.
 

Эмоциональный сторителлинг: схемы и нарративы

В каждой хорошей истории главный герой должен осуществить эмоциональное путешествие.

сторителлинг и нарратив
Многие человеческие истории базируются на одинаковых нарративах

С тех пор как человечество научилось думать и говорить, люди занимаются сторителлингом — сочиняют и рассказывают друг другу истории. Многочисленные мифы, притчи и легенды существуют у всех народов. Причем сами повествования могут быть как о выдуманных, так и о реальных героях и событиях. Сказки, легенды и саги выполняют не только коммуникативную функцию. Благодаря им передают знания, делятся опытом и сообщают, какие ценности и нормы царят в обществе. Бросив взгляд на культурные ценности в литературе конкретного социума, можно многое о нем узнать.

В этом был убежден американский писатель Курт Воннегут, скончавшийся в 2007 году. Однажды он сказал: «Рассказы имеют форму, которую можно обозначить диаграммой — и эти формы общества не менее интересны, чем их кувшины и клинья».

В своих размышлениях Воннегут ссылался на так называемую эмоциональную дугу истории — перипетии судьбы, которые переживает главный герой на протяжении своего путешествия. Писатель считал, что многие наши истории основываются на одном нарративе — их эмоциональная дуга выгибается удивительно подобно, даже если действия протагонистов отличаются. К такому выводу он пришел еще студентом в своей магистерской работе, однако в то время его предположение отклонили.

В 2017 году ученые во главе с Эндрю Рейганом (Andrew Reagan) с Вермонтского университета, в Берлингтоне снова вернулись к идее Воннегута — и подвергли ее детальному компьютерному анализу. Команда языковедов и экспертов в области анализа данных отобрала 1327 англоязычных художественных произведений, находящихся в свободном доступе благодаря цифровой библиотеке проекта «Гутенберг».

С помощью специальных программ-фильтров ученые исследовали эмоциональную дугу, по которой следует главная сюжетная линия. Проще говоря, с помощью анализа слов удалось обнаружить «сентиментальное» содержание текста: вычислить, как часто внутри определенного отрывка встречаются радостные или печальные коннотации.

сторителлинг Гарри Поттера
Эмоциональная дуга в «Гарри Поттер и Дары смерти». Изображение SciencePOD.

Исследователи визуализировали частоту этих слов по мере развертывания повествования, и получили графики, отражающие эмоциональное путешествие главного героя. Выяснилось, что часто кривые выглядят очень похоже друг на друга. Очевидно, большинство проанализированных рассказов основывались на определенных нарративах. Они и обеспечивают успех сторителлинга.

Базовые нарративы сторителлинга

Как правило, в западной культуре взлеты и падения героя следуют одному из шести нарративов. Это может быть «От уборщика до миллионера» или типичная история Золушки: большинство рассказов имеют в своей основе все те же схемы — и их выбор удивительно ограничен. Об этом свидетельствует анализ данных.

В целом ученые выделили шесть основных эмоциональных сюжетных схем или линий:

  1. От уборщика до миллионера: этот нарратив описывает историю успеха, когда главный герой постоянно прогрессирует.
  2. От миллионера к уборщику: в такой повествовании главному герою поначалу очень хорошо. Однако кульминация истории — это трагедия, как, например, в шекспировских драмах «Ромео и Джульетта» и др..
  3. Человек в яме: протагонист сначала низко падает, однако ему удается оправиться и выбраться из сложной ситуации.
  4. Икар: эта эмоциональная дуга является противоположностью «Человеку в яме» и напоминает сюжет известного греческого мифа, когда главный герой сначала поднимается высоко в небо, чтобы потом упасть.
  5. Золушка: главный герой переживает настоящие взлеты и падения. Сначала эмоционально все положительно, дуга высоко изгибается, затем следуют негативные эмоции, но завершается все хэппи-эндом.
  6. Эдип: данный нарратив следует схеме, противоположной «Золушки». В начале главный герой падает, однако встает, чтобы потом снова свалиться в эмоциональную пропасть.

Согласно полученным данным в нашем культурном окружении есть на удивление мало путей хорошо рассказать историю: кажется, что авторы снова и снова пользуются теми же техниками сторителлинга и его элементами, чтобы описать сложное, эмоциональное воздействие.

Ученых это не удивляет: «Наша способность коммуницировать основывается и на том, что мы разделяем эмоциональный опыт других, в частности, героев повествований, — и таким образом можем понять и себя», — объясняют они. Поэтому нормально, что рассказы часто построены на таком опыте и подражают образцам, которые наделены для нас определенным значением. Интересно и то, что даже Воннегут в свое время описал некоторые эмоциональные дуги, обнаруженные Рейганом и его коллегами, — в частности говорится о «Человеке в яме» и «Золушке».

Исследователи не только подтвердили предположение Воннегута, обнаружив характерное ядро сторителлинга. Они также исследовали секрет действительно успешного произведения: приняв во внимание количество скачиваний, команда определила, какие эмоциональные дуги читатели любят больше всего.

Результат: «Икар», «Эдип» и «Человек в яме» — самые успешные. Вероятно, это станет ценным советом для тех сторителлеров, кто как раз работает над следующим бестселлером.

Источники:

См. также:

Сторителлинг как эволюционное преимущество или Почему мы рассказываем истории?

Предложить интересную новость, объявление, пресс-релиз для публикации »»»

 
.
   

Контакты | Реклама на сайте | Статистика | Вход для авторов
Политика публикации | Пользовательское соглашение

© 2001–2021 Psyfactor.org. 16+
© Полное или частичное использование материалов сайта допускается при наличии активной ссылки на Psyfactor.org.
 Посещая сайт, вы даете согласие на использование файлов cookie на вашем устройстве.
 Размещенная на сайте информация не заменяет консультации специалистов.