Вот у Вас есть семья - дети, муж.

— Да.

— А поподробней: сколько лет детям, чем Вы занимаетесь и почему пошли в психологию, женщины это часто делают, чтобы компенсировать свою жизненную несостоятельность.

— :-) Александр, мы переходим, как мне кажется, на персоналии.

— А какая еще может быть индивидуальная консультация?

— Напрашивается вопрос: кто кого консультирует?

— Вы правы. Я уже не первый раз напрашиваюсь на консультацию. Последний раз это была психоаналитик, которая после пятого поста попросила почитать мою монографию. Читает о сих пор. Недавно сообщила, что очень интересно.

— Ну что ж... мы все учились по-немногу...

— Да сейчас по-немногу не получится. Вот скажите, что мне делать с тем «измененным состоянием сознания», с которым я ушел на дембель. Я сейчас даже взятки дать не могу, начинаются спазмы в желудке при одной мысли об этом.

— Для начала примите спазмолитик, а изменять состояние сознания только на индивидуальном консультировании

— А вообще, если откровенно, Александр, Вы сами себе супер визор)

— С таким-то опытом.

— Да я знаю. Меня даже уже священники долго не выдерживают.

— А по настоящему изменяет сознание война или, как у В. Франкла, концлагерь. Единственное — надо выжить.

— Не спорю.

— Ну так как удержаться в этом состоянии....

— Александр, смотрите написанное выше.

— Понятно.

— В том и дело, что вьі очень держитесь за обе роли (человек войньі и психолог), пьітаетесь найти в єтом что-то, копаетесь в себе и других пьфєітаетесь что-то найти. Как вьі там говорили, метод «соленого огурца»? Ну так вот, огурец хорошо просолился. С єтой позиции вам и работать с другими, если єто конечно получится. Только вот рассол у каждого разньій, опьіт вашей войньі может бьіть меньше чем у кого-то, либо больше, а концентрация его, исходя из научной психологии, зависит не от ситуации, а от вашего восприятия. Тоесть, ваш рассол крепок только в вашем огурце, а не в бочке. Как-то так... В любом случае, искренне желаю вам разобраться в єтой ситуации!

— Мне очень интересно как вы «просоленный товарисч капитан» можете обсуждать меня как специалиста не видя меня ни в работе, ни в службе, ни в жизни. Вы перешли на личности, язвя всем, «огурец еще тот». Вы предали сомнению мой опыт, за это с вас спрос как со специалиста выше чем либо с кого. Вы пересрали пост Андрея своими язвительными выпадами, обосрали здесь всех. Не забудьте, чем вы лично занимались в АТО — перекладывали бумажки, а сами тут ума лепите. ВЫ паркетный фахххивец, за необоснованное поливание грязью, я вам делаю замечание, и при встрече спрошу на каком таком основании вы себе это позволяете. ВЫ ряженный клоун с биркой на груди, а не психолог, в отличии от вас мы ваш вклад в работу знаем, а вы — наш нет. Ходите по городу обсираете всех, я вам не рекомендую больше задевать данную тему. Это вам замечание как по военному, а не по психологии. ВЫ БАЛАБОЛ РЯЖЕНЫЙ В КОМУФЛЯЖ С БЕЗОСНОВАТЕЛЬНОЙ БИРКОЙ «психолог», и не дай Бог увидеть вас еще и в пьяном угаре. ВЫ — ПОЗОР ВОЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ, т.к. поставленную задачу не выполнили, именно ВЫ НУЖДАЕТЕСЬ в помощи, ВЫ НЕ В СОСТОЯНИИ оказывать помощь другим. ВЫ ЛИЦО именно, то которых обсирали на личном примере, вы не в ресурсе, не в опыте, не в службе, не в науке, год просидели где-то в форме и выдвигаете претензии, вы ни кто чтобы делать свои язвительные выпады. НАЧНИТЕ С СЕБЯ. а так ВЫ РЯЖЕННЫЙ КЛОУН позорящий специалистов и делаете это гадко, грязно, я выхожу из темы. Мне более не интересно с вами общаться — вы то ли смурфик, то ли аватар... но не психолог

— Ухвм, давайте остановим єтот поток обидьі и боли, побудем в єтом состоянии и попробуем с ним поработать внутри себя!

К началу

© , 2017 г.
© Публикуется с любезного разрешения автора