.
 

© А. А. Ткаченко

Развитие Майдана в контексте «деложизненного» подхода

В своих исследованиях феномена Майдана мы пришли к тому, что в научном формате его следует рассматривать в контексте постулата непрерывности наполнения Разума, что мы понимаем как постижение и творение Смысла. Такой аксиологический ориентир развития Майдана направлен в будущее. Наиболее целостно его можно представить в контексте философского принципа «всеединства» (по Вл. Соловьеву), а также психологического понимания «духовной вертикали» (по В.П.Зинченко [1; 2]), «смысловой вертикали» (по В.Э. Чудновскому [3]) и нашего понимания («деложизненной вертикали»). Согласно предлагаемого «деложизненного» подхода в психологии //psyfactor.org/lib/tkachenko8.ht феномен Майдана определяется  как ноосферное образование, направленное на достижение обществом высшего предназначения, что понимается как реализация «дела жизни» (ДЖ). В общем, это рассматривается как глобальный универсальный механизм в виде «смысло-духовной вертикали», проявляющийся как динамическое (процессуальное) и статическое  (структурно-субстанциональное) образование взаимодействия ноосферы и биосферы, — что-то вроде глобального психологического «торнадо».

Как «смысло-духовная вертикаль» реализации ДЖ общества Майдан формируется на основе принципа «медиационности», который мы понимаем как соединение несоединимого, включая крайние инверсионные позиции (реальное и Идеальное общество). В такой функции Майдан выполняет роль медиатора, связывающего реальное общество с его Идеалом. Энергетической основой такого медиатора является его поступковая природа. Эта энергия в целом прирастает за счет разницы потенциалов между субъективной и объективной составляющими онтологического и аксиологического планов путем осмысления «содеянного» (совершенного) на основе поступкового механизма как двигателя духовной жизни. Пассионарная энергия поступка трансформируется в смысловую энергию личности, которая направляется на осуществление новых поступков. Таким образом, Майдан творит (высвобождает) и накапливает смысловую энергию, расширяющую сознание личности и общества и приближает его к  Идеалу. Базовым «смысловым ядром» и аксиологическим ориентиром функционирования этой «смысло-уховнаой вертикали» может выступать соборная идея развития в направлении создания нового (идеального) общества, осмысление и творение которой должно пролить свет на сохранение не только европейской, но и мировой цивилизации.

Статическое проявление Майдана представляет собой универсальную систему, структурно функционирующую на духовном, рефлексивном (жизненном) и дорефлексивном (психологическом) уровнях (см. здесь). При этом, дорефлексивный и духовный уровни существуют в разных измерениях, а взаимодействуют благодаря рефлексивному уровню и ДЖ-личности (в данном случае личности «майдановца»), реализующей отношения реального и идеального общества.

В своем развитии структура Майдана особых изменений не претерпела, но наполнилась новым содержанием, в основном связанным с самоорганизацией и самоопределением личности «майдановца». Подтвердилась предложенная еще в 2006 году наша специальная гипотеза «взросления» — Евро-Майдан 2013/2014 по сравнению с Майданом 2004 заметно «повзрослел», стал гораздо масштабнее и энергетически мощнее. Сейчас наполнение данной структуры представляется нам следующим образом.

Функционирование на духовном уровне рассматривается как Истинный Майдан (Дух Майдана) и анализируется согласно высшей смысловой логике, строящейся на основе высших общественных, бытийных и духовных ценностей согласно принципу ненасилия. На этом уровне происходит реализация ДЖ и морально-этическая терапия общества.

Функционирование на рефлексивном уровне рассматривается как пост-майданный эффект и анализируется согласно индивидуальной высшей смысловой логике отдельной личности, активно переживающей и принимающей Истинный Майдан как высшую ценность своей жизни на основе таких добродетелей как ненасилие, правдивость, способность к поступку и адекватным действиям в критических ситуациях. Такая личность способна к самоорганизации и самостоятельному определению системы ценностей, а также противостоянию внешнему манипулятивному влиянию. На этом уровне происходит личностная реализация ДЖ и индивидуальная морально-этическая терапия.

Функционирование на дорефлексивном уровне соответствует пост-майданному синдрому (пост-майданной болезни) и анализируется согласно традиционной причинно-следственной логике. Здесь в полной мере работают всевозможные манипулятивные технологии и другие средства влияния на психику, что соответствует таким характеристикам Майдана как «толпа», «массовые беспорядки», «война» и т.п. На этом уровне происходит подготовка к морально-этической терапии и личностной реализации ДЖ (у тех, кому удается переболеть и выздороветь), а также самоустранение от морально-этической терапии и личностной реализации ДЖ (у тех, кто «убегает в болезнь»).

Динамическое проявление Майдана представляет собой бесконечный спиралевидно восходящий процесс наполнения смысла, существующий на всех уровнях бытия, сущностным ядром которого является «...смыслопостижение — одухотворение — смыслотворение…». Здесь «смыслопостижение» в основном функционирует в  горизонтальном измерении, а «смыслотворение» в вертикальном, которые взаимодействуют благодаря «одухотворению» как поступку в особой смысловой семиосфере, формирующейся на основе т. н. «поля правды». Это сверхсложный процесс, который охватывает как высшие сферы духовного мира человеческой природы, так и реальный мир существования личности и общества.

Развитие динамического проявления Майдана мы связываем с ранее предложенной специальной гипотезой его «дрейфа» как дальнейшее проявление в других пространственно-временных характеристиках. Учитывая тот факт, что украинский Евро-Майдан уже «вырос» практически до масштабов всей страны, а его последующее проявление должно стать гораздо более масштабным и энергетически насыщенным, то вполне вероятно для этого потребуются соответственно гораздо большие территориальные и демографические масштабы. В этой связи анализ возможности дальнейшего динамического развития Майдана приобретает особую важность и интерес. Наличие и характер такой динамики довольно четко просматриваются в пилотных исследованиях Евро-Майдана, свидетельствующих о подтверждении указанного процесса его развития. Действительно, в развитии Евро-Майдана четко выделились три фазы: «пассивная», соответствующая «смыслопостижению», «активная», соответствующая «одухотворению» (поступковому действию) и «терапевтическая», соответствующая «смыслотворению». В таком развитии Евро-Майдан ориентировался на формирование соборной идеи, проявляющейся как «расширение» (распостранении) Украины на «запад» (к Евросоюзу) и к «востоку» (к России). Это потребовало значительного роста морально-этического и духовного самосознания, проявившегося в порыве патриотизма и достоинства украинства до высшего уровня, позволяющего рассматривать его в контексте глобальной мировой миссии.

Такой механизм довольно четко проявлялся в процессе всего периода существования Евро-Майдана в виде закономерности периодичного чередования активизации воздействия (давления) со стороны власти, как только его интенсивность снижалась и выглядел следующим образом.

Смыслопостижение (пассивная фаза) проходила практически ненасильственно, когда осуществлялось осмысление Майданом ситуации. Жестокий разгон и избиение студентов привел к его возникновению, в результате попытки вытеснения силовиками Майдан значительно увеличился и забаррикадировался. Пришло первое осмысление и понимание Майдана как «территории воли» или «Запорожской сечи» (http://censor.net.ua/r263626).

Одухотворение (активная фаза) характеризовалась резкой радикализацией Майдана и четким проявлением поступкового действия. Это можно характеризовать как проверку в действии ранее осмысленного: после принятия «диктаторских законов» Майдан резко активизировался и появились первые жертвы, в результате попытки его полного разгона и уничтожения с применением оружия ценой Небесной сотни (http://fakty.ua/177408-nebesnaya-sotnya) власть была свергнута окончательно.

Смыслотворение (терапевтическая фаза) характеризовалась продуцированием наиболее важных процессов творения новых смыслов, отражающих онтологическое и архетепическое укоренение Украины как опоры и берегини Киевской Руси. (Показательным ориентиром здесь может быть переименование в русской Википедии статьи «Киевская Русь» на «Древнерусское государство», что по мнению некоторых ее пользователей связано с российско-украинским «военным конфликтом» в Крыму). Это может предполагать дальнейшее развитие Майдана  не только в сторону его «взросления», что уже подтвердилось (evromaidan.org.ua), но и «дрейфа», что соответствует идее соборности на основе пассионарной духовной энергии «Киевской Руси», механизмом развития которой является «расширение» (как распространение) Украины на «запад» и к «востоку» (см. здесь). При этом западное крыло «расширения» уже довольно четко обозначилось практически во всем мире в виде внешней политической, гуманитарной и финансовой поддержки, больше проявляющейся в демонстрации благих намерений помощи, нежели реальных действий. Восточное крыло больше ориентировано на внутреннюю морально-этическую терапию и духовный рост русского (украинского и российского) человека, что больше проявляется уже в реальних «терапевтических» действиях в виде «странной войны» в Крыму и намерений «масштабной агрессии» против всего юго-востока Украины. В результате имидж Украины резко возрастает во всем мире как борющейся с российской агрессией, имеющей многократный военный перевес. Ситуацию удается удержать в «терапевтическом формате» благодаря тому, что основной акцент делается на «ненасильственном сопротивлении» как базовой характеристике Майдана. В результате «война» превращается в «морально-этическую терапию» общества, а противостояние силы оружия, в результате которого могли бы появиться жертвы, горе, страдание и разруха — в противостояние силы духа украинцев и россиян, в результате которого может появиться новая одухотворенная личность и сформироваться новое общество.

Появление внешней угрозы целостности Украины проивело к резкому объединению всех ее частей, ушли на второй план национально-культурные и региональные различия, Украина почувствовала единство и необходимость соборности, в итоге Майдан распространился практически на всю страну. (Очевидно, для того, чтобы взять под контроль своего внутреннего психологического «раба», для представителей западных и восточных регионов хватало давления криминализированной «внутренней  власти», а для представителей восточных и южных регионов понадобилась активизация уже гораздо более мощного давления со стороны более сильной авторитарной «внешней власти».

В этом случае, опираясь на выявленную закономерность, можно прогнозировать дальнейшее развитие Майдана как морально-этической терапии общества, что может быть связано с гипотезой его не только «взросления» но и  «дрейфа», т.е. перемещения в пространстве. Направление такого перемещения может определяться следующими факторами. Основным ориентиром подобной терапии является страх перед Майданом (своеобразная майданофобия). Это значит, что Майдан может перемещаться туда, где его больше всего боятся, а стало быть туда, где он больше всего нужен. Очевидно поэтому украинская криминализированная «внутренняя власть»  всеми силами старалась его остановить или даже уничтожить. Другим важным фактором является непредсказуемость пространственно-временных характеристик возникновения и развития Майдана. В этом случае более продуктивным может быть не искусственное наращивание деструктивной майданофобии, а наоборот, как можно лучшая подготовка к его принятию, используя прежде всего накопленный позитивный терапевтический опыт украинского Майдана. Согласно непрерывности процесса наполнения Смысла, эта фаза развития Евро-Майдана может стать основанием для начала следующего витка спирали «духовно-смысловой вертикали» уже в формате следующего Майдана, основным стимульным фактором которой стала российско — украинская «странная война». Учитывая непредсказуемость происходящих событий с позиций высшей смысловой логики все же можно предположить, что основным «игроком» сейчас все больше проявляется Майдан как ноосферное явление в своем высшей духовной сущности (как «Дух Майдана»). Все другие субъекты «странной войны» здесь выступают лишь как в той или иной степени значимые фигуры с ограниченными степенями свободы.

Далее проанализируем психологические особенности поведения людей и данную ситуацию в целом на основе предложенной структуры Майдана.

На уровне Истинного Майдана речь идет о тех, кто в определенные моменты попадали в состояние (ипостась) Истинного Майдана, становились ситуативными лидерами и могли вести за собой других людей. Это герои Майдана, такие как политик Юлия Тимошенко в 2004 году или певица Руслана в 2013 году. Высшее проявление такого героизма ярко представлено Небесной сотней, которая сейчас стала духовным «оберегом» всей Украины. Это происходит благодаря взаимодействию культурно — исторически сформировавшихся  и ставших базальными культурно — психологических механизмов сохранения и развития наших народов, которые сейчас приобрели деструктивный характер архетипических психологических комплексов, мешающих дальнейшему развитию и поэтому требующих качественной трансформации с учетом соборной идеи. У россиян это «имперско — бунтарский» (ИБ), у украинцев это «неполоценностно — жлобистский» (НЖ) комплексы, отражающие смысловое содержание их внутреннего психологического «раба» и олицетворяемые криминализированной (в Украине) и авторитарной (в России) «властью». То, что сейчас называют «военным противостоянием» украинцев и россиян, на самом деле является борьбой русского человека с его внутренним «рабом» в результате взаимодействия как взаимосамотрансформации этих комплексов, что приводит к духовному росту.

Это соответствует высшей смысловой логике развития соборной идеи Майдана, в соответствии с которой сейчас осуществляется реальная жизнь (см. здесь) как альтернативе обычной причинно-следственной, на которую опирается «власть». Все возрастающее давление «власти» на ЕвроМайдан казалось бы должно было привести к его уничтожению. Но реально получилось наоборот, — в Украине была свергнута сама «власть». Далее эстафету давления на Майдан перехватила уже внешняя, гораздо более сильная «власть», что практически привело к объединению всех украинцев перед угрозой «военного противостояния», идущего с востока.

На уровне пост-майданного эффекта речь пойдет о ДЖ-личности, требованиям которой в данном случае отвечают майдановцы. Это те, кто полностью, что называется «всей душой» приняли Майдан и его идеи, искренне переживают и сами принимали участие в этом действе. Их «раб» уже подконтролен личности и трансформируется в личностной реализации ДЖ. Для них высшие ценности Майдана (национальное достоинство, патриотизм и др.) достигали максимальных уровней и даже становились важнее самой жизни. Они были готовы за них «идти до конца», «идти на смерть», что и продемонстрировала Небесная сотня и еще больше тысячи травмированных и пропавших безвести.

Довольно ярко такой «дух майдановца» проявился во взаимодействие НЖ и ИБ комплексов в процессе непосредственного контакта российских и украинских военных в Крыму во время их «ненасильственного сопротивления». Оказалось, что то, что называют «военным конфликтом» — это не война оружия, когда льется кровь, гибнут люди, а война силы духа русского (братских российского и украинского) народа против своего внутреннего «раба». Такая война силы духа в итоге приводит к созданию новой личности, нового общества и активизации глобальных мировых процессов — это реализация высшего предназначения украинского, а в дальнейшем возможно и всего русского народа.

Основным признаком обнаружения в себе такого «раба» является чувство страха перед Майданом. У многих украинцев такой страх уменьшился или даже исчез, поэтому в целом украинский народ ни Майдана ни «военного конфликта» не боится и готов его с честью отражать, причем силой духа но не оружия.

У большинства россиян такой страх оформился в искусственно созданном символе «бендеровца», который, очевидно сами того не желая, благодаря огромным усилиям сотворили российские политтехнологи и СМИ. (Это можно рассматривать как признак ИБ комплекса, доходящего до «дурноватости»). В результатете «бендеровец» стал психологическим «якорем», благодаря которому Майдан надежно внедрился в российского «раба», что предполагает направление дальнейшего его «дрейфа».

В этом случае очевиден некий парадокс, заключающийся в следующем: чем больше россияне будут контактировать с украинцами, тем больше они будут «заражаться» таким моральным духом и нести эти переживания духовного родства и сопричастности свободной жизни на основе высших духовных ценностей в Россию. Такое расширение Украины как реализация идея соборности будет все больше распространяться и сливаться с российской идеей мощи, что может привести к духовному взрыву и возникновению следующего, уже значительно повзрослевшего, более мощного и масштабного российского Майдана.

Cейчас самое главное состоит в четком понимании того, что исход этого «противостояния» зависит не столько от политиков и высоких военначальников, сколько от русского народа в лице обычных граждан, солдат и офицеров, которые должны всегда помнить, кто является их настоящим «врагом», ибо именно они впадают в эйфорию «победителя» и именно их палец лежит на курке. Нужно помнить, что согласно психологическим законам, необоснованная эйфория обязательно сменится разочарованием и депрессией, после которых у многих наступит прозрение и понимание, что придется отвечать за содеянное.

Поэтому, в данном «противостоянии» русскому человеку наиболее разумно опираться на высшую смысловую логику развития Майдана и майдановца, следуя его основным нравственным добродетелям.

Ненасилие — способность сдерживать собственную «рабскую» агрессию, тем самым высвобождая духовную энергию великого русского народа, активно переживая честь и личное достоинство, веру и правду. У украинцев после Евро — Майдана это сейчас особенно выражено.

Правдивость — честность перед собой за недопущение братоубийства, отстаивание собственной правды жизни и убеждений на основе высших ценностей, не допуская внешнего вмешательства в свое сознание (только «раб» живет чужими мыслями).

Готовность к поступку — способность к выходу за пределы личных потребностей и интересов ради соблюдения ненасилия и правдивости, преодоления критических ситуаций, поборов в себе страх как главный атрибут «раба».

Ситуативность — способность безошибочно ориентироваться в ситуациях, возникающих случайно, и соответственно действовать, если это даже противоречит официальным призывам, продиктованным конъюнктурными потребностями и интересами «власти».

На уровне пост-майданного синдрома речь пойдет о т.н. «антимайдановцах» и «заблудших».

Антимайдановцы — это те, кто негативно переживают события, связанные с Майданом. Как правило, они сами на Майдане никогда не были и принципиально идти туда не собирались, а представление обо всем получали из «вторых рук», обычно антимайдановских СМИ и других подобных источником. Они стараются избегать возможности предметного и откровенного общения с теми, кто реально участвовал в Майдане, с порога отрицают все, что им говорят очевидцы. Как правило, находясь далеко от Майдана и реальных событий, они «лучше знают», что там происходит и даже пытаются навязать свое ретранслированное, искаженное мнение очевидцам. У них четко выражается страх перед Майданом, причем даже больше, чем страх перед криминализированной и авторитарной властью, которая пыталась его «разогнать» а лучше уничтожить. Поэтому они поддерживают все, что направлено против Майдана и оправдать всех, кто это поддерживает. Их внутренний «раб», почувствовав угрозу, старается себя всеми силами защитить вплоть до уничтожения самой личности (готовность к преступлению против Майдана и Украины, — например, призывы к разделению и даже превращению ее в малороссию). В то же время, у таких людей при определенном стечении обстоятельств (например при непосредственном контакте с майдановцами), закладывается возможность впоследствии все же побороть своего «раба» и стать потенциальными майдановцами.

Заблудшие — это те, кто остался жить в своем собственном мирке с личными житейскими проблемами и потребностями. Их интересует только собственная пенсия, зарплата, сохранение личного имущества и т.п. Все, что происходит вокруг и чем живет окружающий мир, их не интересует. Такие люди живут по принципу «своя рубашка ближе к телу» или «моя хата скраю, ничего не знаю». Они прежде всего стремятся защищать свои потребности и имущество, даже ценой потери личного достоинства и Родины. Их внутренний «раб» остается нетронутым и полностью контролирует личность.

***

В итоге приходим к тому, что «смысло — духовная вертикаль», как высшая смысловая формула развития Майдана, может рассматриваться как соединение российской «мощи» (рабочей интерпретации российской национальной идеи), дающей импульс динамической составляющей Майдана, и  «расширение» Украины (рабочей интерпретации украинской национальной идеи), наполняющей содержанием статическую составляющую в развитии Майдана. Вполне возможно, что их объединение может породить совершенно новое качество, позволяющее реализоваться общей идеи соборности. Очевидно, что без такого взаимосодействия как и российская мощь на гребне имперских амбиций может скатиться до примитивного «бунтарства», доходящего до «дурноватости», так и расширение Украины скорее всего будет нивелировано «невротическим национализмом» и комплексом «неполноценности», — это неизбежно приведет к громадным людским потерям или даже к взаимосамоуничтожению. Но если современное российско-украинское «противостояние» рассматривать не как «войну», что в своей сущности предполагает доминирование ИБ и НЖ комплексов, но как «морально-этическую терапию» русского (российско-украинского) народа, что в своей сущности предполагает взаимосодействие и соборность ради достижения общей великой цели, тогда становится возможным духовный рост и реализация русской национальной идеи не только «сбережения народа», но и его «душевное развитие» (об этом еще в 2007 году говорил А.И.Солженицын и поддерживал Президент России).

Из этого следует, что если отбросить всевозможные невротические характеристики нынешних российско-украинских отношений, обусловленных ИБ и НЖ комплексами, а на высшем смысловом уровне принять Майдан как ноосферное образование, направленное на достижение обществом высшего предназначения (реализацию «дела жизни») и как глобальный универсальный механизм его развития в виде «смысло — духовной вертикали», то можно утверждать, что мы сейчас стоим на пороге глобальных цивилизационных трансформационных процессов, которые в конечном итоге могут привести к формированию нового («общества высшего предназначения»). Речь идет о возможности своеобразного «чуда», которое могли бы сотворить наши народы, обретя новое, одухотворенное качество. И это не экономическое чудо. Оно иного рода и сущности, основанное на прорыве к духовному развитию личности. Его основная идея состоит в потенциальной возможности высвобождения громадного духовного потенциала, накопившегося в культурно-исторических корнях наших народов, способного обеспечить их духовную автономию, вывести на самостоятельную орбиту свободного полета. А неутихающий, но нарастающий геосоциальный общецивилизационный кризис, обусловленный феноменом Майдана, в этом случае создает благоприятные условия, стремление к преодолению которых может привести к достижению заветной цели.

Литература:

  1. Зинченко В.П. Сознание как предмет и дело психологии // Методология и история психологии. 2006. Том 1. Выпуск 1. С. 207-231.
  2. Зинченко В.П. Предмет психологии? Подъем по духовной вертикали // Человек. — 2001. — N 5. — С.5-23.
  3. Чудновский В.Э. Смысловая вертикаль человеческой жизни / Психологические проблемы смысла жизни и акме: Электронный сборник материалов XVII симпозиума / Под ред. Г.А. Вайзер, Н.В. Кисельниковой, Т.А. Поповой — М.: ФГНУ «Психологический Институт РАО», 2012.-C.11-25 /

См. также:

Феномен «Майдана» (эмпирико-теоретический духовно-психологический взгляд)
Майдан как морально-этическая терапия общества
Обращение психолога к Майдану относительно создания соборной идеи
Обращение психолога к русскому (братскому российско-украинскому) народу относительно «военного противостояния» как инструмента развития соборной идеи формировния нового общества

© , 2014 г.
© Публикуется с любезного разрешения автора

 
.
   

Контакты | Реклама на сайте | Статистика | Вход для авторов
Политика публикации | Пользовательское соглашение

© 2001–2021 Psyfactor.org. 16+
© Полное или частичное использование материалов сайта допускается при наличии активной ссылки на Psyfactor.org.
 Посещая сайт, вы даете согласие на использование файлов cookie на вашем устройстве.
 Размещенная на сайте информация не заменяет консультации специалистов.