.
 

© А. В. Федоров

Права ребенка и проблема насилия на российском экране

««« К началу

5. Телевизионный кинорепертуар и проблема насилия

А вот результаты мониторинга темы насилия в телевизионном кинорепертуаре. В программе каждой недели российского телевидения — десятки фильмов и сериалов, содержащих сцены насилия в разных видах. Бесспорно, большинство из фильмов, содержащих натуралистическое изображение насилия, идет в эфире после 22-00, вдали от глаз детской аудитории. Однако нередко подобная продукция появляется и в «детское время», к примеру, с 8 часов вечера.

Мониторинг 2000 года (с понедельника, 10 января по воскресенье, 16 января 2000 года)

Чтобы не быть голословным, вновь проанализируем репертуар «отслеженной» мной теленедели с понедельника 10.01.2000 по воскресенье 16.01.2000. Поскольку меня в первую очередь интересовала тема воздействия экранного насилия на детскую и молодежную аудиторию, я сознательно наложил некоторые ограничения на мониторинг. Так был произведен контент-анализ только того кинорепертуара ведущих российских каналов, который по временным рамкам был теоретически доступен для несовершеннолетних, включая дошкольников и младших школьников: то есть во временном диапазоне с 6 часов утра до 11 вечера.

ПОНЕДЕЛЬНИК. В целом репертуар ведущих российских телекомпаний с 6-00 до 23-00 не содержал сериалов и фильмов с чрезмерно откровенными сценами насилия. Если сцены насилия и возникали по ходу сюжета, то изображались они в отраженном, сдержанном, не натуралистическом виде (к примеру, в сериале «Она написала убийство», поставленном в сетке программ НТВ в утреннем эфире). Куда больше сцен насилия и убийств в остросюжетном сериале «Жара в Лос-Анджелесе-2», который показывался с понедельника по пятницу (с 18-00 до 19-00) на канале РТР. Фантастический боевик «Горец» (НТВ, время выхода в эфир 19-45 — 22-00), как известно, практически полностью построен на теме насилия (рыцарские поединки и пр.). Конечно, это экранное насилие лишено ужасающего натурализма и сродни насилию в сказках и легендах. Кроме того, главный герой, как и следует положительному сказочному персонажу, олицетворяет собой Добро, успешно сражающееся со Злом... Впрочем, в США этот фильм шел под ограничительным грифом “R” (Restricted), то есть несовершеннолетние до 17 лет допускались на сеанс только в сопровождении взрослых. Аналогичный сериал в духе «фэнтэзи» под названием «Легенда о Вильгельме Телле» шел с понедельника по пятницу по ТВ-6. Причем в самое «детское» время — с 17-00 до 17-40. Здесь также немало сцен, в той или иной степени связанных с насилием (сражения, поединки, драки, убийства и пр.). Однако снято это опять-таки без натуралистических подробностей...

ВТОРНИК. В 21-45 РТР начал демонстрацию гонконгского фильма с участием Дж.Чана «Доспехи бога». Драк и насилия там предостаточно. Однако по манере его подачи, картину, как известно, к натуралистическим не отнесешь...

СРЕДА. По РТР с 21-45 до 23-45 показали «Доспехи бога-2». По НТВ с 19-45 до 22-00 — приключенческий боевик «Последний из племени людей-псов». Оба фильма содержат сцены насилия, но опять-таки поданного без натурализма.

ЧЕТВЕРГ. С 20-45 по 22-00, то есть в самое «смотрибельное» и доступное для детей время НТВ запустил в эфир триллер Р.Доннера «Убийцы» (1995). Особенность этого фильма в том, что в нем не только достаточно натуралистично показаны убийства, но и в том, что статус «хорошего парня» (в исполнении С.Сталлоне) получает здесь наемный «киллер», хладнокровно уничтоживший за свою «творческую жизнь» десятки людей. В кинобиографии С.Сталлоне такого рода фильмов со сценами насилия немало (серия о похождения Рембо, «Танго и Кэш», «Тюрьма» и т.д.). Все они, как правило, получали прокатные ограничения под грифом “R”. Однако ведущий российский канал спокойно начал показ «Убийц» параллельно с передачей первого канала "Спокойной ночи, малыши".

ПЯТНИЦА. С 19-45 до 21-20 канал НТВ показал очередную серию о похождениях Крутого Уокера в исполнении несгибаемого Ч.Норриса (с повтором в субботу утром). С моралью здесь все нормально. Чак — герой положительный, он борется только с плохими парнями и во имя Добра. Степень натурализма в показе насилия в данном сериале не слишком высока. Каждую пятницу с 21-45 по первому каналу (во время мониторинга он назывался ОРТ) шел американский детективный сериал «Коломбо». Очередная серия вышла и в этот раз. В сериале также есть сцены насилия (убийства, жертвы убийств и нападений и пр.).

СУББОТА. В 19-50 НТВ (уже не в первый раз) показал первую часть «бондианы» — «Доктор Но». Насилия, как известно, в данном сериале хватает, хотя убийства и драки подаются авторами с легкой иронией. В США фильмы этого сериала, как правило, идут под грифом “PG” (Parantal Guidance), то есть дети допускаются на сеанс только в сопровождении родителей или взрослых.

ВОСКРЕСЕНЬЕ. С 12-05 до 14-00 на ОРТ демонстрировался российский остросюжетный фильм на тему гражданской войны «Победитель» (1976). Картина проникнута традиционными для советской эпохи идеями закономерности насилия во имя классовой борьбы и диктатуры пролетариата. С 19-00 до 21-00 ОРТ показал полную авторскую версию насыщенного насилием триллера Люка Бессона «Леон». На Западе эта лента шла с серьезными возрастными ограничениями. А первый (и самый массовый по аудитории) российский канал выпустил картину в самое «детское» время. Даром, что подруга наемного киллера в фильме — несовершеннолетняя... Чуть позже (с 21-40) ОРТ начал демонстрацию фантастического боевика класса «Б» «Не называй меня малышкой» с «секс-бомбой» Памелой Андерсон в главной роли. Детально снятые убийства в этой ленте  перемежаются с эротикой в духе «софт-порно»... В тот же день НТВ дал утренний (8-15 — 9-00) повтор «ночной» серии канадского фильма «Ее звали Никита». И здесь сцен насилия хоть отбавляй... Этот же канал с 20-50 по 21-50 показал очередную часть криминального сериала «Улицы разбитых фонарей-2». Крупный план окровавленного женского лица... Мужская голова с пулевым ранением во лбу... Эти кадры включены в заставку каждой части этого популярного сериала...

Мониторинг 2003 года (с понедельника, 29 сентября по воскресенье, 5 октября 2003 года)

Начало XXI века ознаменовалось резким увеличением доли российских телесериалов в эфире. Оправившись от массированной интервенции мексиканских, бразильских и американских «мыльных опер», ведущие каналы Российской Федерации густо заполнили эфир отечественной сериальной продукцией. В силу этого бума обычные фильмы на ведущих каналах оказались, как правило, отодвинутыми в сетке программ на позднее вечернее и ночное время. В утренние и дневные часы односерийные фильмы шли редко и, как правило, не содержали сцен насилия.

К сожалению, большая часть российских сериалов не отличалась жанровым разнообразием и так или иначе была связана с темой преступлений и  насилия. Период мониторинга не стал исключением — по Первому каналу всю неделю демонстрировалась очередная «Убойная сила» (временной диапазон выхода в эфир примерно между 20-00 и 21-00). По каналу «Россия» по рабочим шли сразу три «криминальных» сериала — «Бандитский Петербург» (диапазон с 17-00 до 18-00), «Каменская-3» (с 20-00 до 21-00) и «Марш Турецкого» (с 22-00 до 23–00, повтор с 13-00 до 14-00). По НТВ — два российских сериала («Агент национальной безопасности», с 11 до 12 дня; «Улицы разбитых фонарей-4», с 14-00 до 15-00 и с 19-30 до 20-30) плюс американский «экшн» «Супершпионки» (с 17-00 до 18-00). Каждый из этих сериалов содержит ряд сцен насилия (убийства, в том числе с деталями, снятыми крупным планом; перестрелки, жестокие драки и т.п.).

В среднем общая длительность демонстрации данных сериалов на четырех ведущих российских каналах составила не менее 50 часов в неделю (то есть около 7 часов ежедневно).

Корректность данных результатов мониторинга подтверждается и данными других исследований. К примеру, в мае 2001 года под руководством К.А.Тарасова был произведен мониторинг шести ведущих телеканалов России, который выявил, что «суммарная продолжительность сцен насилия в одном фильме колеблется в диапазоне от менее одной минуты до 31 минуты. Продолжительность среднестатистической сцены насилия — почти 7 минут. На чистый показ насилия (…) ТВ отводит 9,5% экранного времени. В каждом втором фильме насилие вершат как минимум 7 персонажей, в каждом четвертом и того более — 17 персонажей. При показе 7% фильмов происходит воистину массовое нашествие насильников на дома россиян, которые, как известно, с помощью ТВ и видео давно уже институционализировались в качестве главных центров культурного досуга. Насильников здесь уже целых три десятка. В среднестатистическом фильме уроки насилия зрителю преподносят 10 персонажей» [Тарасов, 2003, с.121]. Бесспорно, нередко насилие на экране подается без кровавых деталей, однако «в каждом пятом фильме (22%) естественные последствия насилия показаны в полной мере, в каждом третьем (39%) — частично. (…) В каждом пятом фильме, показанном в прайм-тайм, зрительское восприятие редко или вообще не обнаруживает наказания антигероя, применяющего насилие. В каждой третьей картине оно наблюдается только в финале. (…) Насилие (хороших) персонажей в основном массиве фильмов, в десяти из девяти, наказывается либо редко, либо вообще никогда» [Тарасов, 2003, с.123].

В 2002 году аналогичный мониторинг был произведен А.П.Короченским: «солнце еще не поднялось в зенит, а мы стали свидетелями полутора десятков убийств и свыше 20 сцен преступного насилия: драк, зверских избиений, перестрелок, поножовщины, разбойных нападений, пыток и терактов. (…) За один только день 30 июля 2002 года по пяти российским каналам было показано 17 полицейско-дететективных серий и фильмов (некоторые из сериалов демонстрировались дважды в день), а также около десятка боевиков и фильмов на темы криминала. (…) Криминал стал темой № 1 отечественного телевидения. (…) Технология экранных убийств очень разнообразна, есть чему поучиться даже профессионалам-«мокрушникам». Убивают не только огнестрельным или холодным оружием: рубят кухонным топориком, колют, душат, травят ядом, режут стеклом, сбрасывают с крыши, топят и т.д. и т.п. Быстро, технично, с удовольствием. Насилие и насильственная смерть на экране выглядит не так уж страшно, на это смотрят без содрогания. Привыкание людей к криминалу способствует своеобразной психологической «легализации» преступности. Криминал воспринимается уже как рядовое, будничное явление» [Короченский, 2002, с.11].

Конечно, в отличие от документальных телепередач на криминальную тему, насилие в игровом кинематографе кажется не столь страшным и шокирующим. К примеру, малышу всегда можно сказать: «Не бойся, это же только кино! Этого дядю убили понарошку. Он не бандит, и не полицейский, а актер». Однако негативное воздействие на психику несовершеннолетних подобные просмотры все равно оказывают [среди множества научных публикаций, подтверждающих это, см. например:  Stoughton, 2000, p .91].

Смею предположить, что проведенный мною контент-анализ содержания телепередач ведущих российских каналов вполне типичен для нынешней ситуации, когда телевидение репрезентирует (т.е переосмысляет) окружающий мир в виде опасной зоны, где правит криминалитет, где убийства и жестокость — обычные дела, успешно разрешающие любые социальные конфликты, а сама смерть человека — пустяк, о котором лихие персонажи забывают сразу же после меткого выстрела или удара ножом. Отсюда у многих школьников (см. например, результаты нашего опроса в приложениях №№ 1-5), что киллеры и гангстеры — это хорошо оплачиваемые профессии, достойные уважения и желания их приобрести, вместе, разумеется, с полным набором их «этики» и функций.

Какой же из всего этого следует вывод? Запретить телепередачи и фильмы на криминальную тему (а заодно и продажу видеокассет, DVD, компьютерных дисков с играми, построенными на насилии)?

Убежден, что запретами тут ничего не добьешься. Взрослая часть аудитории, бесспорно, имеет полное право знать, каково положение дел с преступностью в нашей стране и за рубежом. Как, впрочем, может смотреть по телевидению игровые фильмы на аналогичную тему. Другое дело, что все это, на мой взгляд, должно быть (хотя бы теоретически) недоступно детям до 7-10 лет с их неокрепшей и чувствительной психикой. Следовательно, фильмы и телепередачи, содержащие показ насилия, катастроф, войн и их жертв, надо сдвинуть в сетке передач на позднее вечернее и ночное время и постараться избегать утренних и дневных повторов «крутых» криминальных сюжетов. В конце концов, для утреннего и дневных эфиров можно делать сокращенные варианты документальных «криминалов» — без кровавых подробностей и крупных планов жертв насилия и террора.

Согласен, времена у нас сейчас не самые легкие. И все-таки стоит сделать все, чтобы не разрушать наивные иллюзии детства, его хрупкого благополучия. Слава Богу, наши дети (в большинстве своем), хотя бы до первых десяти лет свой жизни, обычно равнодушны к всевозможным политическим и экономическим кризисам. И в «детское» время они хотят смотреть «мультики» и веселые комедии, а не криминальные ужасы. Право ребенка на свободную от насилия информацию пора соблюдать не только на словах…

Примечания

  • Stoughton, C. (Ed.).(2000). Media Violence Alert. Zionsville, IN: Dream Catcher Press, p.91.
  • Короченский А.П. Приглашение в кошмар//Новая городская газета. — 2002. — № 33. — С.11.
  • Тарасов К.А. Глобализированное кино как школа насилия//Кино в мире и мир в кино/Отв.ред. Л.Будяк. — М.: Материк, 2003. — С.116-133.

««« Назад  К началу  

 
.
   

Контакты | Реклама на сайте | Статистика | Вход для авторов
Политика публикации | Пользовательское соглашение

© 2001–2021 Psyfactor.org. 16+
© Полное или частичное использование материалов сайта допускается при наличии активной ссылки на Psyfactor.org.
 Посещая сайт, вы даете согласие на использование файлов cookie на вашем устройстве.
 Размещенная на сайте информация не заменяет консультации специалистов.