© Свати Джохар, Апдеш Кумар

Психологическая война и контроль сознания

««« К началу

Развитие технологий представит новые возможности и риски для будущих боевых действий. Последствия войны могут еще больше усугубиться, вызывая повышенную тревожность у солдат. Поле битвы неизбежно будет требовать все большего потенциала человеческих возможностей и добавит новые грани в методологию ведения войны.

Оглавление

  1. Сущность, цели и задачи психологической войны
  2. Роль пропаганды в психологической войне
  3. Действующие на сознание инструменты психологической войны
  4. Ограничения средств ведения психологической войны

Сущность, цели и задачи психологической войны

Психология ведения войны стара, как сама война, но ее значение не осознается. Это сфера знаний росла медленно, и ее применение до сих пор недостаточно. Появление технологий сделало ее применение широко распространенным и необходимым.

Психологическая война — это самая старая система стратегического и тактического оружия, которая может оказаться наиболее полезной в данном сценарии будущего.

Даже великие эпосы «Махабхарата» и «Рамаяна» содержат различные иллюстрации психологической войны. Самая известная из них — победа Пандавов над Кауравами — прекрасное изображение такого рода войны. Когда Пандавы были готовы принять поражение от Кауравов из-за опасений, что Дроначарья, главнокомандующий Кауравов, применит против них оружие Брахмастры (оружие, созданное Брахмой), Кришна посоветовал каким-то образом заставить Дроначарью покинуть поле боя. И он также предположил, что Дроначарья сложит оружие, если ему сообщат, что его сын, Ашваттхама, был убит (из-за экзистенциальных проблем желание и воля Дрона-чарьи к борьбе иссякнут). Пандавы последовали этому плану, убив слона по имени Ашваттхама и провозгласив, что Бхима, самый сильный из Пандавов, убил Ашваттхаму. Как и ожидалось, Дрона (Дроначарья) был глубоко ранен этим заявлением и попросил подтверждения у Юдхиштхира, старейшего Панда-ва, который был известен своей порядочностью и честностью. Пандав сказал, что это правда, но добавил, что это может быть человек или слон (Махабхарата, CLXL: 55).

Во Второй мировой войне также есть случаи, когда психика человека подвергалась атаке для достижения целей. Излюбленным инструментом США для достижения стратегических результатов была воздушная атака. Во время Второй мировой войны и конфликтов в Корее, Вьетнаме и Персидском заливе США наносили воздушные удары по стратегическим целям, расположенным в глубине вражеского тыла, чтобы снизить как физическую способность врага вести войну, так и его волю к этому. Основная психологическая цель, общая для этих стратегических атак, заключалась в том, чтобы убедить вражеских лидеров, что они будут платить высокую цену за постоянные отказы соглашаться на мирные условия своих противников.

Вдобавок США также пытались использовать стратегические воздушные удары, чтобы деморализовать и запугать гражданское население противника и тем самым лишить вражескую военную промышленность рабочей силы (основная цель бомбардировок союзников во Второй мировой войне); подстрекать местную оппозицию военной политике вражеского правительства; и, в случае Ирака, спровоцировать свержение вражеского правительства путем переворота или народного восстания43.

Психологическая война воздействует на психику человека, влияя на его эмоции, социальные установки и поведение.

Согласно Пэддоку (1982), психологическую войну можно определить как распространение пропаганды, направленной на то, чтобы подорвать волю противника к сопротивлению, деморализовать его силы и поднять боевой дух своих союзников. По сути, это ненасильственный, нелетальный тип войны, в результате которого враждующие стороны сдаются, а не погибают. Он не ограничен временем и местом. Это непрерывный процесс, который начинается задолго до самой войны и продолжается даже после последнего выстрела. Как и любой другой метод ведения войны, пси-война (PsyWar) также предназначена для определенных целей.

Мобилизация ненависти против врага, подрыв вражеского морального духа и поддержание своего боевого духа являются одними из основных намерений и целей психологической войны.

Роль пропаганды в психологической войне

Пропаганда — самый главный элемент психологической войны. Это любой вид запланированной коммуникации, которая влияет на разум, эмоции и убеждения других людей для достижения определенной цели. Это контент, который в конечном итоге влияет на выбранные целью объекты.

Военная роль пропаганды известна и использовалась против врагов со времен мировых войн. Бумажные бомбы и листовки использовались для решения проблемы точности ПВО. Тысячи листовок с посланиями помещались в цилиндр, который при разрушении высвобождал эти пачки бумаги, и сообщения разлетались на большие расстояния44. Целевая аудитория в запретных районах может быть проинформирована с помощью пропаганды. Также пропаганда позволяет преодолеть неграмотность и нарушенные коммуникации. Пропагандист должен быть из рядов обученных кадров и должен мыслить объективно, скрывая свои эмоции и чувства.

Пропаганда характеризуется ее источником, намерением и выбранной целевой аудиторией.

Обычно это воспринимается как распространение неточной или неполной информации с целью обмана целевой группы. С другой стороны, при правильном использовании она действует как сильное оружие.

Эффективность пропаганды определяется средством ее распространения.

Пропагандист должен использовать подходящие СМИ в нужное время и в нужном месте. Подходящая среда — это та среда, которая доступна своевременно и соответствует заданным условиям. Листовки и брошюры, например, неэффективны для тех, кто не умеет читать. Пропаганда может использовать средства радио, телевидения, Интернета, межличностного общения и т. д. Для убеждения используются ненасильственные средства.

При отсутствии надлежащего распространения информации пропаганда бесполезна.

Таким образом, психологической войне нужны специалисты в различных областях для анализа целей и планомерного исполнения.

Пропаганда может быть защитной или наступательной, в зависимости от ее направленности соответственно поддерживать или препятствовать социальной деятельности45.

Психологическая война — это пропаганда, используемая для убеждения врага.

Она укрепляет существующие социальные установки, заставляя верить и действовать под пропагандистским контролем. Разум — это центральный субъект для проведения психологических операций, и были разработаны различные инструменты управления разумом, нацеленные на поведение человека.

Действующие на сознание инструменты психологической войны

Технологии нейрокомпьютерного интерфейса (ВСІ) соединяют человеческий мозг с устройствами и могут непроизвольно проникать в разум и воздействовать на его. Мозг связывается с роботизированными системами для управления мыслями или даже действиями. На основе этой парадигмы были разработаны различные технологии.

Самые известные из них — дроны. Дроны — это беспилотные летательные аппараты (UAVs), которые либо контролируются пилотами удаленно, либо летают автономно, следуя заранее запрограммированному механизму. Они все чаще используются для дистанционного зондирования и сверхвысокоскоростной46 воздушной разведки. В скором времени удаленно управляемые вооруженные дроны усилят огневую мощь и поражающее действие солдат.

Другая технология использует мощность микроволн для создания громкого звукового разряда прямо в голову человека, оставляя его практически бездействующим в течение значительного периода времени. Пучки ультразвуковых волн, воздействующих на мозг, использовались странами Ближнего Востока во время террористической атаки иракских войск на опустевший город Рас-эль-Хафджи47. По имеющимся данным, использовался новый вид высокотехнологичных сообщений ультравысокой частоты, воздействующих на подсознание, которые были совершенно не воспринимаемы в слышимом человеческим ухом диапазоне.

Записанные слышимые негативные голосовые сообщения, составленные PsyOps-психологами, явно воспринимались подсознанием иракских солдат, а безмолвные сообщения полностью деморализовали их и внушали постоянное чувство страха и безнадежности. Таким образом, можно видеть, что, с одной стороны, ВСІ позволяют раненым солдатам оставаться активными, а с другой стороны, они могут манипулировать сознанием солдата. Поврежденное устройство ВСІ может быть взломано противником и заставить жертву вести себя безразлично. Человек может добровольно поделиться секретами с противником или может вносить неточности в свою компьютерную систему и инфицировать (эксплойтами) систему изнутри.

Связь нейробиологии с военными системами изменила способы функционирования ВСІ, особенно в области предупреждения и обнаружения угроз. Инновационным шагом на пути к системам предупреждения об угрозах является использование когнитивной визуальной обработки для отслеживания подсознательных сигналов мозга солдата. Это позволяет обнаружить угрозу, которую почувствовал солдат, еще до того, как он осознает это. Еще одна область исследований в области нейробиологии — наночастицы, которые могут проникать в мозг и вызывать у врага желание стать более спокойным.

Дистанционный нейронный мониторинг — еще одна технология контроля сознания, имеющая огромный потенциал в будущей боевой обстановке. Это форма функциональной нейровизуализации, в которой используются ультранизкочастотные (УНЧ) волны, транслируемые через спутник, для передачи голоса на основание черепа, что вызывает симптомы шизофрении. Эти частоты могут обнаруживать цели где угодно на Земле и могут проникать через воду, камни, бетон и другие плотные вещества48. Это позволяет получить доступ к мыслям человека без его ведома.

Этот метод позволяет отслеживать людей в любой локации или стране. Другими наиболее часто используемыми видами оружия шпионажа и преследования являются инфракрасные детекторы, рентгенографические устройства и энергетическое оружие направленного действия. Устройства УНЧ-волн также широко используются в наблюдательных операциях. Они могут подключаться к компьютерам по беспроводной сети и отслеживать людей по электрическим зарядам их тел. Становится возможным наблюдать за подозреваемыми на расстоянии. Информация собирается с помощью электромагнитных волн.

Эти стратегии влияют на солдата так, как он может и не осознавать. Таким образом, поле битвы орудий и бомб постепенно исчезнет, а преобладать будет цифровое или компьютерное поле битвы. Разрыв между техническим превосходством и человеческими компетенциями станет настолько большим, что будущее планирование сил обороны должно учитывать не только защиту от технически подкованных атак, но и от психологического преследования. Инновационный разрыв необходимо как можно скорее сократить.

Ограничения психологических средств ведения войны

Психологическая война не обходится без факторов, ограничивающих ее эффективность. Это старая концепция, которая не использовалась в полной мере. Отсутствие опыта и знаний о ее применении станет причиной ограниченного применения для повышения военной эффективности в будущем. В этой области необходимо провести много исследований.

Можно выделить следующие ограничения в применении методов психологической войны.

  • Нехватка обученного персонала и надлежащего использования кадров для понимания политических и социальных условий и разработки инновационных процедур может снизить эффективность и производительность.
  • Реализация тактической психологической войны требует длительного планирования и развертывания.
  • Существующие методы массовой коммуникации и распространения информации в целях пропаганды могут стать препятствием для обеспечения безопасности, и некоторая секретная информация может быть по ходу дела раскрыта противнику.
  • Доверие к СМИ также является серьезной проблемой для успешного проведения PsyOps.
  • На пути успешной пропаганды обычно возникают политическое давление и юридические препятствия, ограничивая охват СМИ, их (СМИ) средств должной передачи информации и ее своевременной доступности.
  • Недостаток точной, доступной и полной информации является узким местом для эффективной операции.
  • Нарушение координации между армейскими подразделениями и гражданским населением может открыть возможности для контрпропаганды и вызвать серьезные опасения по поводу достоверности информации.

Мы должны продолжать совершенствовать наши навыки и профессиональные знания, чтобы преодолеть указанные ограничения и сделать психологические средства ведения боевых действий ценным активом в будущем сценарии войны.

««« Назад  Содержание  

[43] Hosmer, S. T. (1999). The information revolution and psychological effects. In Z. M. Khalilzad & J. P. White (Eds.), Strategic appraisal: The changing role of information in warfare (pp. 217-251). Santa Monica, CA: RAND.

[44] Bhatt, A. (2006). Psychological warfare and India. Delhi, India: Lancer Publishers & Distributors.

[45] Stranglove. (1998). Propaganda 101.

[46] Ultra-high speed

[47] 1TV News. (1991, March 23). Military use of ultrasonic brain wave clusters. ITV News Bureau Ltd.

[48] Finney, [без указания даты]