Почему люди и шимпанзе убивают себе подобных

Как и шимпанзе, люди уничтожают друг друга, чтобы обрести власть, социальные блага и самок.

войны обезьян
Шимпанзе — единственные приматы, кроме людей, которые истребляют себе подобных.

Многие виды приматов имеют враждебные отношения с членами соседних групп, а некоторые виды коллективно защищают границы своих территорий. Но межгрупповые столкновения редко приводят к серьезным травмам или смертельнисходаму, возможно, потому, что риски от эскалации агрессии обычно не перевешивают выгоды от убийства противников. Но есть одно исключние — шимпанзе.

Помимо людей, шимпанзе — единственные приматы, которые сообща нападают на своих соседей, стремясь их убить. Одно из предложений заключалось в том, что деятельность человека, в том числе разрушение среды обитания и обеспечение продуктами питания, увеличивала их агрессию.

В национальном парке Гомбе в Танзании, где в 1962 году приматолог Джейн Гудолл начала давать бананы шимпанзе, посетившим ее лагерь. Шимпанзе стали проводить все больше и больше времени в лагере, и уровень агрессии среди них увеличился. Их кормление было сокращено, а в конечном итоге и вовсе прекращено. Поскольку до того не было сообщений о смертельной агрессии в Гомбе, это натолкнуло некоторых ученых на мысль, что эти убийства были следствием вмешательства человека. Последующие сообщения об убийствах в других местах, где шимпанзе никогда не получали продовольствия, приписывались другим формам вмешательства человека, включая потерю среды обитания.

Однако последующие исследования показали, что это не так.

В 2014 году 30 биологов из США, Германии, Бельгии, Японии, Великобритании, Уганды и Швейцарии провели детальное исследование, в котором досконально изучили обстоятельства всех известных убийств себе подобных среди шимпанзе. Они собрали данные примерно за 426 лет наблюдений в 18 различных сообществах шимпанзе (Pan troglodytes) и за 92 года исследований в 4 сообществах, очень близких к ним бонобо (Pan paniscus). Потом рассчитали корреляцию между уровнем насилия в племени (стае) и особенностями его образа жизни. Результаты опровергли ранее существующую версию о том, что в насилии среди обезьян виноваты внешние факторы, в частности, вмешательство людей. Оказалось, что причины убийства у обезьян, такие же, как и у homo sapiens. Подробности исследования опубликованы в журнале Nature (статья "Lethal aggression in Pan is better explained by adaptive strategies than human impacts").

войны обезьян
Подобно людям, шимпанзе воюют за власть, территорию, женщин, пищу и другие ресурсы (Кадр из фильма «Рассвет Планеты обезьян», 2014)

Шимпанзе, которые считаются наиболее близкими родственниками человека в животном мире, массово убивают друг друга. Систематическое уничтожение себе подобных — крайне редкое явление среди обезьян, которое присуще только одному виду — шимпанзе обыкновенному (Pan troglodytes). Давно известно, что дикие шимпанзе время от времени устраивают жестокие драки, иногда заканчивающиеся смертью одного из участников. Между племенами проходят настоящие кровавые войны, когда представители одного племени целенаправленно убивают представителей другого.

В течение многих лет ученые пытались найти объяснение столь агрессивного поведения животных. Многие экологи и зоологи утверждали, что убийство приматами себе подобных является не естественным поведением, а неким побочным эффектом от человеческой деятельности: ученые очень много кормят изучаемых ими шимпанзе, африканские же земледельцы вырубают леса, лишая обезьян привычной обстановки. В результате среди этих животных увеличивается конкуренция за ресурсы. Считалось, что у шимпанзе, которые не вступают в контакт с человеком, насилие практически отсутствует.

Однако выяснилось, что главный повод для убийства шимпанзе себе подобных точно такой же, как и у людей: получить власть, избавившись от возможной конкуренции, забрать себе самую лучшую территорию, лучших самок, а также пищу и другие ресурсы. И виноваты в этом не люди — таково естественное эволюционное поведение обезьян, вне зависимости от того, вступают они в контакт с человеком или нет. Это — средство адаптации, развившейся в процессе естественного отбора. Такое поведение повышает репродуктивный успех агрессоров в условиях, когда конкуренция за половых партнеров и пищу очень сильна, а риск получить отпор удается свести к минимуму за счет подавляющего численного превосходства нападающих.

К таким выводам ученые пришли, изучив на протяжении многих лет большое количество случаев, связанных с агрессией и смертельным исходом среди африканских приматов. Когда ученые сравнили цифры по участкам исследования шимпанзе, то обнаружили, что уровень человеческого вмешательства (например, были ли шимпанзе кормили или их среда обитания ограничена) мало влиял на количество убийств.

Раненный самец-шимпанзе
Самец шимпанзе со свежими ранами после межгруппового нападения. Фото: Andrew Bernard

Так, эпицентрами кровопролития стали в основном в районы, которые максимально удалены от людей. Напротив, в Гвинее, где люди и животные живут максимально близко друг к другу, убийств не наблюдалось. Примечательно, что некоторые группы западных шимпанзе, обитающие в относительно сухих и голодных районах, ни разу не были уличины в нападении на сородичей. И, напротив, — в самых жестоких сообществах (все они относятся к восточным популяциям, живущим в высокопродуктивных тропических лесах), частота жертв достигает устрашающих показателей: 0,7-1,7 в год на сообщество. С учетом численности сообществ это 1,1-1,4 убийств на 100 особей в год.

По словам одного из ведущих авторов исследования, антрополога Джона Митани (John Mitani) из Мичиганского университета, убийство соседей — это вполне нормальная стратегия, которая может повысить шансы животных на выживание и воспроизводство. 

Среди шимпанзе-убийц резко преобладают самцы — 92% от общей численности нападающих. Самки изредка присоединялись к самцам во время нападения на взрослого противника, но, действуя без помощи самцов, убивают лишь беспомощных младенцев. Обезьяны-убийцы всегда действуют сообща: от пяти до тридцати и более шимпанзе атакуют одну потенциальную жертву. Убивают в основном самцов и детей из других групп. Причем, расправляясь с малышами, агрессоры обычно не трогают их матерей: самка, лишившаяся грудного детеныша, быстрее становится готовой к новому зачатию.

Для многих популяций шимпанзе характерна острая конкуренция между самцами за самок, а успешный «военный рейд» на территорию соседнего сообщества дает доступ к дополнительным половым партнершам. Ученые говорят, что в процессе исследования они в очередной раз убедились в том, насколько развиты у шимпанзе социальный интеллект, а также насколько большую роль в их жизни играют личные взаимоотношения и репутация.

обезьяны убивают друг друга
Успешный военный рейд на чужую территорию повышает репродуктивный успех агрессоров в процессе естественного отбора.

Частота убийств у шимпанзе не зависит ни от подкормки, ни от интенсивности хозяйственной деятельности людей, ни от природоохранных мер. Для того, чтобы предсказать с максимальной возможной точностью уровень жертв для данного сообщества, достаточно знать плотность популяции и число самцов в группе. Чем эти показатели выше, тем чаще случаи насилия. Например, максимальный уровень убийств отмечен в сообществе с высокой плотностью Ngogo, обитающем в национальном парке Кибале в Уганде. Здесь погибает от своих сородичей 1.4% жителей племени. Если принять среднюю продолжительность жизни шимпанзе за 50 лет, получается, что 70% обезьян умирает насильственной смертью. Благо, пока homo sapiens такого размаха не достигли, но потенциал, очевидно, имеется.

Таким образом может быть установлено происхождение и человеческой агрессии. Если исходить из того, что шимпанзе — наши ближайшие родственники из всех ныне живущих видов обезьян (что-то типа «кузенов», двоюродных братьев и сестер), то получается, склонность убивать себе подобных и они, и люди унаследовали от общих предков. Ведь причины как межличностных конфликтов, так и глобальных войн у шимпанзе и у homo sapiens фактически одни и те же.

«Эти результаты должны, наконец, положить конец идее о том, что летальная агрессия у шимпанзе является неадаптивным побочным продуктом антропогенного воздействия. Но их, вероятно, будет недостаточно, чтобы убедить всех». — пишет иследовательница Джоан Силк (Joan B. Silk) в своей статье «Эволюционные корни смертельного конфликта» (The evolutionary roots of lethal conflict). — «Представления о поведении приматов, особенно шимпанзе, часто искажаются идеологией и антропоморфизмом. Которые создают у нас желание думать, что нравственно желательные черты, такие как сочувствие и альтруизм, имеют глубокие эволюционные корни, тогда как нежелательные черты, такие как групповое насилие и сексуальное принуждение — нет. Это является наивной формой биологического детерминизма».

Впрочем, антропологи предупреждают, что на основе их исследования не следует делать вывод о том, что убийства среди людей также является «естественным» поведением. «Даже среди различных популяций шимпанзе уровень агрессии разнится. Убийства у приматов не являются чем-то неизбежным. И, конечно, мы — люди, а не шимпанзе. Мы обладаем способностью менять наше поведение способами, неподвластными обезьянам», — говорит Джон Митани.

См. также:

Cм. далее:

Предложить интересную новость, объявление, пресс-релиз для публикации »»»