© Л.Г. Почебут, И.А. Мейжис

Психология толпы. Резюме

««« К началу

Психология толпы представляет для психолога особый интерес. В толпе кардинально меняется психика человека, протекание психических процессов обретает другую специфику. Основными регуляторами поведения людей в толпе становятся инстинкты. Когнитивные процессы, направленные на познание и категоризацию окружающего мира, значительно ослабевают. Взаимодействие между людьми становится односторонним, правила и нормы утрачивают свою регулирующую функцию. Особенно сильные изменения психический мир человека претерпевает в толпе, приведенной в определенное возбужденное состояние. Человек на некоторое время утрачивает культуру, и его психика проявляется в неокультуренном виде. Для психолога толпа в настоящее время представляет единственный вариант изучения психики, не подверженной культурному влиянию. При описании психологии толпы необходимо учитывать следующее.

  • Толпа людей является кратковременной естественной общностью. Люди сознательно не договариваются о правилах, нормах и законах поведения в толпе, они опираются на резидуальные правила — бессознательно установленные и принятые людьми нормы. В обществе же законы, правила и нормы поведения представляют собой результат осознанного договорного процесса. Большинство людей в моменты пребывания в толпе подчиняются власти инстинктов, которые на время становятся ведущими регуляторами социального поведения.
  • Пребывание в толпе людей приводит к утрате ими самых разнообразных культурных форм поведения. Нахождение в толпе и подверженность влиянию инстинктов не проходят бесследно для психики современного человека. Лишение человека культуры способствует серьезным изменениям в психике. Когнитивные, эмоциональные и коммуникативные свойства психики коренным образом меняются и приобретают специфические черты.
  • Правила и нормы взаимодействия, выработанные людьми в процессе исторического и культурного развития, в толпе утрачивают свое значение. Доминирование инстинкта приводит к ослаблению воли, и человек психологически и социально выпадает из рамок культуры и становится беззащитен перед внушающим воздействием вождя или журналиста. В любой толпе могут быть люди, способные усилием воли не поддаться власти инстинкта. Именно они в определенной ситуации могут стать вождями толпы.
  • Толпа — это один из способов формирования коллективного бессознательного, содержанием которого являются инстинкты и совместно переживаемые чувства. Для естественных общностей характерно чувственное познание окружающего мира. Совместное переживание коллективного бессознательного может быть полезно для психики человека и для общества в целом. Позитивная роль коллективного бессознательного возможна только при условии положительных, доброжелательных чувств. Так, коллективное бессознательное способствует сплочению группы, общества, этноса. Праздники, карнавалы, уличные шествия представляют собой оптимальный вариант формирования положительной чувственной окраски коллективного бессознательного. Негативные чувства, порождающие агрессию, играют отрицательную роль. Сильно выраженные негативные чувства, заложенные в коллективном бессознательном, приводят к противопоставлению людей внутри общности. Они также проникают в коллективное бессознательное, но приводят к распаду общности.

Цитируемая литература

10. Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию. — М.: Аспект-Пресс, 1998. — 517 с.
32. Бургинъон Э. Измененные состояния сознания // Личность, культура, этнос / Под ред. А. А. Велика. — М.: Смысл, 2001. — С. 405-461.
88. Ле Бон Г. Психология толп // Психология толп. — М.: Институт психологии РАН, 1998. — С. 15-257.
93. Левин К. Разрешение социальных конфликтов. — СПб.: Речь, 2000. — 360 с.
112. Милграм С. Эксперимент в социальной психологии. — СПб.: Питер, 2000. — 335 с.
119. Московичи С. Век толп. — М.: Изд-во «Центр психологии и психотерапии», 1996. — 478 с.
120. Московичи С. Машина, творящая богов. — М.: Изд-во КПС+, 1998. — 560 с.
126. Назаретян А. П. Агрессивная толпа, массовая паника, слухи. — М.; СПб.: Питер, 2003. — 192 с.
128. Нъюком Т. М. Социально-психологическая теория: интеграция индивидуального и социального подходов // Современная зарубежная социальная психология. — М.: Изд-во МГУ, 1984. — С. 16-31. 135. Парыгин Б. Д. Социальная психология: Проблемы методологии, истории и теории. — СПб.: Изд-во СПбГУП, 1999. — 592 с.
157. Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация: Уроки социальной психологии. — М.: Аспект Пресс, 1999. — 430 с.
179. Сушков И. Р. Социально-психологическая теория Джона Тернера // Психологический журнал. — 1993. Т. 14. № 3. — С. 115-126.
197. Фреска Э., Кюлъсар С. Социальные связи в модуляции физиологии ритуального транса // Личность, культура, этнос. — М.: Смысл, 2001. — С. 501-523.
159. Рощин С. К. Психология толпы: анализ прошлых исследований и проблемы сегодняшнего дня // Психологический журнал. — 1990, Т. 11. № 5. — С. 3-17.
164. Сигеле С. Преступная толпа. Опыт коллективной психологии // Преступная толпа. — М.: Изд-во КСП+, 1998. — С. 13-119.
172. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. — М.: Политиздат, 1992. — 540 с.
181. Тард Г. Мнение и толпа // Психология толп. — М.: Изд-во КСП+, 1998. — С. 257-408.

  Начало