.
 

© Л.Г. Почебут, И.А. Мейжис

1.6. Теория и психология толпы С. Московичи

««« К началу

Исторический трактат «Век толп» французский психолог Серж Московичи опубликовал в 1981 г. В нем Московичи утверждает, что великая тайна всякого поведения — это общественное поведение. Предназначение психологии состоит в ответе на два вопроса: почему возникают толпы и как ими управлять?

С. Московичи отмечает, что толпа, как вид человеческой общности, стремится к низшему уровню психологии ее членов. Закон множества мог бы именоваться законом посредственности: что является общим для всех, измеряется аршином тех, кто обладает меньшим. Под влиянием внушения людям в толпе свойственны:

  1. Утрата логического и предпочтение алогичного мышления.
  2. Раскол рационального и иррационального в человеке, внутренней и внешней жизни, утрата связи с реальностью и потеря веры в себя. Человек находится в состоянии войны с самим собой, войны, которая сталкивает его индивидуальное «Я» с его «Я» социальным.
  3. Растворившись в толпе, люди утрачивают свои личные интересы, всякую критичность и способность принимать правильные решения. Они обладают удивительной предрасположенностью верить тому, что им говорят, они понимают язык, минующий разум, обращенный к чувству.
  4. Люди легко подчиняются приказам вождя.
  5. Собравшиеся толпы ниспровергают основы демократии и утверждают охлократию — власть толпы.
психология толпы Московичи
Рис. 11. Психологические свойства человека толпы по С. Московичи.

Детально проанализировав взгляды своих предшественников, Московичи выстраивает стройную концепцию психологии толп. Он отмечает, что в науке существует три ответа на вопрос о природе толпы.

  1. Первый: толпы — это асоциальные, временные скопления людей, соответствующие понятиям «чернь», «сброд», «люмпен».
  2. Второй: толпы безумны, они вбирают в себя обезумевших фанатиков, пришедших в восторг от спортивного матча или выступления кумира.
  3. Третий: все толпы преступны. Люди, собравшиеся в толпу, с легкостью совершают преступления разной тяжести.

Московичи отстаивает естественную природу толпы. «Толпа — это все: вы, я, каждый из нас. Как только люди собираются вместе, они становятся толпой» (119, с. 109). Толпы представляют собой коллективную форму жизни, поэтому изучать их необходимо не с позиций психологии индивида, а с особых позиций. Московичи утверждает, что «человек-индивид» и «человек-масса» представляют собой два разных проявления психики индивида. Он выделяет два предмета психологии толп: во-первых, следует изучать изменения психики индивида в толпе, во-вторых, исследовать взаимодействие толпы и вождя.

Основные идеи Московичи сводятся к следующему.

  1. Психологически толпа — это не скопление людей в одном месте, а человеческая совокупность, обладающая психической общностью.
  2. Психология индивида и психология толпы не подобны друг другу. Мышление индивида — критическое, логическое, использующее идеи-понятия и абстракции. Мышление толпы (точнее, человека в толпе) — автоматическое, в нем господствуют стереотипные ассоциации, клише, конкретные образы. «Существуют два, и только два типа мышления, — пишет С. Московичи. Первый нацелен на идею-понятие, второй — на идею-образ. Первый действует по законам разума и доказательства, второй взывает к памяти и внушению. Первый присущ индивиду, второй — массе» (119, с. 141).
  3. Толпы консервативны, несмотря на их революционный образ действий. Они всегда заканчивают восстановлением того, что они низвергли, так как для них прошлое гораздо более значимо, чем настоящее.
  4. Толпы нуждаются в поддержке вождя. Он убеждает их не с помощью рассудка, не добивается подчинения силой. Он пленяет их, как гипнотизер, своим авторитетом.
  5. Значимость иррациональных элементов психики. Пропаганда, воздействие на толпу должны иметь иррациональную основу, использовать язык аллегорий — энергичный и образный, с простыми и повелительными формулировками. У толпы нет ни времени, ни необходимых условий, чтобы изучать и взвешивать все аргументы, уточнять все факты. Толпе необходимы лозунги, сведенные к формуле. Они захватывают воображение; часто и долго повторяемые, они воздействуют на глубинные пласты нашей психики, автоматически запускают поведение человека.
  6. Способ управления толпой — это внушение. Потому политика, целью которой является управление массами (партией, классом, нацией), должна опираться на какую-то высшую идею (революции, родины) и внедрять ее в сознание каждого человека посредством внушения.
психология вождя толпы
Рис. 12. Качества вождя толпы по С. Московичи.

Основная заслуга Московичи состоит в том, что он сформулировал новый закон социальной психологии, основной постулат науки: «Все, что является коллективным, бессознательно. Все, что бессознательно, является коллективным». Он отмечает, что первая часть постулата принадлежит Ле Бону, вторая часть — Фрейду.

Толпа, будучи коллективной формой поведения, пробуждает в человеке бессознательное. Прорыв бессознательного в сознание побуждает человека к коллективным формам поведения. Для Московичи очень важно, что в толпе стираются различия между людьми. По его мнению, именно психология толпы, как одна из наук о человеке, способна прояснить главные события современности.

  Начало  

 
.
   

Контакты | Реклама на сайте | Статистика | Вход для авторов
Политика публикации | Пользовательское соглашение

© 2001–2021 Psyfactor.org. 16+
© Полное или частичное использование материалов сайта допускается при наличии активной ссылки на Psyfactor.org.
 Посещая сайт, вы даете согласие на использование файлов cookie на вашем устройстве.
 Размещенная на сайте информация не заменяет консультации специалистов.