.
  

© С. А. Зелинский

Управление психикой посредством манипулятивного воздействия.

««« К началу

2. Информационно-психологическое воздействие как фактор внушения наяву (продолжение)

Оценивая персональную экспрессию, в учет берут не только врожденные различия, но и влияние традиций, воспитания, среды и общей жизненной культуры. Осознавать желательно как фоновое состояние (настроение) индивида, так и его реакцию на некий появляющийся стимул (поступок, ситуацию). Эмоции значительно отчетливее просматриваются у женщин, чем у мужчин. Успешность в сокрытии своих чувств зависит от натуры человека (холерику это труднее, чем флегматику), сопутствующих обстоятельств (неожиданности) и опыта воспринимающего. При стимулировании личных чувств для большей убедительности необходимо использовать все экспрессивные средства. Также необходимо помнить подобное, оценивая искренность других людей и изображая собственные переживания.

Эмоциями человека управляет правое полушарие мозга, а логикой и речью — левое. Кроме того, каждое из этих полушарий координирует свою всегда разноименную сторону тела. Поэтому все то, что человек старается продемонстрировать другим, отображается на правой половине его тела, а то, что он в реальности переживает, — на левой.

Переживания, возникающие в душе какого-либо человека, высвечиваются в его облике и движениях вполне определенным образом. Под действием испытываемых индивидом чувств рождаются скоординированные сокращения и расслабления различных лицевых структур, которые определяют выражение лица, прекрасно отражающее переживаемые эмоции. Поскольку состоянием лицевых мышц несложно научиться управлять, отображение эмоций на лице нередко пробуют маскировать, а то и имитировать. Об искренности человеческой эмоции обычно говорит симметрия в отображении чувства на лице, тогда как чем сильнее фальшь, тем более разнятся мимикой его правая и левая половины. Даже легко распознаваемая мимика иной раз очень кратковременна (доли секунды) и зачастую остается незамеченной; чтобы суметь перехватить ее, нужна порядочная практика или специальная тренировка. При этом положительные эмоции (радость, удовольствие) узнаются легче, чем отрицательные (печаль, стыд, отвращение).

Особой эмоциональной выразительностью отличаются губы человека, читать которые совсем несложно (усиленная мимика рта или закусывание губ, к примеру, свидетельствуют о беспокойстве, ну а скривленный в одну сторону рот — о скепсисе или насмешке). Улыбка на лице, как правило, выказывает дружелюбие или потребность в одобрении. Улыбка для мужчины — это хорошая возможность показать, что он во всякой ситуации владеет собой. Улыбка женщины значительно правдивее и чаще соответствует ее фактическому настроению.

Так как улыбки сплошь и рядом отображают разные мотивы, желательно не слишком полагаться на их стандартное истолкование:

— чрезмерная улыбчивость — потребность в одобрении;

— кривая улыбка — знак контролируемой нервозности;

— улыбка при приподнятых бровях — готовность подчиниться;

— улыбка при опущенных бровях — выказывание превосходства;

— улыбка без подъема нижних век — неискренность;

— улыбка с постоянным расширением глаз без их закрывания — угроза.

Типичные выражения лица, сообщающие об испытываемых эмоциях, таковы:

— радость: губы искривлены и их уголки оттянуты назад, вокруг глаз образовались мелкие морщинки;

— интерес: брови немного приподняты или опущены, тогда как веки слегка расширены или сужены;

— счастье: внешние уголки губ приподняты и обычно отведены назад, глаза спокойные;

— удивление: поднятые брови образуют морщины на лбу, глаза при этом расширены, а приоткрытый рот имеет округленную форму;

— отвращение: брови опущены, нос сморщен, нижняя губа выпячена или приподнята и сомкнута с верхней губой, глаза как бы косят; человек словно подавился или сплевывает;

— презрение: бровь приподнята, лицо вытянуто, голова возвышена, словно человек смотрит на кого-то сверху вниз; он как бы отстраняется от собеседника;

— страх: брови немного подняты, но имеют прямую форму, их внутренние углы сдвинуты и через лоб проходят горизонтальные морщины, глаза расширены, причем нижнее веко напряжено, а верхнее слегка приподнято, рот может быть открыт, а уголки его оттянуты назад, натягивая и распрямляя губы над зубами (последнее как раз и говорит об интенсивности эмоции); когда в наличии лишь упомянутое положение бровей, то это — контролируемый страх;

— гнев: мышцы лба сдвинуты вовнутрь и вниз, организуя угрожающее или нахмуренное выражение глаз, ноздри расширены и крылья носа приподняты, губы либо плотно сжаты, либо оттянуты назад, принимая прямоугольную форму и обнажая стиснутые зубы, лицо часто краснеет;

— стыв: голова опущена, лицо отвернуто, взгляд отведен, глаза устремлены вниз или «бегают» из стороны в сторону, веки прикрыты, а иногда и сомкнуты; лицо довольно покрасневшее, пульс учащенный, дыхание с перебоями;

— скорбь: брови сведены, глаза тусклы, а внешние углы губ иной раз несколько опущены.

Знать выражения лица при различных эмоциях полезно не только для того, чтобы понимать других, но и для тщательнейшей отработки (обычно перед зеркалом) своих рабочих имитаций.

Откровенно говорят о внутренних переживаниях человека его глаза, недаром опытные манипуляторы  пытаются скрывать их выражение за стеклами темных очков.

Людей обычно выдают:

— какие-либо изменения в обычном выражении глаз — возникновение некой эмоции, сигнал реагирования на стимул;

— непроизвольные движения глаз (заметно «бегающие глаза») — тревога, стыд, обман, страх, неврастения;

— блестящий взгляд — горячка, возбуждение;

— остекленелый взгляд — чрезвычайная слабость;

— увеличение зрачков — ощущение интереса и получение удовольствия от информации, общения, фотографии, партнера, пищи, музыки и прочих внешних факторов, принятие чего-либо, но также и сильное страдание; употребление некоторых лекарств и наркотиков (марихуаны, кокаина...);

— сужение зрачков — накатывание раздражения, злобы, ненависти и сходных отрицательных эмоций, непринятие чего-либо; действие определенных наркотиков (морфия, героина...);

— сумбурные движения зрачков — знак опьянения (чем больше таковых движений, тем человек пьянее);

— усиленное моргание — возбуждение, обман.

Люди предпочитают смотреть с близкого расстояния на тех, кем они явно восхищаются, или на тех, с кем у них близкие взаимоотношения; женщины при этом проявляют больший визуальный интерес, чем мужчины.

В ходе общения чаще всего смотрят партнеру в глаза, когда слушают, а не когда говорят, хотя, осуществляя внушение, иной раз применяют прямой взгляд в глаза в момент произнесения диалога.

Модификации контактов глаз имеют следующую расшифровку:

— «отсутствующий» взгляд — сосредоточенное размышление;

— переведение взгляда на окружающие предметы и в потолок — падение интереса к беседе, излишне длинный монолог партнера;

— настойчивый и пристальный взгляд в глаза (зрачки сужены) — признак враждебности и явного желания доминировать;

— настойчивый и пристальный взгляд в глаза (зрачки расширены) — знак сексуальной заинтересованности;

— отвод и опускание взгляда — стыд, обман;

— взгляд сбоку — недоверие;

— взгляд то отводится, то возвращается назад — отсутствие согласия, недоверие.

Значительную информацию о внутреннем настрое человека дает статическое положение его тела. При этом часто повторяемая поза сообщает об устойчивых особенностях личности. Поскольку в перепадах чувств люди обычно лучше контролируют свое лицо, чем тело, нередко вовсе не мимика, а поза способна рассказать об истинных переживаниях индивида. Возможные привязки положений тела к психическому состоянию человека таковы:

— руки заложены за спину, голова высоко поднята, подбородок выставлен — чувство уверенности в себе и превосходства над другими;

— корпус подан вперед, руки (подбоченясь) на бедрах — уверенность в своих силах и готовность к активным действиям, агрессивность, взвинченность при разговоре, стремление отстаивать свою позицию до конца;

— стояние, опираясь руками о стол или стул — ощущение неполноты контакта с партнером;

— руки с расставленными локтями заведены за голову — осознание превосходства над другими;

— закладывание больших пальцев рук за пояс или в прорези карманов — знак агрессивности и демонстрируемой уверенности в себе;

— высовывание больших пальцев рук из карманов — знак превосходства;

— скрещенные конечности — скептическая защитная установка;

— нескрещенные конечности и расстегнутый пиджак — установка доверия;

— наклон головы в сторону — пробуждение интереса;

— наклон головы вниз — отрицательное отношение;

— легкий отклон головы назад — знак агрессивности;

— сидение на кончике стула — готовность вскочить в любой момент, чтобы: либо уйти, либо действовать в создавшейся ситуации, либо унять скопившееся возбуждение, либо привлечь к себе внимание и подключиться к разговору;

— закидывание ноги на ногу со скрещиванием рук на груди — знак «отключения» от разговора;

— забрасывание ноги на подлокотник кресла (сидя на нем) — пренебрежение к окружающим, потеря интереса к разговору;

— скрещенные лодыжки у сидящего — сдерживание неодобрительного отношения, страх или взволнованность, попытка самоконтроля, негативное защитное состояние;

— положение (сидя или стоя) с ногами, ориентированными на выход, — явное желание прекратить разговор и уйти;

— частая перемена поз, ерзанье на стуле, суетливость — внутреннее беспокойство, напряженность;

— вставание — сигнал о том, что некое решение принято, беседа надоела, что-то удивило или шокировало;

— сцепленность пальцев рук — разочарование и желание скрыть отрицательное отношение (чем выше расположены при этом руки, тем сильнее негатив);

— кисти рук соединены кончиками пальцев, но ладони не соприкасаются — знак превосходства и уверенности в себе и в своих словах;

— руки опираются локтями о стол, а их кисти расположены перед ртом — скрывание своих истинных намерений, игра с партнером в кошки-мышки;

— поддерживание головы ладонью — скука;

— пальцы, сжатые в кулак, расположены под щекой, но не служат для опоры головы — признак заинтересованности;

— подпирание большим пальцем подбородка — знак некоей критической оценки;

— выпускание дыма от сигареты: вверх — положительный настрой, уверенность в себе; вниз — негативный настрой, со скрытыми или подозрительными мыслями.

Следует также обращать внимание на жесты, которые в большинстве случаев являются латентными (скрытыми, бессознательными) производными мыслей на рассматриваемый момент времени. Распространены следующие схожие жесты у различных людей, по которым можно судить о внутренних размышлениях объекта:

— активная жестикуляция — частый компонент положительных эмоций, понимаемый другими как выказывание дружелюбия и заинтересованности;

— чрезмерная жестикуляция — признак беспокойства или неуверенности.

При определении мыслей и эмоций индивида следует отмечать лишь непроизвольную жестикуляцию:

— демонстрация открытых ладоней — показатель откровенности;

— сжатие кулаков — внутреннее возбуждение, агрессивность (чем сильнее сжимаются пальцы, тем сильнее сама эмоция);

— прикрывание рта рукой (или бокалом в руке) в момент речи — удивление, неуверенность в произносимом, ложь, доверительное сообщение, профессиональная подстраховка от чтения по губам;

— прикосновения к носу или легкие почесывания его — неуверенность в сообщаемом (как собой, так и партнером), ложь, поиск в ходе дискуссии нового контраргумента;

— потирание пальцем века — ложь, но иной раз — ощущение подозрительности и лжи со стороны партнера;

— потирание и почесывание различных фрагментов головы (лба, щек, затылка, уха...) — озабоченность, смущение, неуверенность;

— поглаживание подбородка — момент принятия решения;

— суетливость рук (теребление чего-либо, скручивание и раскручивание авторучки, троганье частей одежды...) — настороженность, нервозность, смущение;

— пощипывание ладони — готовность к агрессии;

— покусывание ногтей — внутреннее беспокойство;

— всевозможные движения руки поперек тела (поправить часы, прикоснуться к запонке, поиграть пуговицей на манжете...) — маскируемая нервозность;

— собирание «ворсинок» с одежды — жест неодобрения;

— оттягивание от шеи явно мешающего воротничка — человек подозревает, что другие распознали его обман, нехватка воздуха при гневе;

— протирание стекол очков либо помещение дужки их оправы в рот — пауза для обдумывания, просьба подождать;

— снятие очков и бросание их на стол — чрезмерно острый разговор, трудная и неприятная тема;

— гашение или откладывание сигареты — период максимального напряжения;

— слишком частое сбивание пепла с сигареты — тягостное внутреннее состояние, нервозность;

— наклон головы набок — пробуждение интереса;

— быстрый наклон или поворот головы в сторону — желание высказаться;

— постоянное отбрасывание якобы «мешающих» волос со лба — беспокойство;

— явное стремление опереться на что-либо или прислониться к чему-либо — ощущение сложности и неприятности момента, неразумение того, как выкрутиться из создавшегося положения (всякая опора повышает уверенность в себе).

Речь (голос) обычно достаточно точно может сообщить о текущем состоянии человека (о его переживаниях, отношении к фактам, самочувствии, а нередко — и о темпераменте, о чертах характера). Уловить эмоции объекта (гнев и печаль — легче, ревность и нервозность — сложнее) позволяет тон его голоса. В состоянии тревоги или нервного напряжения у объекта несколько меняется и голосовой тембр (подобная особенность используется в т.н. «детекторах лжи»).

Слушая голос объекта, необходимо обращать внимание как на силу, так и на высоту голоса:

— явно высокий — энтузиазм, радость, недоверие;

— высокий, в широком диапазоне силы, тональности и высоты — гнев и страх;

— чрезмерно высокий, пронзительный — беспокойство;

— мягкий и приглушенный, с понижением интонации к концу каждой фразы — горе, печаль, усталость;

— форсирование звука — напряжение, обман.

Значительно информативны невербальные звуки:

— свист (не художественный) — неуверенность или опасение;

— несоответствующий моменту хохот — напряжение;

— неожиданные спазмы голоса — напряжение;

— постоянное покашливание — лживость, неуверенность в себе, обеспокоенность.

О  внутреннем психоэмоциональном состоянии человека может сообщить анализ его связной речи: как в ней расставлены логические ударения, как быстро произносятся слова, как конструируются фразы, какие имеются отклонения от нормы (неуверенный или неверный подбор слов, обрывание фраз на полуслове, изменение слов, появление слов-паразитов, исчезновение пауз). При этом:

— быстрая речь — очевидная взволнованность или обеспокоенность чем-то, страстное желание убедить или уговорить кого-то, разговор о личных трудностях;

— медленная речь — высокомерие, усталость, угнетенное состояние, горе;

— прерывистая речь — неуверенность;

— появление особой «гладкости» речи — возбуждение;

— лаконичность и решительность речи — явная уверенность;

— заикание — напряженность или обман (за исключением заикания как заикания);

— нерешительность в подборе слов — неуверенность в себе или излишне затягивавшееся обдумывание с бессознательной целью скрытого обмана, воздействия на собеседника (подобная особенность отсутствует у психологически подготовленных субъектов, и это необходимо всегда учитывать, чтобы не попасться на удочку профи);

— появление речевых недостатков (повторение или искажение слов, обрывание фраз на полуслове) — несомненное волнение или желание обмануть (за исключением специфики речи в силу интеллектуально-природных особенностей);

— опускание речевых пауз — напряжение;

— излишне удлиненные паузы — незаинтересованность или несогласие;

— появление в речи пауз, заполняемых словами-паразитами («ну...», «так сказать»..., «э»...) — нерешительность и затруднение в выражении мысли, поиск выхода из положения;

— вклинивание в произносимое слово уменьшительно-ласкательных суффиксов («ясненько»...) — эмоциональное или физическое напряжение; подобное может быть также вызвано или излишним превосходством, и формируемыми в результате этого чертами характера, или же, например, общей нервозности души;

— возрастание числа тривиальных наборов слов, проговариваемых быстрее, чем обычно  — эмоциональное возбуждение, напряжение;

— внезапное умолкание (как нежелание говорить) или скупость в словах — обида;

— постоянное прерывание других — напряжение;

— переход внутренней речи во внешнюю («мысли вслух»)— чрезмерное волнение.

Эти реакции обычно плохо поддаются контролю (хотя различными приемами пытаются их маскировать) и потому весьма информативны. Отдельные из них выявляют при аппаратной диагностике обмана, осуществляемой приборами, известными под обобщающим названием «детектор лжи» (а также «полиграф»),

Стандартное прочтение этих реакций таково:

— покраснение лица (например, пятнами) — стыд, гнев;

— побеление лица — страх, признак виновности;

— расширение зрачков — интерес, удовольствие, согласие, сильная боль;

— сужение зрачков — неудовольствие, отвергание;

— усиленные биения пульса на венах рук или артериях шеи (поддергивание галстука на шее из-за активного сердцебиения...) — тревога, страх, стыд, обман;

— снижение частоты пульса — повышенное внимание;

— быстрое или поверхностное дыхание — внутреннее напряжение;

— короткое дыхание через нос — злость;

— нарушенность дыхания, спазматические движения горла и рефлекторные сглатывания слюны — тревога, стыд, обман;

— пересыхание рта (сглатывания, облизывание губ, жажда) — страх, обман, тревожность;

— внезапное обнажение зубов — признак ярости, агрессивность;

— испарина, пот — гнев, смущение, нервозность, обман;

— дрожь (тремор в пальцах рук и ног, мышцах лица) — внутреннее напряжение, страх, обман;

— частое моргание — возбуждение, обман;

 — скрип зубами — сильнейшая нервозность, стресс, отсутствие возможности осуществить задуманное.

Подобные реакции обычно проще обнаружить у мужчин, нежели у женщин, большинству из которых от природы удается лучше скрывать свои чувства. Причем в отслеживаемых реакциях возможны незначительные изменения, которые следует отнести к индивидуальным особенностям каждого человека.

— Осознание своей силы (уверенность в себе): стабильная прямая поза, дополненная выставленным подбородком, руки при этом могут: сцепляться за спиной, располагаться на бедрах («подбоченясь»), засовываться в карманы при оставлении больших пальцев снаружи, активно демонстрировать тылы кистей, в то время как большие пальцы помещаются за пояс... «Оседлывание» стула или небрежное забрасывание одной ноги на подлокотник кресла... Руки порой закладываются за голову либо соединяются концами пальцев при разведении ладоней... Глаза подчас почти прикрыты веками, так что смотреть приходится при запрокинутой назад голове... Улыбка с приспущенными бровями... Решительность и лаконичность речи... Скупость в передаче деловой информации и расточительство фактурой при устанавливании контакта... Повышенная заинтересованность проблемами, целями и обязанностями других... Спокойствие.

— Осознание своей слабости (отсутствие уверенности в себе): чрезмерная жестикуляция, а также убирание рук за спину с захватыванием одной рукой запястья другой; стремление опереться на что-либо или прислониться к чему-либо... Улыбка в сочетании с приподнятыми бровями... Сомнения в подборе слов и прерываемая речь... Поспешность и готовность в выдаче информации, а также склонность обстоятельно и досконально аргументировать свои поползновения... Суетливость.

— Воля к сопротивлению: средняя громкость голоса, твердый холодный тон, четкая артикуляция, медленный темп и ритмичное течение речи, точная дикция.

— Внутреннее напряжение: зажатость в позах и движениях, стремление опереться или прислониться к чему-либо, скрещенные лодыжки у сидящего. Предельно сцепленные между собой руки, излишне частое сбивание пепла с горящей сигареты... Изменение тембра голоса, форсирование звука, внезапные спазмы гортани, скрип зубами, заикание, несоответствующий моменту хохот, постоянное перебивание других... Увеличение числа шаблонных фраз, высказываемых быстрее, чем обычно, пренебрежение речевыми паузами, использование в речи слов с ласкательными и уменьшительными суффиксами.

— Усталость или угнетенность: тусклый и остекленелый взгляд, замедленная речь, мягкий и приглушенный голос, с падением интонации к концу отдельной фразы.

— Враждебность: отодвигание от партнера, сжимание кулаков при скрещенных руках, отклон всей головы назад и обрывание чужой речи... Пристальный или настойчивый взгляд в глаза с резко уменьшенными зрачками... В возможном варианте смотрят искоса при опущенных бровях, лоб нахмурен, уголки губ опущены.

— Нервозность и неуверенность: суетливость, частая перемена позы, чрезмерная жестикуляция, движения руки поперек тела (взять или поправить что-то), покусывание ногтей, отбрасывание «мешающих» волос со лба, усиленная мимика рта, закусывание

губ... Высокий и пронзительный голос, быстрая речь, «высказывание мыслей вслух»... Испарина, пот.

— Хорошее настроение (положительные эмоции): улыбка на лице, активная жестикуляция, расширенные зрачки, расстегнутый пиджак, бодрое насвистывание какой-либо мелодии... Пускание дыма от сигареты вверх, общительность.

— Плохое настроение (отрицательные эмоции): походка с волочением ног, заметно суженные зрачки; взгляд, устремленный к земле... Пускание дыма от сигареты вниз, замедленная речь, угрюмое молчание, раздраженный голос... Придирки к совершенно безобидным словам и провоцирование на ссору, враждебность, неконтактность...

Академик В.М. Кандыба приводит пример т.н. автоматических реакций объекта на неожиданно возникший раздражитель (слово, поступок, ситуацию)[23].

— удовольствие, принятие — значительное расширение зрачков, активно расплывающаяся по лицу улыбка и мелодичный голос;

— неудовольствие, отвержение — сужение зрачков, резкие удары ногой по земле или воздуху;

— заинтересованность — склонение головы набок, взгляд искоса, сопровождаемый при этом улыбкой или слегка приподнятыми бровями, вытаскивание сигареты изо рта;

— скука — смещение взгляда на соседствующие предметы и в потолок, сугубо механическое рисование чего-то на бумаге; сидящая со скрещенными ногами женщина вдруг начинает вяло покачивать ногой;

— смущение, стыд— закрытие, а также опускание и отведение глаз, покраснение (иной раз пятнами) лица, усиленный пульс крови, отслеживаемый в венах рук или артериях шеи, затруднения дыхания, испарина, пот;

— недоверие — складывание рук на груди, почесывание пальцем спинки носа, отвод и возвращение взгляда назад;

— неодобрение и несогласие — покачивание головой из стороны в сторону, сбивание «ворсинок» с одежды, скрещивание рук на груди, растягивание речевых пауз;

— ложь — отводы взгляда в сторону и книзу, почесывание века пальцем и растирание ладонью затылка, прикрывание рта рукой в моменты речи, «бегающие глаза», частое моргание, пересыхание рта (сглатывание слюны, облизывание губ, жажда), судорожные движения горла, проблемы с дыханием, усиленные пульсации крови, отмеченные в венах рук или артериях шеи, испарина и пот, дрожь в мышцах тела (пальцах конечностей, фрагментах лица), возникновение в диалоге речевых недостатков вроде повтора слов или обрыва фраз на полуслове (перед обманом), форсирование громкости речи, а также заикание и покашливание;

— страх — заметно выраженное побледнение лица, пересыхание рта (сглатывание слюны, облизывание губ, жажда), проявленное биение пульса в венах рук или артериях шеи, дрожь в пальцах рук и мышцах лица, «урчание» в животе, высокий голос, «бегающие глаза»;

— виновность — некие изменения в цвете лица (побледнение);

— злость (гнев) — сжатие кулаков, пощипывание ладони, «свирепое» раздавливание сигареты в пепельнице, пинание или грубое отбрасывание чего-либо, испарина и пот, значительное покраснение (иной раз пятнами) лица, короткое и шумное дыхание через нос;

— вероятность нападения — резкое побеление лица, внезапное сужение зрачков, оскаливание зубов.

Для точного улавливания «обнажающих» объект реакций следует приобрести привычку непроизвольно отмечать все возникающие изменения в:

— выражении глаз;

— величине зрачков (сужение или расширение);

— цвете лица (побеление или покраснение);

— биении пульса (на шее, на висках и на запястьях рук);

— дыхании (по колебаниям грудной клетки, а также по ямочке у основания шеи);

— сухости рта (по сглатыванию слюны или облизыванию губ);

— потливости кожи (на ладонях рук и лице);

— треморе мышц (дрожь в руках, в пальцах конечностей и в некоторых частях лица).

Нейролингвистическое программирование (НЛП) считается очень эффективным способом почти неуловимого проникновения в подсознание человека и организации на этой основе взаимодействия с ним[24]. Все люди обладают сознанием (внутренним осознанным миром), стыкующимся с подсознанием (внутренним неосознанным миром) и функционируют в определенной среде (внешнем окружающем мире). Субъектом управляют образы, обычно возникающие из его прошлого опыта, а также созданные воображением и хранимые в подсознании. И внешний мир, и подсознание поддерживают связь с сознанием посредством трех основополагающих систем образов, ощущений и представлений: аудиальной (слух), визуальной (зрение), кинестетической (мышечные ощущения, вкус и обоняние).

Основываясь на системах представлений (которые в НЛП называются «модальностями»), всех индивидов можно подразделить на три группы: визуалистов (мыслящих преимущественно образами), аудиалистов (мыслящих преимущественно словами), кинестетиков (мыслящих преимущественно ощущениями).

Люди неточно понимают друг друга, если обмениваются информацией в терминах разных модальностей; использование же одной общей модальности способно обеспечить доверительные отношения автоматически на подсознательном уровне.

Распознать главенствующую модальность человека обычно удается по следующим факторам:

— своеобразию употребляемых им слов: глаголов, прилагательных, наречий (которые в НЛП называются «предикатами»);

— движениям глаз;

— некоторым особенностям личности.

Типичные варианты возможных предикатов таковы:

— визуальные: видеть, сфокусировать, мелькать... яркий, темный, туманный... расплывчато, отчетливо, ясно...

— аудиальные: слышать, звучать, кричать, оглушать, настраивать, согласовывать... громкий, тихий... звонко...

— кинестетические: чувствовать, орудовать, хватать, притрагиваться... теплый, гладкий, твердый, тяжелый, вкусный, пресный, острый, горький, свежий, ароматный... пахнуть, пробовать...

— нейтральные: думать, знать, понимать, воспринимать, помнить, верить... уважительный, изменчивый...

Перерабатывая информацию, субъект обычно двигает глазами следующим образом:

— визуалист — налево-вверх или направо-вверх, а также прямо-вверх или по центру (на месте);

— аудиалист — налево-вбок или направо-вбок, а также влево-вниз;

— кинестетик — направо-вниз и прямо-вниз.

По некоторым характерным признакам людей пытаются диагностировать так:

— визуалист: плечи расправлены, в общении склонен сохранять дистанцию, фразы предпочитает начинать с местоимения «ты» или «вы» и разговаривает быстро и громко со многими паузами... оценивает все вокруг, не относя это к себе... в конфликте зачастую обвиняет...

— аудиалист: малоподвижный, с минимальной жестикуляцией... предпочитает не смотреть в глаза, а говоря рассматривает лоб партнера... речь монотонна и как бы на одной ноте... обычно говорит «те...», «тот...» редко применяет местоимение «я»... старается не брать ответственность на себя...

— кинестетик: плечи и шея устремлены вперед... предпочитает быть поближе к партнеру и любит прикасаться к нему руками, долго держать его руку в своей... заметно злоупотребляет словом «я»... в конфликтах склонен к извинениям...

Умение слышать предикаты и определять по рефлекторным движениям глаз глубинные переживания человека дает возможность установить доверительный контакт на бессознательном уровне и направлять энергию объекта туда, куда вам надо.

Движения глаз любого человека способны рассказать не только о его модальности, но и о том, как он работает с текущей информацией. Рассмотрим 9 направлений взгляда и их рекомендуемую расшифровку:

— направо-вверх — визуальное конструирование;

— прямо-вверх — визуальное воспоминание;

— налево-вверх — визуальное воспоминание;

— налево-вбок — аудиальные воспоминания;

— налево-вниз — аудиальные представления; диалог с самим собой;

— прямо-вниз — кинестетические представления;

— направо-вниз — кинестетические представления;

— направо-вбок — аудиальное конструирование;

— прямо-вперед — визуальные представления, «навязанные» извне или берущиеся из памяти.

Заметим, что у левшей обычно наблюдается противоположная картина.

Стратегия работы с информацией при поиске ответа на вопрос слагается из трех последовательных этапов:

— поиска информации в подсознательной памяти (используя т. н. ведущую систему представлений);

— предоставления извлеченной информации сознанию (используя т. н. репрезентативную систему представлений);

— оценки истинности этой информации сознанием (используя т. н. референтную систему представлений).

На каждом из этих этапов действует своя модальность, обычно выявляемая по направлениям движения глаз, с учетом того, что в характерной серии из трех движений начальное обычно соответствует «выуживанию», второе — представлению, а третье — оценке. В речи человека модальности этапов прослеживаются в последовательности конкретных предикатов, проскальзывающих в единой фразе. К примеру: когда мы согласованно настроимся (поиск аудиальный) на эту проблему, то ясно увидим (репрезентация визуальная), что разрешить ее будет довольно тяжело (оценка кинестетическая).

Стратегия объекта иной раз меняется в зависимости от ситуации; она отображается в движениях глаз довольно быстро, и потому, чтобы засечь ее, нужна определенная подготовительная тренировка. Движения глаз нередко сочетаются с побочными сугубо индивидуальными реакциями, сообщающими о реальном отношении человека к возникшим перед ним ментальным образам (глаза пошли налево, а зрачки при этом сузились — неприятное аудиальное воспоминание о чем-либо).

Для получения максимума пользы от всякого контакта желательно уметь:

— определять по некоторым внешним признакам ход мысли собеседника;

— осознавать его эмоциональные состояния;

— ориентироваться в правдивости его высказываний;

— незаметно внедрять в его сознание и подсознание свои идеи.

Чтобы хорошо понимать мыслительные, эмоциональные и оценочные отклики партнера, необходимо провести его отчетливую «калибровку». Калибрование объекта осуществляется через вплетение в ткань беседы каких-либо ненастораживающих вопросов, ответы на которые вы несомненно знаете, и точное улавливание различных несловесных реагирований на них. Большую помощь в детальной калибровке индивида способна оказать фактура, подробно приводимая в разделе, затрагивающем чтение мыслей и эмоций. Чтобы понять свидетельства «согласия и отрицания», используют простейшие вопросы, предписывающие однозначные («да» или «нет») ответы, и выявляют некие различия в конкретном реагировании на них. В конце концов вам должен быть понятен ожидаемый ответ еще до получения его в словах.

Для понимания эмоциональных реакций человека затрагивают тщательно отобранные темы (или упоминание людей), приятные и неприятные объекту.

Для уяснения движений глаз партнера (на случай если они не соответствуют стандартной схеме) задают легкие тестирующие вопросы, затрагивающие поочередно то визуальную («как выглядит..»), то аудиальную («как звучит...»), то кинестетическую

(«как ощущается...») системы его внутренних представлений. Чтобы понять, когда объект сообщает о реалиях, а когда придумывает информацию, используют различные вопросы, рассчитанные как на явное воспоминание («какая прическа у жены?»), так и на применение фантазии («как выглядит ваш идеал?»). Прислушиваясь к речи индивида, внимательно отслеживают все проскальзывающие там модальные предикаты и их последовательность (стратегию работы с информацией) в структуре проговариваемых при этом фраз. Осуществив калибровку объекта, вы сможете постичь его глубинный мир и вам останется лишь заполнить его своими личными идеями. Слова, высказываемые человеку, оказывают на него какое-то воздействие только благодаря тем ментальным образам, которые они способны породить в его сознании в текущий момент. Для получения требуемого эффекта приходится «подстраиваться» к индивиду, что осуществляется путем синхронизации, а проще говоря, отображением его жестикуляции и речи в активном поведении манипулятора. Манера подачи слов (оттенки голоса и интонация) значительно важнее их общепринятого смысла; ритм речи должен быть ровным и подгоняться к частоте дыхания собеседника. Для проведения нужной мысли или идеи необходимо захватить внимание партнера, живописуя с помощью его модальных слов все то, что он действительно переживает в сей момент. Затем через переходные слова («если», «таким образом», «следовательно»...) подсовывают (используя исходную модальность) навязываемые представления, которые в таких условиях покажутся ему «своими» и вполне убедительными, хотя могут быть совсем неоднотипными с идущими вначале утверждениями.

Классическая схема исподвольного внедрения в сознание и подсознание человека выглядит при этом так: подстроечные предложения — переходное слово — фраза, ведущая в намеченном направлении. Высказывания строятся с использованием внутренней стратегии партнера (определяемой по выявленным предварительно движениям его глаз) с употреблением тех же слов и в той же фразовой последовательности, как это делает он. В ходе осуществления воздействия внимательно следят за каждой возникающей реакцией объекта на все произносимые слова и корректируют свой образ действий до тех пор, пока в сознании объекта не сформируется вполне устраивающий вас отклик.

В спецслужбах используются следующие методы психологического воздействия[25]. При этом следует помнить, что воздействовать на ум и поведение человека можно различными путями. При этом для осуществления одних достаточно только соответствующей  подготовленности специалиста (убеждение, внушение, подкуп), а для других — наличие специальной аппаратуры (технотронные приемы, секс-мероприятия, зомбирование).

Методы прицельного влияния могут быть щадящими (внушение), агрессивными (шантаж), простыми (запугивание), изощренными (зомбирование), трудно уловимыми (нейролингвистическое программирование), дополняющими (фармакоуправление). Выбор применяемой методики зависит от: реальной уязвимости объекта (черт его характера, эпизодов биографии, наличной ситуации), цели намечаемого воздействия (изменение мышления, привлечение к сотрудничеству, получение информации, одноразовое содействие, воспитующее наказание), собственных возможностей (обладание временем, умением, знанием, техаппаратурой, должными химпрепаратами, компетентными помощниками), персональных установок исполнителя (его уровня моральной допустимости).

В практике чаще всего используются: убеждение, внушение, гипноз, нейролингвистическое программирование, нарковоздействия, секс-мероприятия, фармакоуправление, технотронные приемы (ультразвук, инфразвук, СВЧ-излучения, электрошок, подпороговая стимуляция, торсионные излучения), зомбирование, подкуп, запугивание, пытки.

Рассмотрим искусство убеждения.

Убеждение подразумевает «мягкое» воздействие на индивида, ставящее целью радикально скорректировать его взгляды, чтобы тем самым повлиять на последующее поведение. Данный вариант является самым этичным способом влияния, ибо здесь нет грубого насилия или коварного внедрения в подсознание объекта.

Метод убеждения задействуется для:

— долговременного изменения представлений и установок человека в требуемом направлении;

— привлечения к сотрудничеству;

— побуждения объекта к нужному поступку.

По техническому исполнению убеждение представляет собой явную, иной раз и скрытую дискуссию, дополняемую неким стимулирующим воздействием. Каждый человек имеет свой настрой (точнее — установку) в отношении к чему-либо или кому-либо. Существуют три градации подобного настроя:

— явная симпатия (склонность к принятию чего-либо);

— безразличие (с легким смещением в ту или иную сторону);

— отрицание(неприятие).

Всякая попытка грубо навязать желаемое мнение приведет лишь к отрицательному результату, ибо человек всегда сопротивляется ограничению свободы выбора. Для изменения отношения индивида к чему-либо нужно переориентировать его настрой. Следует учитывать, что:

— в поединке разума и установки чаще побеждает установка;

— в ходе перемены установок человеку надо показать направленность и содержание необходимых изменений; все это должно быть им воспринято и понято;

— изменения произойдут тем успешнее, чем созвучнее они потребностям и мотивациям объекта;

— проще всего перестраиваются установки, которые не имеют принципиального (жизненно важного) значения для человека;

— в случае полностью негативной установки переориентация ее обычно требует специальных усложненных методов перепрограммирования психики объекта.

В зависимости от условий ситуации и конкретных особенностей объекта его можно попытаться убедить прямо (в ходе беседы) либо косвенно (через инспирированные акции), действуя при этом:

— акцентирование (логично);

— императивно (категорично);

— эксцитативно (растравливанием эмоций);

— альтернативно (сведением проблемы к выбору «или-или»).

Всякое воздействие содержит в себе элементы и внушения и убеждения, но в разных пропорциях. Проще убеждать тех, кто имеет:

— яркое живое воображение;

— ориентацию скорее на других, чем на себя;

— несколько заниженную самооценку (робкие и слабо доверяющие своему собственному мнению субъекты).

Трудно поддаются убеждению лица с:

— явной враждебностью по отношению к другим (проявляемое сопротивление, кстати, часто может возникать как следствие желания доминировать над окружающими);

— сильным духом критицизма;

— готовностью к переиначиванию своих взглядов (проще говоря, стремлением всегда иметь еще одну позицию про запас).

Перед проведением активной акции следует добротно подготовить человека рядом подводящих предварительных бесед, с тем чтобы последующее акцентированное воздействие не явилось для него неприятной неожиданностью.

При планировании эпизода убеждения надо:

— тщательно выбрать место, окружение и момент для контакта;

— рассчитать, как приступить к беседе, как снять начальное напряжение, как вызвать некоторый интерес;

— хорошо продумать, как направить разговор в желаемое русло;

— отработать всю свою аргументацию сообразно с психологией, мотивами и устремлениями объекта;

— выбрать ритм беседы и порядок предъявления аргументов;

— вычислить возможные контраргументы и продумать, как их нейтрализовать;

— наметить запасные варианты продолжения беседы, если партнер решительно заявит «нет»;

— четко представлять себе, как завершить беседу.

Выбор места, окружения и момента для контакта:

— место, где осуществляют убеждение, по возможности должно способствовать благодушному настроению человека, ибо это улучшает восприимчивость к сопутствующему влиянию; так, если в «рабочей» комнате есть картины, ублажающие взор объекта, звучит нравящаяся ему музыка, а на столе любимый напиток, — он будет более сговорчив;

— присутствие каких-то посторонних лиц обычно нежелательно, хотя иной раз отдельные персоны (некие авторитеты, заинтересованные близкие) прямо либо косвенно могут участвовать в процессе убеждения;

— время проведения основной беседы следует сообразовывать с такой ситуацией, при которой некие потребности и настроения объекта сближаются с подбрасываемыми ему идеями (разочарование в чем-либо, затруднения в карьере, разные события, которые можно трактовать как вероятную угрозу с определенной стороны) либо когда он уже подготовлен предварительными собеседованиями.

Начало беседы, снятие напряжения, вызов интереса

При вхождении в разговор необходимо избегать:

— извинений и других проявлений неуверенности;

— скучного начала;

— проявления малейшего неуважения к собеседнику;

— непосредственного приступа сразу к делу.

Для снятия напряженности и обретения доверия полезно:

— иметь приятный для визави внешний вид (одежду, головной убор, прическу) и выражение лица;

— обращаться к собеседнику по имени, наклоняясь в разговоре несколько к нему;

— сказать пару комплиментов об отменном вкусе, репутации и деловых способностях объекта;

— высказать какую-либо шутку (анекдот), заставляющую собеседника искренно рассмеяться.

Для усиления интереса к беседе можно:

— задавать ненастораживающие вопросы (профессиональные, житейские, т.п.), на которые субъект с удовольствием захочет отвечать;

— разговаривать с позиций интересов собеседника или коснуться темы, явно связанной с его проблемами.

 Ориентация беседы в нужном направлении:

— привлекая ассоциации, перебросить мостик между началом, затравкой и проталкиваемой идеей;

— описать какое-то житейское наблюдение, уличную оценку или же анекдотичный случай, как бы между прочим увязав это с желаемым предметом;

— упомянуть несколько важных для партнера вопросов, кои через должное смещение акцентов соотносятся с намеченной тематикой.

Выбор аргументации сообразно с личностью и настроениями объекта:

— проводимая идея всегда обязана находить свой путь не только к разуму, но и к эмоциям объекта;

— материал для проведения аргументации подбирается в зависимости от типа (образное — логическое) вкупе с качеством (гибкое, косное, конформное, самостоятельное) мышления собеседника;

— имеет смысл применять лишь те аргументы, каковые ввиду личностных настроев, образа мышления, интеллекта и имеющейся информации данный человек способен воспринять;

— в ходе убеждения желательно использовать как абстрактные выводы, так и зримую конкретную фактуру, на которой легче убеждать лиц, не владеющих абстрактным мышлением;

— с конформистами проходят ссылки на авторитеты, красочные выспренние фразы и упор на чувство общности с другими;

— при самостоятельности мышления человека в ход пускают логику обоснования с намеком на возможность личной выгоды как морального, так и материального плана;

— при заметной косности мышления перспективно разжигание эмоций с опиранием на эмпирику.

Установление ритма разговора и порядка предъявления аргументов:

— нужно твердо верить в истинность того, в чем вы хотите убедить других, ибо люди подсознательно улавливают отношение говорящего к сообщаемому, а всяческая фальшь отталкивает;

— ритм речи должен быть довольно ровным и подстраиваться под частоту дыхания собеседника;

— для начала обеспечьте одинаковое понимание ведущих терминов и выражений вами и объектом;

— не давайте отвлекать себя от намеченной тематики и не отвлекайтесь от нее сами;

— в ходе приведения аргументации первым делом говорят о преимуществах и только после — о недостатках;

— эффективен «квантовый» посыл сообщения, при котором после выдачи очередного факта или аргумента делается не большая пауза для осознания и закрепления услышанного;

— каждый последующий аргумент должен быть весомее, чем предыдущий;

— для лучшего восприятия новых идей надо подавать их так, чтобы они ассоциировались с уже усвоенными;

— никогда не ограничивайтесь лишь простым перечислением аргументов, а старайтесь раскрывать их логический и эмоциональный смысл с точки зрения собеседника;

— приводите тот же самый аргумент несколько раз, но при этом повторяйте его новыми словами;

— всегда имейте пару аргументов про запас для употребления при заметных колебаниях в позиции объекта;

— тщательно отслеживайте все словесные и несловесные реакции партнера и, основываясь на них, корректируйте свою дальнейшую аргументацию;

— вычислите по реакции объекта те моменты, где разыгрывается <борьба его мотивов> и сосредоточьте на них все свое воздействие, раз за разом подавая те аргументы, каковые произвели на партнера максимальное впечатление.

Нейтрализация аргументации объекта:

— заранее предположите все возможные резоны визави и, ориентируясь на них, подготовьте собственные контраргументы;

— аргументацию объекта лучше разбивать перед высказыванием своих посылов, причем следует анализировать как реальность самих фактов, так и те выводы, которые на них основываются;

Доводы партнера можно нейтрализовать:

— логикой опровержения;

— игнорированием;

— высмеиванием;

— кажущимся принятием с последующим неожиданным развенчиванием;

— изменением акцентов (выставляя их слабые места и предельно снижая сильные);

— хитроумным превращением их в свои собственные;

— подавлением логики эмоциями;

— впечатляющей дискредитацией их автора (но не собеседника, естественно!);

— ссылкой на авторитеты (иной раз вымышленные).

Обеспечение продолжения беседы, если объект ответил «нет»:

— никогда не отступайте до тех пор, пока визави не скажет четкого решительного «нет»;

— осознав, что собеседник принял окончательное решение, не пытайтесь его переубедить, а искусно перебросьте разговор на нейтральную и по возможности приятную для него тематику.

Таким образом мы должны говорить как о возможности весьма эффективного использования слов, мимики, жестов и проч. в психологическом воздействии на другого индивида как с целью программирования его психики на выполнение необходимых нам установок, так и подобные знание позволяют вовремя распознать информационно-психологическую атаку направленную уже на нас, а значит — и возможность защиты от подобного рода манипуляций психическим сознанием. При этом мы должны понимать роль внушения как форму информационно-психологического воздействия на психику человека с целью его программирования, т.е. внедрения установок со стороны манипулятора. Лицо, выступающее в качестве манипулятора, может нести в себе различную направленность (положительную, отрицательную, нейтральную — индифферентную) по характеру воздействия на другого индивида. При этом само воздействие, если такое воздействие осуществляется как бы негласно, сублиминально, на подкорковые слои мозга (т.е. удар направлен на подсознание), явно несет в себе печать манипулятивности, ибо в данном случае сознание объекта не фиксирует (или слабо фиксирует, без возможности включения механизмов сопротивления) подобное воздействие как вмешательство в собственные мысли (и поступки — как проекцию мыслей). Если же мы открыто заставляем объект подчиниться (демонстрацией силы, путем шантажа, подкупом и проч.), то в этом случае следует говорить о силовом воздействии, но это уже не будет называться манипуляциями. Другими словами, если мы воздействуем на подсознание индивида своими тайными методами, это значит что мы осуществляем манипулирование. Если же открыто заставляем объект сделать что-то, необходимое нам (например угрожая ему оружием), то это лишь косвенно можно назвать манипуляциями, так сказать в расширенном аспекте, где к манипуляциям относят вынужденную необходимость объекта совершать те действия, совершать которые он раньше не думал, да и, по сути, не хотел.

Но конечно же большой интерес представляет то обстоятельство, что в большинстве случаев индивиды сами, своими потаенными (бессознательными, сублиминальными) желаниями выказывают готовность к подчинению. Это конечно же интересно, и для управления (манипулирования) над такими людьми необходимо четко угадывать их скрытые желания по звукам или словам, произносимым этими людьми, по их жестам, мимике, по ряду иных обстоятельств, доступных для восприятия сигнальными и репрезентативными системами человека-манипулятора. И тогда, если нам станет доступным код управления над психикой другого человека, мы поистине способны управлять таким человеком (объектом) через подчинение его психики.

--------------------------------------------

[22] Кандыба В.М. Криминальный гипноз. СПб Университет МВД, Академия права, экономики и безопасности. 2001. 448 с.

[23] Там же.

[24] Там же.

[25] Там же.

««« НазадК началу

© , 2008 г.
© Публикуется с любезного разрешения автора

Канал в Telegram: @PsyfactorOrg
 
.
   

© Copyright by Psyfactor 2001-2017.
© Полное или частичное использование материалов сайта допускается при наличии активной ссылки на Psyfactor.org. Использование материалов в off-line изданиях возможно только с разрешения администрации.
Контакты | Реклама на сайте | Статистика | Вход для авторов