.
 

© Фархад Гафаров

Шоковая «кино-терапия» Рамиля Гарифуллина

В 2015-ом в Казани вышел неординарный художественный фильм «Режиссер мозга», посвященный необычной теме судебной психиатрии: создателем полнометражной картины выступил известный казанский психолог и кинематографист Рамиль Гарифуллин, который использовал в фильме приемы психотехнологии нейролингвистического программирования. Психолог утверждает, что с помощью этого фильма возможно лечить «взяткоманию» и избавлять от прочих финансовых зависимостей наших высокопоставленных чиновников!..

«Режиссер мозга» представляет собой кино нового жанра: смесью трагифарса, псевдодокументалистики и философской камерной драмы. Рамиль Гарифуллин выступил не только в роли режиссера, но и как продюсер, сценарист, а также исполнитель главной роли — профессора судебной психиатрии. Другую главную роль сыграла Эндже Гарифуллина — дочь режиссера. Все это не случайно, ведь Рамиль Гарифуллин — сын известного татарского артиста и фокусника Рамзи Гарифуллина. Фильм, кстати, дебютным не является: на счету Рамиля Рамзиевича несколько собственных фильмов («Последнее кольцо» (2002), «Подушечка» (2002) и др.) и несколько участий в чужих («Неотложка», «Звезда эпохи» и пр.).

Сюжет картины повествует о шести днях из жизни судебного психиатра, который выносит своеобразный «вердикт» обвиняемому: «вменяем или невменяем», в зависимости от чего становится понятно — «косит» нарушитель закона, либо действительно является душевнобольным. Для этого профессор прибегает к специфическим приемам: маскируется под больного и «внедряется» в палату, где проводит «шоковую терапию», вынуждая пациентов копаться в собственном обнаженном «мозге» чайной ложкой!..

Правда, как оказалось, фантастикой является не только «копание в мозге», но и сама практика «врача под прикрытием»: «Это моя выдумка. Но иногда психиатры не одевают белого халата, и это условие, которое может позволить понаблюдать за симулянтом психического заболевания», — пояснил нашей газете режиссер. С другим больным доктор выпивает коньяк, а затем показывает ему фокусы «в ответ» на его «фокусы» — такая практика у психологов действительно имеет место быть: «Многие психбольные специфически реагируют на фокусы и юмор. Это хороший тест!..»

Когда маскировочный образ изживает себя, приходится придумывать нового «душевнобольного»... В центре сюжета несколько пациентов: «Хакер» — молодой «ботаник», взломавший банковскую систему и просадивший украденные деньги в тотализаторе; «Эйзенштейн» — безумный режиссер-документалист, решивший прославиться фильмами об эвтаназии, которую он сам же проводил для желающих; «Гармонист» — чиновник-взяточник, который брал «откаты за кинопрокаты»...

Фильм является, в некоторой степени, риторическим монологом главного героя, который философски рассуждает о сущности мышления, мотиваций и, в целом, бытия человека, о том, какую роль в современном мире играют деньги и слава, о различных зависимостях человека, как о корне всех пороков... Сам Гарифуллин утверждает, что при создании сценария шел по пути легендарного Данелии — вынашивал сюжет несколько лет, компилируя его из различных наработанных за это время этюдов...

Однако к реальной практике казанского психолога, как можно было подумать, сюжетные эпизоды отношения не имеют: «Сюжет вымышлен. Сценарий писал, изучив работу судебных психиатров. Он никакого отношения к моей практике не имеет, но мои размышления воплотились в этот продукт художественного творчества», — признался Рамиль Гарифуллин нашему корреспонденту.

Каждый из персонажей является своеобразной ипостасью сценариста и режиссера картины, об этом Рамиль Рамзиевич говорит и сам: «В фильме представлено мое мировоззрение, разлитое по героям. Моя боль за то, что происходит в современном обществе: россияне погрузились в долговое рабство, набрали кредитов, страдают кредитной зависимостью, а некоторые — «взяткоманией». Фильм о проблемах, возникших в связи с тем, что нас подсадили на доллар, на доступные кредиты...»

Гарифуллин сыграл в фильме профессора, замаскированные образы больных по кличке «Режиссер» и «Пионер», озвучил радиоведущего, а также исполнил роль загадочного автомобилиста, который звонил главному герою по мобильному телефону и передавал стихотворные послания...

Стоит отметить, что фильм действительно грамотно воздействует на зрителя с помощью различных режиссерских приемов, заставляя задуматься над проблемой финансовых зависимостей, в которых погряз каждый из нас. Картина шокирует зрителя, но шоковый эффект заключается не столько в шокирующих кадрах, сколько в раскрывающих глаза диалогах. Благодаря псевдодокументальной манере повествования и брутальности мотиваций персонажей, этот фильм, по словам Гарифуллина, даже сравнивали с андерграундным фильмом «Зеленый слоник», где сыграли экстрасенс Сергей Пахомов и известный актер Владимир Епифанцев.

Однако сам режиссер считает сравнение неуместным. Тем не менее, в воздействие на психику человека путем различных технологий или с помощью компьютера Гарифуллин верит больше своих героев: «Программирование мозга через компьютер будет. Об этом отсылаю к своим статьям о нанопсихологии. Нанопсихология, как наука, была обоснована мною...»

Психолог утверждает, что для съемок фильма даже специально изучал настоящий... человеческий мозг: «Специально был на операции. Мозг действительно движется, дышит, это удивительно! Источником напряжения всего фильма становится живой человеческий мозг, на фоне которого диалоги героев приобретают особый смысл...»

Конечно, «Режиссер мозга» является в высокой мере постмодернистским произведением, которое оперирует отсылками, ассоциациями и символизмом. Некоторые критики заметили в картине библейские
мотивы, виды «концлагеря», отсылки к философии Сартра, Ницше... А хомячка, который должен был «выгрызть» коррупцию из мозга главного героя, сравнивали... с Алексеем Навальным!.. Кроме того, фильм поднимает проблемы российского кинематографа, который погряз в «откатах» и неумелой коммерциализации. Эти проблемы воплощают трое героев: «Эйзенштейн», «Гармонист» и «Режиссер», три символа современного российского кино. Первый стремиться прославиться, разбогатеть и «нравиться женщинам» за счет безвкусных, но интересных публике фильмов о реальной смерти людей, а второй «подсел» на «откаты» за счет кинематографа. Объединяет их «режиссер мозга», безумный «гений» и философ, грезящий о светлом будущем, в котором фильмы будут извлекаться напрямую из мозга творца... «Режиссер» — символ всего культурного общества в целом, которое верит в иллюзию, но неспособно на реальные действия и поступки...

Между тем, Рамиль Рамзиевич намерен устроить показы фильма депутатам Госдумы для... профилактики взяточничества. Эту идею подхватила передача «Максимум» на телеканале НТВ, приглашавшая Рамиля Гарифуллина для эксперимента, в котором психолог должен был проверить на склонность к «взяткомании» чиновников, однако поучаствовать решился только «единоросс» Олег Савченко. Гарифуллин утверждает: власти довольно холодно относятся к идее «кино-НЛП» против взяточничества депутатов. Режиссер картины обращался к председателю комитета по культуре Станиславу Говорухину, чтобы показать фильм в рамках показов «Парламентского киноклуба» для депутатов, однако пока председатель писал ответ, фильм успел устареть (?!). Дело в том, что Говорухин отказался показать фильм, сославшись на то, что проводятся показы только «свежих фильмов»... Сам Гарифуллин объясняет такое поведение страхом: «Видимо, Госдума просто испугалась пройти курс шоковой терапии от взяткомании и коррупции».

Впрочем, «святую миссию» Рамиль Рамзиевич не бросает, так как считает, что зависимости и мании на данный момент являются главной проблемой в нашем обществе: «Эта проблема стала даже глобальнее, чем была. Мир стал глобально аддиктивным и страдающим зависимостями. Об этом я выступал с докладом на Бакинском гуманитарном форуме в 2012 году перед лауреатами Нобелевской премии...» — пояснил он нашей газете.

Рассуждая о том, как лечить «взяткоманию», Рамиль Гарифуллин настроен достаточно позитивно: «Для этого надо работать над тем, чтобы вместо ценности получения взяток пришли другие ценности. Чиновник может, к примеру, начать ходить в горы... Помните, депутат Сидякин отправился в Антарктиду? И это правильно — пусть депутаты лучше путешествуют», — рассуждает психолог.

Хочется логично продолжить эту мысль: может быть, теперь стоит кинематографом исправлять пороки общества? Кто знает, ведь кинофильмам психологи давно приписывают лечебные свойства: некоторые врачи, к примеру, считают, что комедии благотворно влияют на психику и на весь организм в целом — смех при просмотре повышает иммунную систему, а также избавляет от приступов аллергии. Просмотр «ужастиков», как считают специалисты, «закаляет» организм подобно купанию в проруби, социальные драмы избавляют от агрессивности, а романтические фильмы снижают артериальное давление и повышают сексуальность, согласно исследованиям специалистов Мичиганского университета.

Поэтому, будем надеяться, что наш казанский психолог еще не раз порадует нас своими фильмами, а возможно даже и создаст целый сериал, что очень бы подошло для такого загадочного жанра — может быть, это будет казанским вариантом «Доктора Хауса» или «Twin Peaks»?

Фархад Гафаров, газета «Отражение»

См. также:

  1. Сценарий (монтажный лист) художественного полнометражного фильма «Режиссер мозга»
  2. О том, как высокопоставленным коррупционерам проводят шоковую терапию, выковыривая им мозги чайной ложкой
  3. Мир под ракурсом судебной психиатрии в художественном фильме Рамиля Гарифуллина «Режиссер мозга» — мастер-класс для психотерапевтов
  4. Вызов «Режиссера мозга»
  5. Художественный фильм Рамиля Гарифуллина «Режиссер мозга» как срез нашей эпохи
 
.
   

Контакты | Реклама на сайте | Статистика | Вход для авторов
Политика публикации | Пользовательское соглашение

© 2001–2021 Psyfactor.org. 16+
© Полное или частичное использование материалов сайта допускается при наличии активной ссылки на Psyfactor.org.
 Посещая сайт, вы даете согласие на использование файлов cookie на вашем устройстве.
 Размещенная на сайте информация не заменяет консультации специалистов.