© Александр Чижевский

Солнечные пятна и психозы
(Гелиопсихология)

ученый Чижевский Александр ЛеонидовичАлександр Леонидович Чижевский (1897-1964) — биофизик, один из самых ярких представителей русского космизма. Изучал влияние космо-физических факторов на процессы в живой природе и человеческом социуме. В его работах тесным образом переплелись биология, физиология, медицина, психология с одной стороны, и геофизика, метеорология и астрономия — с другой. О стоял у истоков ряда научных дисциплин: гелиобиологии, гелиопсихологии, гелиомедицины и других. Все они изучают причинную связь между Солнечной активностью и земной жизнью — в том числе массовыми психическими явлениями в обществе.

Чижевский разработал теорию влияния солнечной активности на общественно-исторические процессы. Вместе с В.М. Бехтеревым исследовал психические эпидемии в человеческой истории.

В богатом научном и творческом наследии Чижевского немало неизвестных широкой публике страниц. Что то безвозвратно утеряно, что-то хранится в архивах, что-то было опубликовано малым тиражом и забыто. К последнему относится предлагаемая вниманию наших читателей статья Чижевского о факторах, способствующих возникновению и распространению массовых психозов, которая была впервые напечатана в «Русско-немецком медицинском журнале» в марте 1928 года. Повторно она была опубликована в 1989 году в журнале «Природа и человек».  К сожалению, тогда были напечатаны лишь выдержки из обстоятельного труда замечательного советского ученого. Они и дошли до наших дней. А полный текст статьи, вероятно, утрачен для нас навсегда Данная работа сугубо научная — Александр Леонидович скрупулезно и убедительно показывает влияние солнечной активности на социально психические проявления в человеческом обществе.

...Предлагаемая работа представляет из себя краткое изложение моих исследований, которые я веду с 1915 года в области изучения влияния факторов физико-химической среды на поведение коллективов, возникновение и развитие психических и психопатических эпидемий и массовых движений вообще.

Можно утверждать, что человечество либо все в целом, либо его группировки, сообщества, всегда находятся во власти той или иной психической эпидемии. В истории, охватывающей тысячелетия, мы не встретим ни одной эпохи, когда человеческие умы не были бы взволнованы той или иной идеей. Всегда отыщется соответствующая времени или эпохе идея, которая станет центром группировки человеческих масс. Как только это совершилось, мы будем иметь налицо массовое умственное явление которое можно вполне основательно назвать психической эпидемией. Таким образом жизнь сообществ протекает под знаком психических эпидемии Во всякий данный момент в целом ряде стран умы заняты или даже всецело заполнены какой либо основной мыслью, характер которой стоит в зависимости от ряда социальных факторов. Эта основная идея, волнующая сообщество, может быть скрыта от наблюдателя, но она становится ясной всегда коль скоро возникает массовое движение.

Во все времена истории мы находим эпидемии повальных убийств на военной политической или религиозной почвах. Я не говорю про убийства совершаемые человеком во время битвы, когда злодеяние совершается во имя самозащиты или защиты страны от врага Я имею в виду эпидемии убийств совершаемых под разными предлогами во время политических или религиозных движений. Чтобы быть способным на такого рода убийства — в человеческой природе должны  произойти некоторые изменения, должны обнажиться инстинкты в их первобытной экологической форме.

Уже в Библии мы находим целый ряд описании ужасных боен, например, избиение мидианитов. Древняя история дает примеры массовых безумств, подобных уничтожению карфагенян<...>

С другой стороны, мы знаем явления, когда люди тысячами по собственному почину накладывают на себя руки. Еще у Плутарха есть рассказ об эпидемическом распространении самоубийств среди девушек г. Милета. Монтень рассказывает  о массовом самоубийстве осажденных Брутом ксантийцев <...>.

Культ экстатического действа, проявляющийся в виде огромных психических эпидемий, известен во все времена и у всех народов. Его появление история относит к Фракии, где он получил оформление в виде оргий в честь Вакха, чаще именуемого Дионисом — богом веселья, пьянства, самозабвения и сладострастия.

Главная цель оргий заключалась в доведении всех присутствующих до экстаза (ex stasis — «из-ступаю»). Для я этих целей пользовались безостановочной и головокружительной пляской до полного изнеможения под звуки флейт, тимпанов и кимвалов, вдыханием смолистых курений и опьянением вином. Оргии завершались разнузданным половым разгулом, оправданным верою в божественность оплодотворения.  Мистические экстазы персидских суфисов, радения русских сектантов, абиссинские церковные обряды, итальянский тарантизм — все они имеют тот же религиозно-сексуальный характер и эпидемически охватывают большие слои населения. В несколько видоизмененной форме тот же культ имел распространение под видом массовых увеселений, принимавших эпидемические формы в эпохи различных моровых язв или политических катастроф, например. во время чумы в Афинах в период «черной смерти». во времена террора и массовой резни во Франции в эпоху Великой французской революции и в другие времена.

Сходные по форме проявления, но несколько отличные по причине возникновения и по содержанию эпидемии исступленного движения имели место в предшествовавшую эпоху. Это были эпидемии хореи, пляски св. Витта, танца св. Гюна. Подобно ураганам они охватывали мир средневековья, выражаясь в самых поразительных формах <...>

Поразительные по своему содержанию эпидемии самобичевания, или и флагелляции, начались с 1260 г. В этом году в Италии близ Перуджии пустынник Райнер призывал к покаянию и самоистязанию путем бичевания. Отсюда зараза проникла на огромные расстояния. Уже по словам хроники 1261 г самобичевания наблюдались во многих частях Европы. Крупнейшие эпидемии самобичевания пронеслись по Европе в период «черной смерти». Современные городские хроники рисуют картины покаянных шествий, которые в конце концов превратились в очаги разврата. Действительно «страх перед Христом» и дух покаяния — это лишь одна сторона мании, друга сторона, это — пол. По словам хроникеров, в шествия флагеллянтов принимали участие люди обоих полов всех возрастов. Они бродили из города в город, без одежд с единым только поясом вокруг талии. Каждый имел при себе кожаную плеть, которая и применялась для бичевания плоти. Клиническое изучение активной и пассивной алголангии приводит к тому убеждению, что данное извращение наблюдается у лиц с ясно выраженной психопатической конституцией. Сочетание акта бичевания с половым возбуждением устанавливало тот психологический комплекс, который, развиваясь, приводил к возникновению психопатических эпидемий религиозно-сексуального характера. <...>

Как мы видели, при наличии в населении повышенно нервной возбудимости и предрасположения организма к психической инфекции могут возникнуть и охватить широкие массы населения всевозможного рода массовые психозы и психопатии. Но иногда они локализуются в ограниченной области, захватывая школу, монастырь, фабрику, селение или город. В литературе описаны массовые психозы и массовые психопатии, представляющие собою единичные по своему характеру и содержанию явления, локализованные на ограниченной территории и в ограниченном промежутке времени...

Ни один мыслящий человек не в состоянии пройти мимо поразительного явления массовых психозов и психопатий, не уделив ему своего внимания. Чем обусловлены эти замечательные явления? Какие факторы способствую их возникновению и развитию? Нельзя ли обнаружить какие-либо общие закономерности, свойственные всем массовым психическим явлениям, или же эти явления возникают и гаснут произвольно?

Исследователя, который глубоко вошел в изучение явлений этого рода, поражает удивительная способность человека вовлекаться в безумный вихрь психических или психопатических эпидемий. Еще вчера жестоко обличавший то или иное массовое движение, сегодня он становится сам его адептом, его жертвой. Психическая инфекция проявляет себя быстро и решительно, охватывая молниеносно огромные круги населения.

Детально изучая историю психических и психопатических массовых движений в связи с социальной историей соответствующих эпох, я должен был придти к заключению, что одних психических и социальных (политико-экономических) факторов недостаточно для объяснения сложного процесса явления. Далее я пришел в выводу, что в сложном комплексе факторов, обусловливающих массовые психозы, несомненно имеют место еще некоторые другие факторы, ускользавшие до сего времени от исследователя. Основываясь на экспериментальных трудах по изучению влияния физико-химических агентов внешней среды на поведение животных, я в виде рабочей гипотезы сделал предположение, что как возникновению, так и развитию массовых психических явлений (конечно, при наличии прочих социальных факторов) способствуют факторы внешней природы, имеющие большие районы действия и определенную периодичность во времени.

Но тот материал, который нам дает отдел психиатрии, изучающий массовые психозы, оказался недостаточен для статистической обработки в целях обнаружения присутствия или отсутствия периодичности психозов и, следовательно, и их связи с какими-либо периодически функционирующими факторами внешней среды. Удалось лишь выяснить некоторые общие тенденции распределения массовых психозов во времени, для проверки которых я обратился к другому исследованию, которое мною было осуществлено в течение нескольких лет и вскрыло в результате целый ряд замечательных закономерностей, которые я и собираюсь изложить в данной статье.

Количественный анализ кривых всемирно-исторического процесса позволил вывести следующие три основных положения:

  1. На различных материках земли, в различных государствах, у различных народов, независимо от того, существуют ли между ними какие-либо взаимодействия, общее количество массовых движений, имеющих историческое значение, то повсеместно и одновременно увеличивается, то повсеместно и одновременно уменьшается, образуя, таким образом, как бы всемирный цикл исторических событий — массовых психических явлений.
  2. В большинстве столетий этот всемирный цикл исторических явлений повторяется по 9 раз. <...>
  3. На основании рассмотрения большинства столетий необходимо признать, разделив 100 на 9, что каждый всемирно-исторический цикл равен, в среднем арифметическом, 11,1 года.

Основные выводы из результатов количественного анализа кривых всемирно-исторического процесса

  1. Солнечные пятна, ЧижевскийОдновременность увеличений и уменьшений в числе массовых народных движений на всей поверхности земли показывает, что причина, вызывающая данную закономерность явления, оказывает свое воздействие на поведение масс различных народов в одно и то же абсолютное время и, следовательно, может лежать и вне социального фактора.
  2. Периодичность числа массовых движений и периоды. равные во всех исторических эпохах, показывает, что причиной этой строгой периодичности является физический фактор, воздействующий более или менее равномерно на все, населяющее землю, человечество.
  3. Ввиду того, что всемирно-исторические циклы, в среднем арифметическом, дают всегда одну и ту же величину, равную 11,1 года, имеются некоторые основания допустить, что физическим факторам, вызывающим данную периодичность, является периодическая пятнообразовательная деятельность солнца, один период каковой равен, в среднем арифметическом, 11,1 года. 

(Далее в статье приводятся многочисленные таблицы и графики, иллюстрирующие выводы ученого.— прим. ред. )

Хотя массовая жизнь человечества не утихает ни на минуту и постоянно вспыхивает то в одном, то в другом участке земли, в эпохи максимумов солнцедеятельности она охватывает большие территории, вовлекает в себя огромные массы народа и проявляет себя в виде психических эпидемий, имеющих уже историко-социальное значение. Действительно, как показали мои исследования. эпохи максимумов солнцедеятельности — это основные этапы всемирно-исторического процесса, в течение которого разрешаются исторические проблемы человечества и основополагаются новые исторические эпохи. Во время максимальной напряженности и солнцедеятельности имели место величайшие стихийные движения народных масс — революции и величайшие столкновения народов.

Из всего вышеизложенного, представляющего собою часть всего накопленного мною исторического материала, следует сделать такой основной вывод: в определенные эпохи, когда деятельность Солнца значительно и резко повышается, мы констатируем одновременный подъем нервно-психической возбудимости больших человеческих масс, выражающийся в увеличении числа массовых движений, психических и психопатических эпидемий. Известно, что повышенная деятельность Солнца не проходит бесследно для неорганической и органической природы земного шара. Наоборот, она вызывает целый ряд явлений огромной мощности и силы. Это объясняется тем, что пятнообразовательный процесс сопровождается резким усилением радиоактивной и электромагнитной деятельности Солнца. В эпохи максимумов Солнце излучает мощные потоки различных радиации, которые, достигнув земли, вызывают целый ряд географических феноменов и связанных с ними различных явлений в органической жизни. В физической среде земли пятнообразовательный процесс вызывает резкое увеличение числа северных сияний, магнитных бурь, гроз, бурных движений воздушного океана (ураганы, циклоны, тайфуны, смерчи, тропические бури); солнечный процесс изменяет напряженность атмосферного электричества, усиливая ее, температуру воздуха и воды, давление атмосферы, окраску неба, количества озона в воздухе; он резко колеблет число осадков и вызывает иногда подлинные колебания или «возмущения» климата, а также, судя по новейшим исследованиям, влияет и на число тектонических землетрясений. Здесь мы не будем подробно останавливаться на перечислении всех явлений в физическом мире Земли. Эта сторона вопроса уже достаточно хорошо выяснена в специальных трудах. Здесь мы коснемся влияния периодической деятельности Солнца на некоторые явления в органическом мире. К сожалению, эта область науки еще очень юна и совсем мало изучена.

Как известно, симптомы хронических болезней проявляются не всегда; они постоянно варьируют, появляются, исчезают, усиливаются, ослабляются, делая все эти переходы либо очень быстро, либо медленно. Все эти симптоматические изменения могут сопровождать нормальное течение болезни и объясняются ее развитием. Однако случается, что грозные симптомы появляются как бы неожиданно, не соответствуя предварительному состоянию больного.

Врачи уже давно обратили внимание на то, что эти необъяснимые изменения происходят одновременно у людей, больных различными недугами, не имеющих никакого отношения один к другому и находящихся в различных, удаленных одна от другой, местностях.

Для объяснения этих явлений были привлечены колебания в физико-химической среде, окружающей организм. Обострения заболеваний пытались поставить в связь с резкими колебаниями метеорологических элементов, как, например, температура, давление, влажность воздуха и т. д. Но самые тщательные и многочисленные работы в данном направлении не привели ни к чему или результаты их оказывались весьма сомнительными.

Свыше 20 лет этот вопрос волновал врачей Сарду и Фора, тщетно искавших разгадки этого рода явлений, пока, наконец, их взоры не обратились к солнечным пятнам.

В результате продолжительных ежедневных наблюдений, длившихся девять месяцев над 297 больными, и после обработки материала французские исследователи пришли к замечательному выводу, а именно:

Прохождение пятен через центральный меридиан Солнца совпадает в 84 % из всех случаев с обострением различных симптомов хронических заболеваний и даже с появлением тяжелых или исключительных осложнений в течении болезни. Подобного рода осложнения могут иметь место и без прохождения пятен, но такого рода совпадения имеют место в 33 случаях из 100 и сами болезненныее осложнения менее тяжелы.

Если прохождение солнечных пятен и не является единственной причиной необъяснимых коллективных обострений болезней, однако его следует признать — важнейшей...

В заключение этого обзора я хочу с большим удовлетворением отметить, что мои идеи о влиянии усиленной деятельности Солнца на возникновение массовых движений послужили базой для интересных наблюдений, произведенных рядом лиц, в том числе Мирбахом в Вене, которые подтвердили мои основные положения.

Итак, мы видим, что бурные процессы на Солнце оказывают на целый ряд органических феноменов могучее, но иногда трудно уловимое воздействие. Попытаемся приблизиться к объяснению механики этого воздействия. (Чижевский приводит данные по работам десятков ученых.— прим.  ред.)

Все перечисленные авторы старательно выяснили вопрос о том, какие явления внешней физико-химической среды вызывают те или иные явления в организмах. И общий вывод из всех этих работ может быть резюмирован в следующих выражениях: животный организм представляет из себя чувствительнейший приемник для всякого рода физико-химических явлений внешней среды. Как отдельные органы, так и весь организм в целом отзывается на колебания в ходе физико-химических элементов среды, появлением различного рода эмоциональных состояний, а также серьезных органических и функциональных заболеваний, приводящих организм иногда к гибели.<...>

Данные так называемой коллективной психологии показывают, что идеи в массах могут жить годами, нарыв может зреть долго, но прорывается он вдруг: также и массы вдруг смело и единодушно выходят на улицу с криком восстания. История учит, что все более или менее крупные массовые движения возникали сразу, охватывая в несколько дней огромные территории. Очевидно, что для того, чтобы положить начало массовому движению, чтобы народу выйти на улицу с требованиями, чтобы возникнуть большим толпам, необходим (помимо обязательного, конечно, наличия, политико-экономического или другого социального раздражителя) общий и единовременный толчок, общее повышение рефлекторных процессов, когда малейшие раздражители вызывают сильные реакции. Такой именно единовременный толчок может происходить из известных изменений в физико-химическом состоянии окружающей среды в форме минимального повышения возбудимости всего нервно-психического аппарата в целом. При отсутствии объединяющего массы социального фактора эта повышенная возбудимость может вылиться в индивидуальные поступки. При наличии такового фактора указанные индивидуальные поступки создают, в среднем, единообразное поведение массы индивидов, тогда возникает коллектив, объединенный общими идеями и общим поведением. Следуя законам психической инфекции (или индукции), коллектив растет, постепенно охватывая огромные территории. И это происходит тем скорее, чем сильнее действует космический агент.

Итак, достаточно бросить беглый взгляд на историю психических эпидемий и на клинический материал о ее участниках, чтобы увидеть, что главным показателем ее являются — повышенная возбудимость периферической нервной системы и уменьшенная сопротивляемость головного мозга — ослабление его задерживающей, регуляторной деятельности, способствующих выдвижению на первый план инстинктивных актов. Действительно, чем характеризуются все массовые психозы или массовые психопатии? В них мы, прежде всего, находим изобилие двигательных актов в связи с явным обнаружением различных инстинктивных реакций, сводящихся к стихийному проявлению одного, наиболее обобщенного для всего животного мира, инстинкта самосохранения.

В самом деле, как только возникают преграды для удовлетворения биологических потребностей или происходит их ущемление, возникают массовые истерии, массовые психозы. Став на эту точку зрения, мы можем приблизиться к разрешению задач, которые задает исследователю история и клиника всех массовых явлений, имеющих место в человеческих обществах.

Литература

  1. Чижевский А.Л. Земное эхо солнечных бурь. М., 1973.
  2. Чижевский А.Л. Космический пульс жизни. М., 1995
  3. Чижевский А.Л. Шишина Ю.Г. В ритме Солнца. М., 1967.