В каждой хорошей истории главный герой должен осуществить эмоциональное путешествие.
Многие человеческие истории базируются на одинаковых нарративах
С тех пор как человечество научилось думать и говорить, люди занимаются сторителлингом — сочиняют и рассказывают друг другу истории. Многочисленные мифы, притчи и легенды существуют у всех народов. Причем сами повествования могут быть как о выдуманных, так и о реальных героях и событиях. Сказки, легенды и саги выполняют не только коммуникативную функцию. Благодаря им передают знания, делятся опытом и сообщают, какие ценности и нормы царят в обществе. Бросив взгляд на культурные ценности в литературе
конкретного социума, можно многое о нем узнать.
В этом был убежден американский писатель Курт Воннегут, скончавшийся в 2007 году. Однажды он сказал: «Рассказы имеют форму, которую можно обозначить диаграммой — и эти формы общества не менее интересны, чем их кувшины и клинья».
В своих размышлениях Воннегут ссылался на так называемую эмоциональную дугу истории — перипетии судьбы, которые переживает главный герой на протяжении своего путешествия. Писатель считал, что многие наши истории основываются на одном нарративе
— их эмоциональная дуга выгибается удивительно подобно, даже если действия протагонистов отличаются. К такому выводу он пришел еще студентом в своей магистерской работе, однако в то время его предположение отклонили.
В 2017 году ученые во главе с Эндрю Рейганом (Andrew Reagan) с Вермонтского университета, в Берлингтоне снова вернулись к идее Воннегута — и подвергли ее детальному компьютерному анализу. Команда языковедов и экспертов в области анализа данных отобрала 1327 англоязычных художественных произведений, находящихся в свободном доступе благодаря цифровой библиотеке проекта «Гутенберг».
С помощью специальных программ-фильтров ученые исследовали эмоциональную дугу, по которой следует главная сюжетная линия. Проще говоря, с помощью анализа слов удалось обнаружить «сентиментальное» содержание текста: вычислить, как часто внутри определенного отрывка встречаются радостные или печальные коннотации.
Эмоциональная дуга в «Гарри Поттер и Дары смерти». Изображение SciencePOD.
Исследователи визуализировали частоту этих слов по мере развертывания повествования, и получили графики, отражающие эмоциональное путешествие главного героя. Выяснилось, что часто кривые выглядят очень похоже друг на друга. Очевидно, большинство проанализированных рассказов основывались на определенных нарративах. Они и обеспечивают успех сторителлинга.
Базовые нарративы сторителлинга
Как правило, в западной культуре взлеты и падения героя следуют одному из шести нарративов. Это может быть «От уборщика до миллионера» или типичная история Золушки: большинство рассказов имеют в своей основе все те же схемы
— и их выбор удивительно ограничен. Об этом свидетельствует анализ данных.
В целом ученые выделили шесть основных эмоциональных сюжетных схем или линий:
От уборщика до миллионера: этот нарратив описывает историю успеха, когда главный герой постоянно прогрессирует.
От миллионера к уборщику: в такой повествовании главному герою поначалу очень хорошо. Однако кульминация истории — это трагедия, как, например, в шекспировских драмах
«Ромео и Джульетта» и др..
Человек в яме: протагонист сначала низко падает, однако ему удается оправиться и выбраться из сложной ситуации.
Икар: эта эмоциональная дуга является противоположностью «Человеку в яме» и напоминает сюжет известного греческого мифа, когда главный герой сначала поднимается высоко в небо, чтобы потом упасть.
Золушка: главный герой переживает настоящие взлеты и падения. Сначала эмоционально все положительно, дуга высоко изгибается, затем следуют негативные эмоции, но завершается все хэппи-эндом.
Эдип: данный нарратив следует схеме, противоположной «Золушки». В начале главный герой падает, однако встает, чтобы потом снова свалиться в эмоциональную пропасть.
Согласно полученным данным в нашем культурном окружении есть на удивление мало путей хорошо рассказать историю: кажется, что авторы снова и снова пользуются теми же техниками сторителлинга и его элементами, чтобы описать сложное, эмоциональное воздействие.
Ученых это не удивляет: «Наша способность коммуницировать основывается и на том, что мы разделяем эмоциональный опыт других, в частности, героев повествований, — и таким образом можем понять и себя»,
— объясняют они. Поэтому нормально, что рассказы часто построены на таком опыте и подражают образцам, которые наделены для нас определенным значением. Интересно и то, что даже Воннегут в свое время описал некоторые эмоциональные дуги, обнаруженные Рейганом и его коллегами,
— в частности говорится о «Человеке в яме» и «Золушке».
Исследователи не только подтвердили предположение Воннегута, обнаружив характерное ядро сторителлинга. Они также исследовали секрет действительно успешного произведения: приняв во внимание количество скачиваний, команда определила, какие эмоциональные дуги читатели любят больше всего.
Результат: «Икар», «Эдип» и «Человек в яме»
— самые успешные. Вероятно, это станет ценным советом для тех сторителлеров, кто как раз работает над следующим бестселлером.Источники: