© Лара Шрагина

Метафора как феномен воображения

«Родная дочь воображения — метафора…»
Гарсиа Лорка

Интерес различных наук к метафоре обострился в конце ХХ столетия, когда пришло осознание, что метафора не только фиксирует сходство, но и создает его, создает виденье мира — его образ. Метафора позволяет «извлекать признаки из предмета, превращать мир предметов в мир смыслов». Метафорическое творчество лежит в основе многих семантических процессов: развития синонимических средств, появления новых значений и их нюансов, развития эмоционально-экспрессивной лексики. Без метафоры не существовало бы лексики «невидимых миров» — внутренней жизни человека [4].

Мы обращаемся к метафоре, когда нет готовых средств обозначения, объяснения, создания образов и смыслов. Особенностью метафоры является то, что она дает возможность выразить субъективное отражение внешнего и внутреннего мира человека. С помощью метафоры внутренний мир человека — мир его переживаний, смыслов, ценностей и идей объективируется во внешний мир — мир искусства. Метафорические образы позволяют посмотреть на мир глазами другого человека, реально в него не превращаясь. Именно благодаря метафорам мир всегда нов, ведь метафорический образ — это новая образная форма для старого содержания, как новое понятие о старом предмете… [3, 15]

Понятие «метафора» многозначно, в лингвистико-философской литературе термин «метафора» традиционно употребляется в трех значениях: слово с переносным смыслом; один из тропов; любое языковое выражение (слово, словосочетание, предложение, некоторый текст) с переносным смыслом [1, 11]. При этом процесс создания метафоры характеризуется связью с другими психическими процессами, а сам термин «метафора» амбивалентен: речь идет как о результате — метафорическом значении, так и о самом процессе метафоризации [29].

В языке метафора выполняет номинативную, познавательную и оценочную функции, а также выступает как средство создания образности речи и конструирования новых смыслов, отражая реальный мир в непривычных, неожиданных сочетаниях и связях. При этом основная функция метафоры — создание «новизны»: нового обозначения, художественного образа, образа с другим смыслом — смыслообраза, при этом новизна в метафоре присутствует не только явно, но и имплицитно, как появление нового смысла.

Исходя из функций метафоры, можно сказать, что она является языковым средством творческого отражения человеком действительности. Точнее — той действительности, которой человек приписывает свои, субъективные смыслы! Решение проблемно-когнитивных «языковых» и познавательных ситуаций с помощью метафоры дает основание считать процесс ее создания творческим. Творческий аспект при конструировании метафор проявляется в самом акте метафоризации — выявлении общих признаков в сравниваемых объектах при поиске определения одного понятия с помощью другого. А сам процесс метафоризации можно рассматривать как интеллектуальную творческую деятельность [29].

Мир психического репрезентируется с помощью двух систем: образной, являющейся онтогенетически первичной, и вербальной, развивающейся в тесном взаимодействии с ней. Образы становятся посредниками между чувственным и абстрактно-логическим, смыкая их в единый познавательный процесс. Образная и понятийная формы отражения в реальном когнитивном процессе взаимосвязаны и непрестанно переходят одна в другую, чувственное и рациональное образуют единый план [22, 23, 24].

Анализируя выявленные переносы, осуществляемые с помощью метафоры, можно сделать вывод, что именно метафорические образы осуществляют связь между сенсорно-перцептивным уровнем и уровнем представлений, переводя их в уровень вербально-логический (например: «Я навещал Стерса и находил в этих посещениях невинное удовольствие, сродни прохладе компресса, приложенного на больной глаз»[1]). При этом отражаемый с помощью метафоры объект (чувство, явление) представляется человеку во всем многообразии свойств и отношений.

Анализ лингвистико-философской литературы по исследованию метафоры показал, что метафору считают продуктом деятельности воображения, создающего новые образы [4, 13, 17, 26, 29]. Метафора формируется в контексте модуса фиктивности «как если бы», с помощью которого вводится любой «возможный мир». Этот модус определяет роль воображения в процессе создания метафоры: оно снимает явные и неявные ограничения, расширяет возможности перехода от одной системы знаний к другой. Основываясь на принципе фиктивности, метафора синтезирует новые концепты, нарушая границы несовместимого. Затем модус фиктивности либо выходит из игры, если метафора верифицируется (что характерно для научной метафоры), либо же остается в строю или редуцируется, если метафора удерживает психологическое напряжение. Метафора разгадывается и понимается именно потому, что ее контекст открывается внесенным в него принципом фиктивности [13].

В психологии метафору рассматривают, с одной стороны, как языковое средство, которое пришло из лингвистико-философской литературы. С другой стороны, признается, что она — продукт деятельности воображения [20, 27, 31]. Однако сложность определения метафоры как психологического феномена обусловлена тем, что в психологии познавательных процессов еще нет единого взгляда на психологическую природу воображения[2].

Субъективный характер творческого воображения, источником и регулятором которого служит внутренний мир — актуальные эмоционально-насыщенные потребности, подчеркивал в своей работе «Творческое воображение» еще Т. Рибо (Рибо, 1901). В этом Рибо видел отличие воображения от познания, для которого регулятором является мир внешний. Воображение оперирует образами, познание — фактами. Но между созидающим воображением и рациональным исследованием есть общее — это способность улавливать сходство. При этом мышление улавливает сходство, а воображение на этой основе создает образ, который мышление корректирует.

Анализ определений понятия «воображение», данных в научной литературе, начиная от Аристотеля, Канта, Гегеля, Вундта и Рибо и заканчивая работами авторов ХХ и ХХІ столетия, в том числе приведенных в словарях, показал, что, несмотря на некоторые разногласия, общим во всех определениях функцией воображения признается процесс, который приводит к созданию различных видов образов, а существенных признаков воображения как психологического феномена, два: появление «новизны» в этих образах и взаимосвязь воображения с когнитивными и эмоциональными процессами [2, 6, 7, 10, 12, 14, 16, 19, 21, 25]. Поэтому в рамках данной статьи будем рассматривать воображение как психический процесс, обеспечивающий создание новых образов на основе переработки и преобразования имеющихся у человека образов действительности [27].

Классификацию видов воображения проводят по разным признакам. Назовем основные виды воображения.

По степени присутствия образов-воспоминаний (представлений) реально существовавших событий и объектов и уровня активного конструирования образов принципиально новых объектов, явлений и событий воображение разделяют на пассивное — активное и воссоздающее — творческое, различающиеся по степени сознательного и активного отношения человека к действительности. Именно творческое и определяет многообразие функций, которые выполняются воображением [7, 12, 21, 27].

Исходя из вида деятельности, в процессе которой функционирует воображение, выделяют техническое, музыкальное, научное, художественное, литературное, поэтическое и другие виды воображения [18, 30].

По способности достигать цель созданием образов средствами языка выделяют языковое — вербальное (лингвистическое) воображение [18].

Классификацию, в основе которой лежат особенности материала предмета психической деятельно­сти, предложил Л.М. Beккep. Такой подход позволяет, по его мнению, выделить:

— сенсорно-перцептивное воображение (собственно образное), включающее зрительное, слуховое, двигательное, пространственное и, вероятно, другие виды воображения;

— эмоциональное;

— словесно-логическое — вербальное (концептуальное), выступающее как элемент мышления [5].

На наш взгляд, классификация видов воображения Веккера является наиболее «психологической», так как отражает связь воображения с психическими процессами при создании «нового» на всех уровнях функционирования психики.

Особенности «взаимоотношений» воображения и метафоры очень точно определил Л.С. Выготский: метафора создает новые образы посредством языка — вербальные образы, но деятельность по созданию нового, ранее не существовавшего образа традиционно относится к такой психической функции, как воображение [8]. Сопоставим основные характеристики воображения и метафоры — основную функцию и ведущие механизмы создания образов, сведя их для большей наглядности в таблицу.

Воображение[3]

Метафора

Основная функция

построение новых целостных образов действительности (психологическая основа творчества)

номинативная;

средство создания образности речи и конструирования новых смыслов

порождение и структурирование образа мира

создание видения мира, его универсального образа[4]; субъективное отражение внешнего и внутреннего мира человека

образное конструирование содержания понятия о предмете

оценочная;

троп[5]

способность смотреть на мир глазами другого человека

познавательная;

создание смыслообразов

способ овладения человеком сферой возможного будущего

Ведущие механизмы создания образов

переработка содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоционально-смыслового опыта

уподобление одного понятия или представления другому, перенос на него значимых признаков или характеристик последнего, использование его в качестве неполного сравнения или принципа функциональной интерпретации[6]

перенос какого-либо свойства объекта

перенос какого-либо свойства объекта

создание образов с участием хранящихся в памяти ассоциативных образов[7]

в основе метафор лежат ассоциации по сходству или по аналогии[8]

Как хорошо видно из таблицы, основная функция и ведущие механизмы создания образов воображения и метафоры по сути своей практически полностью совпадают. А такое совпадение позволяет уточнить эти «взаимоотношения» теоретически[9] и подтверждает вывод, что психологическая природа метафоры и воображения — идентичны. Что, основываясь на классификации Веккера, в свою очередь позволяет рассматривать метафору как вид воображения — вербально-логического, который в словесной форме создает новые образы предметов, идей, эмоционально-чувственных переживаний (поэтическое воображение). Вербализация этих образов с сохранением в них эмоционально-чувственных переживаний осуществляется при взаимодействии сенсорно-перцептивного и эмоционального видов воображения. То есть именно существенные признаки воображения «позволяют» метафоре выполнять ее функции.

Вывод о том, что метафора и вербально-логическое воображение по своей психологической природе идентичны, можно подтвердить еще целым рядом аргументов, в том числе экспериментальными данными, полученными автором в более ранних исследованиях [32, 33][10].

Так, воображение человека как его психическую способность воспринимать идеи-смыслообразы (образы, наполненные смыслом), то есть увидеть мир глазами другого человека, реально в него не превращаясь, определяет Э.В. Ильенков [15]. Но ведь именно эту функцию выполняет метафора!

Особенность творческого воображения заключается в том, что «оно является процессом в основе своей сознательным, протекающим при активной деятельности мышления субъекта и подчиненным прямо или косвенно осознаваемой задаче — научной, художественной, практической» [19, с. 34]. Но и создание метафоры связано с мышлением, так как возникает в проблемной ситуации и представляет собой аналитико-синтетическую деятельность по решению проблемы создания нового смысла в тех же сферах — научной, художественной, практической!

Механизм функционирования творческого воображения Рибо видит как субъективный синтез единства трех компонентов — умственного, эмоционально-аффективного и бессознательного, с помощью которых строится идеальный образ будущего реального продукта [25]. Не таким ли продуктом является метафора, которая, создавая образ, порождает смысл, воспринимаемый разумом!?

Именно функция метафоры как вида воображения, обеспечивая связь чувственного и рационального, способствует пониманию сущности объекта, явления, ситуации (научные метафоры, поэтическое творчество, притчи и другие) [31, 33].

По мнению Е.Е. Сапоговой, развитие метафорических аспектов сознания является составной частью процесса воображения. Своеобразными орудиями выстраивания воображением новых смыслов она назвала метафору и нонсенс, связывая тем самым воображение и метафору. Вероятно, считает Сапогова, универсальный смысл существования функции воображения у человека состоит как раз в том, чтобы сознание искусственным образом строило новые, пусть даже парадоксальные ситуации, своеобразные «модели самоудивления» [28]. Пример такого нонсенса, вызывающего самоудивление, можно увидеть у Алисы, наблюдающей за исчезновением чеширского кота: «Вот это да! — подумала Алиса. — Видала я котов без улыбок, но улыбка без кота! Такого я в жизни еще не встречала»[11].

При оценке уровня развития воображения чаще всего выделяют следующие основные признаки: необычайно эффективный способ связи вещей; находчивость в соединении элементов, обычно несоединимых; способность ярко — метафорически — высказать свою мысль; продуцирование образов; синтетическая и магическая сила, способствующая восприятию старого с чувством новизны [38]. «Подлинная дочь воображения — метафора» [9, с. 410] несет в себе те же признаки: «Классическая метафора — это вторжение синтеза в зону анализа, образа в зону понятия, воображения в зону мышления, единичного в зону общего, индивидуальности в страну классов.» [4, с.19].

Функция метафоры как вида воображения, обеспечивая связь чувственного и рационального, способствует пониманию сущности объекта, явления, ситуации (научные метафоры, поэтическое творчество, притчи и другие). Именно с психологическими функциями метафоры как особого вид воображения — вербально-логического, функция которого — вербализовать образы, связано активное применение метафоры в практической психологии в качестве средства активизации психической деятельности воспринимающего ее субъекта и как средство эмоционального воздействия на человека.

Нами было экспериментально показано, что способность создавать и понимать метафоры характеризует уровень развития вербального творческого воображения. Создание оригинальных метафор определяется способностью видеть нюансы и детали, что обеспечивается активностью восприятия окружающего мира. Также были раскрыты психологические механизмы процесса конструирования метафоры [31, 32, 33].

ВЫВОД. Как вербальное творческое воображение метафора создает новые образы (предметов, идей, смыслов и эмоционально-чувственных переживаний), апеллируя к воображению воспринимающего субъекта. Конструкция метафорического образа, осуществляя связь чувственного и рационального, активизирует у субъекта сенсорно-перцептивное и эмоциональное воображение, способствуя тем самым новому и более глубокому пониманию сущности объекта, явления, состояния, ситуации.

Как психологический феномен метафора отражает уровень развития вербального воображения, при котором субъект может самостоятельно создавать метафоры, интерпретировать сложные метафоры и применять существующие метафорические выражения в зависимости от контекста ситуации.

Литература

  1. Алексеев К.И. Метафора как объект исследования в философии и психологии // Вопр. психологии. 1996. №2. С.73-85.
  2. Аристотель Соч. 4-х томах. Т.1: Метафизика, О душе. Ред. В. Ф. Асмус М. : Изд-во «Мысль» , 1976. — с. 369-508
  3. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства / Р.Арнхейм. Пер. с англ. — М.: Прометей, 1994. — 352 с.
  4. Арутюнова Н.Д. Метафора и дискурс / Теория метафоры. М., 1990. С.5-32.
  5. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.: Издательство «Смысл», 1998. — 685с.
  6. Вундт, Вильгельм. Фантазия как основа искусства. Издание Товарищества М.О. Вольфа. С.-Петербург, Гостинный Двор, 18 и Невский, 13. Москва, Кузнецкий мост, 12 и Тверская, 22. 1914.
  7. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1991. — 93 с.
  8. Выготский Л.С. Мышление и речь. — М.: Издательство «Лабиринт», 1999. — 352 с.
  9. Гарсиа Лорка Ф. Избр. прозв. в 2-х т., т.1. М.,1986.
  10. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Том 3. Философия духа. — М.: Мысль, 1977. — 471с.
  11. Гудков Л.Д. Метафора / Культурология. ХХ век. Словарь. Санкт-Петербург. 1997.С. 274— 277.
  12. Дудецкий А. Я. Теоретические вопросы воображения и творчества.— Смоленск, 1974. –153с.
  13. Жоль К.К. Мысль, слово, метафора. Киев: Наукова думка, 1984. — 301 с.
  14. Игнатьев Е.И. Воображение как средство познания и управления творческой деятельностью. Сб. «Вопросы психологии труда, трудового обучения и воспитания», Яр. 1966, с. 34-35.
  15. Ильенков Э.В. О воображении//Народное образование, 1968, № 3, с. 33-43.
  16. Кант, Иммануил. Сочинения в шести томах. — М., «Мысль», 1964. Т. 3. — 799 с.
  17. Касирер Э. Сила метафоры//Теория метафоры. М., 1990. С.33-43.
  18. Коллингвуд Р.Дж. Принципы искусства (Теория воображения) М.: Языки русской культуры, 1999. — 328 с.
  19. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. — М.: МГУ, 1979.
  20. Кошелюк М.Е. Роль образно-метафорических компонентов в речевом общении /Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1989.
  21. Кудрявцев В.Т. Воображение / Большой психологический словарь. Сост. и общ. ред. Б.Мещеряков, В.Зинченко. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.
  22. Ломов Б.Ф. Проблемы образа в психологии // Вестник АН СССР. 1985. №6. — С.85–92.
  23. Ломов Б.Ф., Беляева А.В., Носуленко В.Н. Вербальное кодирование в познавательных процессах. — М.: Наука, 1986.
  24. Осорина М.В. Экспериментальное исследование образных структур на разных уровнях мыслительной деятельности: Автореф. дисс. …канд. психол. Наук. Л., 1976.
  25. Рибо Т. Творческое воображение. СПб. Тип. Ю.Н.Эрлихъ, 1901.— 327с.
  26. Рикер П. Метафорический процесс как познание, воображение и ощущение // Теория метафоры. — М., 1990. С.416-434.
  27. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т. 1. — М.: Педагогика, 1989.
  28. Сапогова Е.Е. Вниз по кроличьей норе: метафора и нонсенс в детском воображении // Вопр. психологии. 1996. №2. С.5-13.
  29. Телия В.Н. Метафора как модель смыслопроизводства и ее экспрессивно-оценочная функция // Метафора в языке и тексте. М., 1988. С.26-51.
  30. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. М.: Изд. корпорация «Логос», 1996. -320 с.
  31. Шрагина Л.И. Процесс конструирования метафоры как объект психологического исследования // Психологический журнал. 1997. №6. — С. 121–128.
  32. Шрагина Л.И. Конструирование метафор в контексте психологии способностей // Психологический журнал. 1999. №1. — С. 78–85.
  33. Шрагина Л.И. Оригинальные ассоциации по сходству как компонент креативности // Психологический журнал. 2000. №4. — С. 73–78.
  34. Шрагина Л. И. Проблема воображения в контексте функционально-системного подхода / Москва-Обнинск, Психология в вузе, №3, 2005. C. 95-107.
  35. Шрагина Л. И. Воображение как системообразующая функция //Москва-2005, Творчество: взгляд с разных сторон. (Диск)
  36. Шрагина Л. И. Проблема психологической природы воображения // Вiсник Одеського Нацiонального Унiверситету. Том 15. Випуск 11, Частина 2, Психологiя, 2010. С.156-164.
  37. Шрагина Л.И. Методология исследования психологических феноменов в контексте постнеклассической науки (на примерах анализа вербального воображения и системного мышления) // Международная коллективная монография «Фундаментальные и прикладные психологические исследований в практиках ведущих научных школ: реалии и перспективы». Макеевка, 2012. C. 95-128.
  38. 38. Richards L.A. Principes of Literary Criticism. Rootledge and K.Paul. London, 1967.

[1] Грин А. Бегущая по волнам. — Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1988.

[2] Проблема психологической природы воображения и авторская позиция на решение этой проблемы рассматривается нами в ряде работ [34, 35, 36, 37], поэтому в данной статье подниматься не будет.

[3] Кудрявцев В.Т. Воображение/ Большой психологический словарь. Сост. и общ. ред. Б.Мещеряков, В.Зинченко. М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.

[4] Арутюнова Н.Д. Метафора и дискурс / Теория метафоры. М., 1990. С.5-32.

[5] Образная форма выражения, основанная на употреблении слова или словосочетания в переносном значении и служащая усилению изобразительности и выразительности речи. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000

[6] Гудков Л.Д. Метафора/Культурология. ХХ век. Словарь. Санкт-Петербург. 1997. С. 274-277.

[7] Webster's Ninth New Collegiate Dictionary, 1991, p. 600.

[9] Связь между уровнем развития вербального воображения и способностью конструировать оригинальные метафоры подтверждена экспериментально в работах (Шрагина, 1997).

[10] В ряде дипломных работ, выполненных под нашим руководством, было показано, что способность конструировать и понимать метафоры связана с уровнем развития вербального воображения и отражает уровень креативности личности: Щукина Э. П. Метафора как объект психологического исследования. ХГЭУ-2005; Липа М.В. Особливості уяви у студентів гуманітарних та природничіх факультетів. ОНУ-2012.

[11] Кэрролл Л. Приключения Алисы в стране чудес. Алиса в Зазеркалье. — Минск: ЮНАЦТВА. 1990.

Л.И. Шрагина, Одесский национальный университет им. И.И.Мечникова

© , 2013 г.
© Публикуется с любезного разрешения автора