© Вера Шевченко
Арт-терапия. Алгоритм возвращения цвета
С рождения у человека формируется богатство чувственного мира, слаженность интегративных внутренних откликов — как базовое восприятие мира, как самовосприятие. В последующем он будет интегрировать новый чувственный опыт, умножая многообразие как внутри отдельной чувственной модальности, так и согласованность этой модальности с другими чувственными модальностями образного ряда.
Задачу арт-терапии, и, в частности, изотерапии, цветотерапии можно сформулировать так:
- В случае нарушений вернуть клиенту полноценное взаимодействие с миром чувственно, через цвет;
- Организовать процесс арт-терапии таким образом, чтобы клиенту нравилась деятельность, нравилось заниматься ею, нравилось взаимодействовать с цветом и со своим внутренним чувственным миром.
При эмоциональном выгорании, психоэмоциональном истощении и более того — депрессии — возникает ситуация, когда сильные эмоции непереносимы, когда клиенты говорят: «не могу чувствовать…» или: «нечем чувствовать, ничего не чувствую и не хочу… больно от яркого или от музыки (прежде желанной)…», «у меня внутри зима серая, и я ничего не хочу видеть», происходит как сужение цветового спектра, так и «гаснет» яркость, уходит многообразие образов и соответствующие переживаниям сила чувств. Подобные нарушения — проявление защитного механизма психики, получившей травмирующее ее событие и блокирующие оглушающие внешние воздействия. Психическая реальность человека капсулируется в «здесь и сейчас», блокируя не только целительные ресурсные источники прошлого и будущего, но также блокируя действие разрушительного подкрепления психотравм, прошлого неинтегрированного опыта.
Особенностью действия арт-терапевтического подхода является возможность обращения к таким образам подсознания — глубинным, архетипическим, природным, которые по своей сути являются цельными, непораженными, изначальными, базовыми. Являясь частью личного бессознательного, они тем не менее существуют вне личного травматического опыта и всегда являются ресурсным источником, к которому арттерапевт и восстанавливает доступ от здесь и сейчасв будущее. Обходя на первых этапах взаимодействие с сильно заряженными негативными содержимым образов, арт-терапевт восстанавливает вокруг «капсулы образа/образов) травмированного настоящего» — ресурсное пространство образов, которые противостоят негативному заряду образу травмы, и тот в процессе терапии как бы постепенно «тает», теряет свою отрицательную губительную заряженности, становясь просто интегрируемым опытом.
При работе с такими нарушениями было обнаружено, что рисовать графику людям легче, чем рисовать взаимодействовать с красками и разными цветами. Т. е. цветность — это и есть оценка заряженности образа, причем это еще (учитывая все многообразие оттенков) — тончайший и точнейший «анализатор» заряда образа, оценок того как человек пережил, сохранил тот или иной опыт.
Таким образом, чувственный опыт, переживание и сохранение в памяти чувственного опыта в оценке «цветности образа», само выживание перерабатывается эмоциональным интеллектом как колоссальная потребность переживать цветность, как потребность в точной оценке безопасности. Опираясь на качества приятно-неприятно, опасно-безопасно, базовые свойства выживания, взаимодействие с цветом относится к основополагающим свойствам психики. И даже больше: визуальная модальность сохраняет буквально в себе поддержку информации об пережитом опыте из других модальностей: тяжелый темный (рассвет), застывший голубой (цвет неба), льющийся (свет) и т. д. Огромный опыт человечества зафиксирован в живописи, где есть понятия колорит, светотень и многие другие термины, описывающие «цветовые коды» эмоционального многообразия.
В состоянии эмоционального выгорания, депрессии и т. п. — наблюдается обесценивание, буквально — обесцвечивание внутренних позитивных образов, точнее — всех образов.
«Алгоритм возвращения цвета» (Шевченко В. Г.)
Сила заряда несовершенного действия, эмоциональная окраска его «хранится» в мышцах, как их напряжение. Прямые, резкие линии в спонтанном рисовании — аналог удара, отреагирования, действия, разрешения несовершенного действия, но при этом ограниченного полем листка, на котором рисуют. Таким образом создаются условия контролируемого состояния рисующего. В случае «низкого, вялого эмоционального тонуса» мы провоцируем заданием (инструкцией) активизацию запрещенного действия.
Данный подход исследовался на протяжении 12 лет в различных группах, на протяжении около 2-х лет — в больнице им. И. Павлова.
В ее основе используется техника спонтанного рисования. Темы — обычно рекомендуемые в спонтанном рисовании. Нашим предложением является алгоритм предлагаемого цветового наполнения.
Методика состоит из 8 шагов, каждый из которых имеет 3 этапа. Рисунки первого этапа выполняются на бумаге А4 простым карандашом, второго — простым и цветными карандашами (которые постепенно определенным образом дополняются), на третьем этапе рисунки выполняются или фломастерами на бумаге А4, или маслинными мелками на большем формате А3.
Алгоритм работы
Занятие 1.
Этап 1. Расслабьтесь, закройте глаза и ведущей рукой начните водить карандашом по бумаге. Важно дать руке возможность свободно двигаться руке, как и куда захочется, но не отрывая карандаша. Рисуем простым карандашом, не контролируя руку на протяжении 2-3 минут.
На первом занятии раскладываем перед комбатантом (клиентом) подготовленный набор карандашей. Ими и будет происходить раскрашивание выделенных на этапе 2 элементов (объемов). При работе с цветом не используем темных цветов: голубой, светло-зеленый, желтый, оранжевый, сиреневый. Может быть не 5, а много карандашей в этой цветовой гамме, имеющие многообразие оттенков.
Предлагается выделить фигуры из фона: из множества пересечений линий выделить фигуру. Последовательно задания усложняются, как по 3 уровням сложности, так и творческом плане.
Этап 2.
Рисунок 1: выделяем фигуры рыб (обязательные элементы — хвост, тело, глаз рыбы), очерчивая их по контуру и раскрашивая тело рыбы.
Задача — «найти» и разукрасить как можно больше фигур.
Фигура 1 уровня сложности — рыба состоит из одного объема, из единичных элементов (внутри нет никаких линий), как можно больше фигурок рыб.
Рисунок 2 — «рыбы 2-го уровня» внутри фигур рыб могут присутствовать линии (объемы),
Рисунок 3 — «рыбы 3-уровня» — внутри фигур рыб присутствуют другие рыбы.
Занятие 2.
К предыдущему набору цветных карандашей добавляем розовый, оранжевый, темнозеленый цвета.
Рисунок 4 — «цветы 1-уровня» состоит из одного объема, из единичных элементов (внутри нет никаких линий), как можно больше рисунков цветов.
Рисунок 5 — «цветы 2-го уровня» — внутри фигур присутствуют линии (объемы).
Занятие 3.
Добавляем к имеющемуся набору карандашей карандаши темно-синего, коричневого цвета.
Рисунок 6 — «птицы 1 уровня р» — состоит из одного объема, из единичных элементов (внутри нет никаких линий),
Рисунок 7 — «птицы 2 уровня сложности» — внутри фигур птиц присутствуют линии (объемы). Птицы могут быть разных форм, но выделенных из спонтанных линий.
Рисунок 8 — «птицы 3-го уровня» — внутри фигур птиц присутствуют другие птицы.
Занятие 4.
Добавляем к набору цветных карандашей коричневые и фиолетовые цветные карандаши.
Рисунок 9 — «деревья». Данный этап начинается с задания определенного образа состояния, с учетом характера образа. Например, образ дерева в солнечный весенний ветряный день предполагает динамичный характер линий, из которого ищем затем дерево, с «летящей» кроной, согнутыми под порывом ветра ветками.
Занятие 5.
10 рисунок — «пейзаж». Начинаем с задания образа, состояния, соответствующего пейзажа из положительных воспоминаний из прошлого или из мечтаний «видел по ТВ… хотел бы поехать» и затем приступаем к выделению частей пейзажа прежними приемами (т. е. набросок простым карандашом с последующим раскрашиванием), или сразу с использованием для набросков цветных карандашей. Иногда наблюдаем увлеченность нескольких набросков цветными карандашамине стоит этому препятствовать, наоборот.
Занятие 6.
11 рисунок — «рисунок человека». Задаем тему: вспомнить приятные занятия: человек отдыхающий, гуляющий с собакой на берегу, танцующий с кемто, … спросить о хобби (например, ловля рыбы) и предложить нарисовать.
Этап 3.
Предлагаем нарисовать дерево в освоенной к этому времени технике, но раскрасить предлагается с помощью фломастеров или масляными мелками на большем формате А3. Если мы видим повышенную реакцию на последнем этапе (реакцию раздражительности, негативизм), мы прорабатываем эту тему с помощью карандашей, и только затем проверяем реакцию на триггер (красный, черный цвет) с помощью масляных мелко.
Избыточное использование коричневых, черных, красных цветов и реакция пациента на рисунок, наличие большого количества острых красных или черных объемов в рисунке говорит о проявлении повышенного напряжения. Мы должны обратить внимание на состояние пациента и возможность проработки его состояния, предложив нарисовать, несколько сменив тему, «волшебный цветущий сад» и т. п. Вполне возможно, что его ресурсные зоны уже достаточно активны.
4 этап.
Способ проработки на этом этапе — предложить «поиграть», заменив все острые углы в рисунке на округлые. На таком приеме создано целое направление — нейрографика.
Еще один прием «снятие заряженного состояния» — предложить заменить цвета на невероятные, «волшебные» — полностью убрав черный и темные цвета. Еще днем примером работой с травмой (с которой как правило можно столкнуться при подобном виде проработки эмоционального цветового насыщения) — работа (отдельным блоком) с образом дерева.
Инструкция: Нарисуйте, пожалуйста, дерево, какойто период из жизни дерева) и расскажите историю о нем. Рисунок может выполняться в такой последовательности: цветные карандаши -> мелки -> фломастеры. Размер листа может меняться в зависимости от состояния — от А4 -> А3 -> обои (рисунок мелками). Маленький рисунок бывает при зажатости, ощущении «уменьшености», с минимумом энергии, избыточном контроле и недоверии к себе — при депрессии. Если на 1-й встрече клиент делал рисунок на А4, на следующей можно предлагать ему работать на А3. Можно рисовать на разноцветной бумаге.
Вариация «жизнь дерева» — время года, погода на картинке. Также можно предложить нарисовать «комикс» из жизни дерева. Предложенный «алгоритм возвращения цвета» хорошо зарекомендовал себя, однако требует профессиональной подготовки арттерапевта.
Шевченко Вера Георгиевна, арт-терапевт, кризисный психолог, член ГО «УАФПНПП», «ESTSS», почетный член ВОО «Арт-терапевтическая ассоциация», координатор проекта «Волонтеры — волонтерам» группы «Ок!», координатор проекта по декомпрессии ГШМО ЗСУ (Киев)
См. также: