© Свати Джохар, Апдеш Кумар

Будущие методы ведения войны и контроль сознания

По материалам Military Psychology: Concepts, Trends and Interventions. New Delhi, India: SAGE Publications, 2016.

технологии будущих войн

Содержание

  1. Введение
  2. Возможности информационного века в современной войне
  3. Информационная война в современную эпоху
  4. Оружие в информационной войне
  5. Манипулирование информацией и ее искажение
  6. От традиционных методов ведения войны к нетрадиционным
  7. Технологии войн будущего
  8. Психологическая война и контроль сознания
  9. Заключение

Введение

Перспективное планирование защиты страны приводит к сосредоточению внимания на вопросах изменяющейся природы военных действий. Огромные изменения в социально-экономической среде и геополитических системах на макро- или микроуровнях после Второй мировой войны (WWII) привели к изменению природы социального порядка во всем мире. Ожидается, что короткие высокотехнологичные войны, а также проблемы, связанные с различными конфликтами низкой интенсивности, изменят характер военных действий в будущем. Локации войны могут варьироваться от морских глубин до космического пространства. Солдаты будут востребованы не только для защиты территориальной целостности своей страны, но и чаще для операций по установлению или поддержанию мира и для защиты природных ресурсов, действуя большую часть времени в составе сил многонациональной коалиции. Помимо традиционной роли военных, можно также предвидеть, что солдаты будут выполнять задачи по смягчению и ликвидации последствий стихийных бедствий, вести переговоры с преступниками при захвате заложников и противостоять негосударственным враждебным формированиям в нетрадиционных конфликтах.

Исследование психологических аспектов войны развернулось с началом современной психологии, но до сих пор это часто упускаемый из виду аспект боевых действий.

С началом WWII появился новый стиль ведения войны. Прекрасным примером силы психологических приемов ведения войны служит сброс начиненных бумагой (муляжных) бомб с бомбардировщиков во время WWII для подрыва морального духа войск противника. Впервые психология была использована для ухудшения мотивации и настроений вражеских сил. В последнее время вооружения и сама по себе жестокость войны распространили свое влияние в такой степени, что оружие «психологической войны» полностью игнорировалось.

Акцент на страданиях, а не на смерти, делает концепцию «психологической войны» более оправданной и дает ответы на следующие вопросы:

  1. Как набирающая силу тенденция опоры на технологии и машины может быть остановлена и перенаправлена на нетрадиционные системы?
  2. Какими средствами можно управлять страхами?

Видение будущих сил обороны должно включать перспективные области исследований, которые позволили бы солдату проводить операции, направленные на разум врага, а не на его тело. В эпоху информационных технологий (IT) необходимо расширить значение психологических параметров конфликта. Британский военный аналитик и историк прямо предсказывал, что: так называемые традиционные средства ведения войны могут быть заменены чисто психологической войной, в которой оружие не используется, и поля битвы не требуются... но достигается ослабление человеческого интеллекта и распад нравственной и духовной жизни одной нации под влиянием воли другой.

Из-за чрезмерной зависимости от технологического превосходства недостаточное внимание уделяется такому важному аспекту, как изучение психологии врага.

Слом сопротивления противника путем спланированного использования передачи информации — это длительный процесс. Он влияет на человеческое мироощущение и поведение путем деконструкции врага и создает в целевых группах поведение, эмоции и отношения, которые поддерживают достижение собственных военно-политических целей.

Роль Психологических Операций (PsyOps) в формировании моральной и интеллектуальной среды поля битвы и их использование в качестве оружия влияния на тактическом, стратегическом и оперативном уровнях в маневренной войне известна, но недостаточно понята и реализована. Терроризм — это война за сердца и умы, и в ней нельзя победить с помощью «умных» бомб и ракет. Это психологическая война, ведущаяся через СМИ, и PsyOps должны быть основным оружием в войне с терроризмом.

Учитывая увеличивающуюся разницу между ростом технологий и физическими ограничениями человеческих возможностей, технологии могут заменить человека и привести к стагнации его возможностей. Поэтому любая перспектива развития сил обороны в будущем должна позволить солдату эффективно защищать себя от технически продвинутых атак. Некоторые видимые варианты этого заключаются, например, в структурировании личности для оптимизации человеческих ресурсов с целью создания солдат, соответствующих определенным военным ролям, с учетом индивидуальной предрасположенности. Проникновение в человеческий разум с использованием технических средств посредством когнитивного хакинга может ввести противника в неэффективное состояние, вызывая информационный паралич, срыв и искажение восприятия.

Промывание мозгов с помощью беспроводной внутренней передачи голоса, блокирование потоков мыслей с помощью ультразвука и управление разумом с помощью технологии дистанционного изменения мозговых волн — все это будет дополнительными способами атаки на противника или защиты от него. Взаимодействующие с разумом инструменты, такие как средства чтения разума, метакогнитивные инструменты и инструменты принятия решений, могут оказаться еще одним фактором формирования будущей среды, в которой солдаты должны действовать.

Необходимость создания войск специального назначения и развитие способности адаптироваться к изменяющимся технологиям и изменениям сути театра военных действий привели к необходимости смещения фокуса в военной психологии с ретроактивного управления на проактивную готовность и перестройке военных устремлений стран.

Задача, стоящая перед психологией, заключается в повышении эффективности новых научно-технических достижений путем обеспечения эффективного применения неизменных человеческих и психологических компонентов.

Необходимо расширить толкование того, как разум, мозг, другие биологические системы организма и человеческая среда взаимодействуют, формируя поведение в контексте меняющихся ситуационных переменных и различных человеческих способностей, контролируемых с помощью технологий.

Нужно определить конкретные области, ставящие сложные задачи науке военной психологии. Могут быть разработаны системы обнаружения угроз, модели прогнозирования и установления причинно-следственных связей для расширения возможностей упреждающей готовности.

Продвинутые PsyOps и психосоциальные иммунизации могут рассматриваться в ближайшем будущем в качестве потенциальных областей исследований.

Учитывая это, наряду с настоятельной необходимостью управлять и контролировать ситуацию в мире, важно изучить эти аспекты военных действий, поскольку они будут помогать не только в критически важных вопросах, но и иметь далеко идущие последствия для гражданского населения.

Содержание