.
  

© Владимир Басун

Психология оценки, выбора партнера и формирования пар
(продолжение)

«У вас есть товар, у нас — покупатель», — фраза, с которой начиналось сватовство на Руси

4Человек как товар и покупатель на сексуально-брачном рынке

Подошло время обратить наше пристальное внимание на одно свойство, по которому можно оценить каждого взрослеющего и взрослого человека. С момента полового созревания человек приобретает две новых взаимосвязанных социальных роли: роль сексуально-брачного товара и роль покупателя сексуально-брачного товара противоположного пола. (Здесь и далее: при гетеросексуальной ориентации.) Сразу замечу, что разных партнеров ни в коем случае не стоит подразделять на эти две категории, потому что каждый из них становится одновременно и партнером-товаром (далее Партнер-Т), и партнером-покупателем (далее Партнер-П).

Итак, запомним: в терминологии нашей модели Партнер-П — это функциональная роль, которую принимает молодой человек или девушка, когда он (она) выбирает или оценивает потенциальную партнершу (-ра) для отношений или брака; Партнер-Т — это роль, которую он (она) принимает, когда как потенциального партнера оценивают и выбирают уже его (ее). Партнер-Т выступает одновременно, и как товар и как продавец, его (то есть себя) продающий.

А любой товар, как известно, может быть очень разного качества и, в соответствии с этим, очень по-разному стоить.

Поскольку в дальнейшем изложении очень часто будут употребляться такие термины, как ценность, цена человека на сексуально-брачном рынке, следует напомнить, что подразумевается не целостный человек в широком смысле, а только его абстрактная роль в качестве партнера-Т на сексуально-брачном рынке.

Если смотреть сквозь рамки иных абстракций, один и тот же человек может иметь наивысшую цену, как, допустим, ученый, художник, творческая личность, и в то же время низко оцениваться как партнер-Т в поле сексуально-брачного рынка. Либо наоборот: человек может быть очень популярным и привлекательным партнером-Т, но при этом в других сферах не иметь такой ценности.

Так вот, все, что в этой работе будет говориться о рыночной и других ценах человека, предполагает вышеуказанную абстракцию.

Давайте разведем понятие экзистенциальной бесценности собственного «Я» каждого человека и понятие рыночной цены, определяемой рыночными же законами.

Каждый человек бесценен!

Пафосно? — Да.

Недоказательно? — Да.

И все-таки это так.

С точки зрения философии экзистенциализма каждому человеку мир открывается только через собственное существование. Пока есть индивидуальное существование, есть хоть как-то претендующий на объективную реальность мир, и, сильно призадумавшись, этот мир можно наделить хоть каким-то, пусть даже иллюзорным и сильно за уши притянутым, смыслом. Но все это существует для индивида только при условии его собственного существования. Неважно, радостно это индивидуальное существование или трагично, но оно открывает индивиду мир и закрывает его с собственным прекращением.

Таким образом, каждый осознавший себя индивид (прежде всего для самого себя) бесценен. И с прекращением его собственного существования весь мир теряет для него как всякую реальность, так и всякий смысл.

Также индивид часто бесценен для собственных родителей, поскольку факт его появления на свет, дальнейшего развития и жизни создает для них сладкую иллюзию, временно уводя от них на второй план осознание конечных данностей собственной экзистенции, таких как бессмысленность существования, неизбежность смерти, изоляция индивида и пр.

Можно было бы бесконечно долго вести вполне справедливые дискуссии на тему того, насколько применимы к человеку с точки зрения гуманистической парадигмы такие термины, как товар, цена и пр., но необходимо заметить, что эти термины позволяют построить вполне удовлетворительную и отражающую реальные закономерности теоретическую модель.

Может быть, мои рассуждения о сексуально-брачном рынке нарисуют у неискушенного читателя картинку невольничьего рынка ушедших веков, где привередливый покупатель залазит в рот ручищей и изучает крепость и сохранность зубов человеческого товара (прям как при покупке лошадей). Однако в жизни почти что так и происходит.

А теперь давайте поговорим о рыночной цене — понятии, которое одинаково применимо к продуктам, товарам, вещам, людям (в нашей работе подробно мы исследуем только одну человеческую ипостась — его ценность для сексуально-брачного рынка).

Итак, каждый человек в пространстве так называемого сексуально-брачного рынка подлежит оценке. То есть имеет свою цену, и цену — рыночную, — ту, которая образуется и регулируется соотношением спроса и предложения.

Каждый человек обладает набором качеств, данных либо (в большей степени) от рождения, либо развитых и приобретенных при жизни, которые квалифицируются представителями противоположного пола, потенциальными сексуально-брачными партнерами, как качества ценные, то есть цену повышающие. Ну и понятно, что бывают качества, интерпретируемые на нашем рынке как негативные, то есть обесценивающие индивида.

Из этого следует, что наибольшей рыночной ценой обладает тот человек, чьи свойства и качества наибольшим образом отвечают спросу. То есть оценка происходит по качествам, отвечающим потребностям оценивающих. (Чуть заметно шевельнулась земля в Калининграде — цэ Kant в гробу перевернулся.) А тот, не менее по-своему самоценный человек, чьи особенности не отвечают потребностям партнеров-П (спросу), увы, оценивается на нашем рынке низко.

Первым элементом в нашей цепочке является, конечно, потребность, желание человека обзавестись наилучшим партнером. То есть партнером, который в должной мере обладает теми качествами, которые пользуются спросом и расцениваются как положительные, и при этом, у которого непопулярные, качества – дефекты сведены до минимума. А качественный партнер-Т стоит дорого, и, чтобы на него претендовать, нужно соответственно расплатиться. А поскольку основным средством платежа на данном рынке является сам партнер-П в совокупности собственных достоинств и недостатков — то, для того, чтобы претендовать на дорогостоящего партнера, необходимо самому стоить соответствующе.

Спрос порождает предложение, и люди стремятся поднять свою рыночную цену либо посредством самоусовершенствования (честный вариант), либо вместо реального развития пользующихся спросом качеств различными способами распространяют о себе дезинформацию, якобы они ими обладают (нечестный вариант).

И очень часто работа партнера-П по улучшению себя, своего тела, души, ума, навыков, своего социального статуса — одним словом, работа, направленная на повышение собственной ценности, производится для того, чтобы претендовать на приобретение наилучшего партнера-Т, повысить свою покупательскую способность.

И очень часто каждому конкретному человеку приходится выбирать, в какую сторону расти: либо согласно своей внутренней творческой программе стремиться к самоактуализации, либо развивать в себе то, что пользуется спросом у противоположного пола.

Правда, в некоторых случаях эти две тенденции развития могут совпадать. И тогда вышеуказанная система мотивирования играет не последнюю роль в деле мирового прогресса. Как показывает мировая история, а точнее — изучение личной жизни исторических личностей, многие события, открытия, произведения искусства создавались под влиянием чар Музы (в нашей терминологии: повышение своей ценности партнером-П с целью приобрести наилучшего партнера-Т).

Справедливости ради надо заметить, что повышение собственной цены позволяет рассчитывать на успешную сделку не только на сексуально-брачном рынке, но и на других не менее объективно существующих рынках (значимых жизненных сферах), таких как профессиональный, социальный и пр.

Резюме:

Сексуально-брачный рынок — это гипотетическое пространство в котором еще не определившиеся в отношении своего сексуально-брачного партнера юноши и девушки ищут, оценивают и выбирают друг друга.

Находящиеся в поиске люди выступают субъектами (партнерами-П) и объектами (партнерами-Т) сексуально-брачного рынка. Рыночная цена человека в качестве партнера-Т определяется спросом на него. Человек в роли партнера-Т, исходя из его качеств, может оцениваться очень по-разному.

4.1. Активность индивида на сексуально-брачном рынке и ведущий тип деятельности

На протяжении жизни каждый человек о чем-то мечтает, чего-то хочет. Кто-то ставит цели, разбивает их на тактические задачи и той или иной ценой достигает желаемого. Про таких говорят: жизнь удалась! А кому-то тоже мечтается, тоже чего-то хочется, только почему-то получается не как лучше, а как всегда… То есть как сложится само — такой и судьба.

Другими словами, одни люди активно стремятся к тому, чтобы улучшать качество своей жизни, а другие тоже вроде бы не прочь жить хорошо, но сами для этого пальцем о палец не стукнут.

При всем многообразии человеческих мотивов, устремлений и кажущейся их свободе все люди должны в своей жизни решить, по большому счету, три основных вопроса. Реализовать себя как существо биологическое, как существо социальное и выдумать смысл для своей жизни.

Биологическая задача для женщин — найти как можно более качественного мужчину, охомутать, привязать его потомством с последующим удержанием. Биологическая задача мужчины — соблазнить и осчастливить как можно большее количество красивых девчонок, не задерживаясь на каждой подолгу. (Правда, в исключительных случаях можно встретить такой экземпляр, после которого уже никого больше не захочется). Очевидно, что сотрудничать Эм и Жо с такими разными задачами бывает трудно. Кто сумел реализовать именно свою задачу — тот и выиграл!

Социальная задача современного человека (вне зависимости от пола) состоит в том, чтобы реализовать себя профессионально. То есть, во-первых, выбрать из мира профессий такую, заниматься которой будет не противно, а наоборот, интересно, и, во-вторых, достичь в этом деле настоящих высот. А уж если высота эта измеряется шкалой денежного эквивалента, то можно говорить о полной профессиональной реализации.

Про третью задачу я постараюсь сказать по возможности кратко, но не потому, что она маловажна, а потому, что ее рассмотрение требует отдельной книги.

Итак, жизнь бессмысленна! Единого общего смысла в человеческой жизни, если смотреть на нее глазами существа разумного и не упрощать биологическим или идеологическим редукционизмом, нет. Но, осознав это, большинство народу вряд ли последуют совету А. Камю покончить жизнь самоубийством. Для того, чтобы утром просыпаться и вставать и хоть к чему-то стремиться, смысл человеку, как воздух, нужен. А если его нет (а его действительно изначально и не предполагалось) его надо придумать! История философии и религии показала, что попытки придумать смысл жизни для всех людей в целом звучат малоправдоподобно. Однако придумать локальный смысл индивидуальной жизни конкретного человека возможно и даже необходимо! (Хотя бы с целью сохранить собственную психику и упорядочить жизнедеятельность).

Итак, третья, экзистенциальная, задача человеческой жизни состоит в том, чтобы найти индивидуальную миссию своего воплощения и реализовать ее.

Редко кому удается преуспеть одновременно во всех трех сферах.

Обычно большинство людей успевает реализовать себя только в какой-то одной сфере, а в остальных — постольку-поскольку. По крайней мере, что-то человек делает в первую очередь, а что-то другое позже.

Философия диалектического материализма учит нас, что приматов очеловечил труд. Современное светско-гражданское общество, принявшее по умолчанию вышеуказанную парадигму, явно отдает предпочтение второй из перечисленных выше задач.

Про людей, которые концентрируют свои силы и ресурсы на карьере (социальной задаче), принято говорить, что они в жизни заняты Делом. А про людей, кто в первую очередь решает биологическую или экзистенциальную задачи, принято говорить, что они заняты Бездельем.

Очень спорно, правда, кто в жизни будет счастливее… По-моему, те ребята и девчата, которые в молодости, пользуясь внешностью и возрастом, серьезно ищут и отбирают действительно качественного сексуально-брачного партнера, в результате смогут насладиться жизнью не меньше, мягко говоря, чем те, кто потратил свои лучшие годы на освоение профессии, а с партнером определился так, во вторую очередь. Вообще, я думаю, активность и амбициозность на сексуально-брачном рынке — это Дело, требующее куда больше талантов и целеустремленности, чем то, что традиционно принято называть делом.

Ну а уж тех, кто всерьез занят философствованием, в нашем мире понимают далеко не все. А философы наоборот не понимают, зачем куда-то ломиться, когда сам не осознаешь смысла своей активности.

И еще. Как правило, биологическую задачу в качестве ведущей выбирают те особи (индивиды), которых природа не обделила внешностью и которые пользуются наибольшей популярностью в качестве Партнеров-Т. А тем, на кого противоположный пол внимания особо не обращает, остается страдать над социальной и, если и это не идет, над экзистенциальной задачей.

5. Договор мены партнера-продавца на партнера–покупателя

Теперь давайте введем в нашу работу понятие сделки. Ее можно назвать любовной, брачной, но все же — сделкой.

Да простят меня психологи, я позволю себе делать в этой главе небольшие экскурсы в Гражданское право.

Помните, мы говорили о том, что при достаточном количестве на сексуально-брачном рынке лиц противоположного пола количество сделок между ними всегда будет намного меньше, чем потенциальных партнеров-товаров-покупателей.

А почему?

Потому что, как мы уже говорили, партнерам-П не всегда удается выбрать удовлетворяющих их притязаниям партнеров-Т, а последним не всегда удается договориться о цене.

О том, какими принципами руководствуются молодые люди и девушки, подбирая себе пару, разговор еще впереди, а сейчас хотелось бы поговорить о тех, кто уже нашел друг друга.

Минуя этап оценки, подбора и торгов, остановимся на том месте, когда молодой человек нашел интересующую и устраивающую его девушку, а этой самой девушке также подходит выбравший ее (выбранный ею) молодой человек.

Итак, и молодой человек, и девушка готовы и желают создать отношения той или иной длительности и тесности, которые по форме могут быть регулярными встречами, совместным проживанием или семьей. Что подразумевает эта обоюдная готовность и желание сторон?

Партнеры договариваются, вступают друг с другом в типичные договорные отношения. Они наделяют друг друга правами и принимают на себя обязанности по отношению друг к другу. Для примера возьмем самую радикальную форму договора — брак.

Какие права?

Право владения: это моя жена (муж), она принадлежит только мне и никто иной не может ею владеть, в противном случае наша договоренность с ней расторгается.

Право пользования: я имею право пользоваться ею, ее красотой, ее временем, ее силами, принадлежащим ей имуществом, телом, душой и пр.

Право распоряжения: в светском обществе действующим УК разрешается не полностью, но, например, в архаичных сообществах муж мог реально распоряжаться своей женой полностью, включая ее жизнь.

Также стороны берут на себя обязательства заботиться и нести ответственность друг за друга.

И в завершение напомню, что подобные отношения подлежат государственной регистрации в ЗАГСе.

Ну и к какой категории можно отнести описанное явление?

Перед нами типичный пример гражданско-правовой сделки (ГК РФ Ст. 153. Понятие сделки.

«Сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей» Ст. 567 Договор мены «... По договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой.), предполагающий взаимный переход права собственности партнера-товара на партнера-покупателя.

Сделка, самая настоящая сделка, вне зависимости регистрируется она государством или просто заключается в устной форме. Появляющаяся (в силу взаимной заинтересованности и намерения юноши и девушки встречаться или создать более серьезный тип отношений) договоренность имеет все признаки сделки, несмотря на то, что партнеры этот термин почти никогда не используют.

Как наличие сильных чувств, так, впрочем, и их отсутствие ни в коей мере не лишает союз влюбленных признаков сделки.

А государственная регистрация сделки в ЗАГСе только подтверждает ответственность сторон (часто материальную) в случае ее расторжения.

Теперь давайте посмотрим, о каком виде сделок идет речь, когда мы говорим о двух партнерах, каждый из которых выступает покупателем другого и при этом продает себя другому как товар. При этом оба партнера передают права друг на друга друг другу.

По-моему, перед нами совершенно типичный вариант договора мены.(… При этом каждая из сторон признается продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем товара, который она обязуется принять в обмен») Все его признаки, оговоренные выше, отвечают сути гражданско-правовой сделки мены. (Мена относиться к двусторонним сделкам, то есть она может состояться при заинтересованности только обеих сторон. И если одна сторона хочет, а другая нет, — сделка не состоится.)

Соответственно, в случае расторжения этого договора (решения партнеров прекратить отношения) права и обязанности каждого из Партнеров-П по отношению к Партнеру-Т прекращаются и каждая из сторон возвращает и получает обратно переданное, в данном случае — собственную свободу. И если взаимного согласия на расторжение зарегистрированного государством договора не имеется, тогда приходится это осуществлять в судебном порядке.

Резюме:

Отношения выбравших друг друга партнеров можно квалифицировать как договор мены, поскольку они представляют собой соглашение между сторонами, предполагающее переход прав друг на друга и принятие обязанностей в отношении друг друга.

6. Желаемый принцип выбора партнера.

Итак, мы подошли к достаточно важному моменту нашей работы.

Мы уже выяснили, что, по сути, представляют собой отношения двух разнополых людей, которые уже выбрали друг друга.

Теперь нам предстоит узнать, какими принципами люди руководствуются, выбирая себе сексуально-брачного партнера, по каким критериям и как они оценивают друг друга и почему, в конечном счете, они создают пары именно с теми людьми, а не иными.

Выше мы уже упоминали, что количество сделок мены на сексуально-брачном рынке всегда меньше, чем количество потенциальных партнеров, желающих эту сделку заключить. Но при этом каждый готов совершить ее только на выгодных для себя условиях, в противном случае он скорее предпочтет повременить.

Таким образом, несмотря на то, что количество мужского населения в современном обществе примерно равно количеству женского (Не будем сейчас вдаваться в статистические подробности, согласно которым мальчиков рождается чуть более 50%, а по причине большей мужской смертности к средним годам процентное отношение женщин становиться чуть выше половины.), проблемы с поиском удачной пары у населения существуют.

Берущая свое начало еще в античности народная мифология объясняет это, кстати, достаточно гуманно тем, что когда-то влюбленные были единым существом (Андрогеном), которое потом распалось на две половинки, и, следовательно, у каждого человека в этом мире есть своя половинка, которую некоторым удается встретить достаточно быстро, а некоторые ждут ее полжизни.

Как показывают наблюдения, общественная ситуация вокруг этой темы намного пессимистичней.

В окружающем нас обществе большинство населения, выступающего в роли партнеров-П, часто безнадежно, но упорно стремится сыскать расположения самых лучших, качественных представителей(-ниц) противоположного пола (партнеров-Т), в то время как все остальные почти не пользуются спросом. Наиболее наглядно эту тенденцию можно увидеть в микросоциуме, особенно в закрытых коллективах (школьный класс, студенческая группа, персонал предприятия и мн. др.)

Хорошей товароведческой методикой оценки людей с точки зрения сексуально-брачного рынка является Социограмма. Суть ее состоит в том, что собравшиеся респонденты оценивают друг друга и делают выбор, кого они предпочитают среди окружающих (в рамках группы) и с кем бы они хотели иметь отношения. Если проводить эту методику именно в ракурсе нашей темы и изучать предпочтения людей именно в качестве сексуально-брачных партнеров (пусть юношей и девушек будет поровну), то сразу в микрогруппе выявятся лидеры, то есть те, кто пользуется наибольшим спросом среди участников, и изгои — те, кого не выбрал никто. Таким образом, наиболее дорогостоящими партнерами-Т окажутся те, кто получил наивысший рейтинг (наибольшее количество выборов партнеров-П). А о тех, чей рейтинг будет невысок, можно сказать, что они оцениваются низко, то есть, имеют низкую цену в роли партнера-Т (повторюсь, что только в этом качестве).

Получается, что большинство испытуемых (партнеров-П) воспринимает как свою потенциальную половинку самых лучших, высокорейтинговых партнеров-Т, в то время как остальные партнеры-Т вряд ли будут рассмотрены как потенциальные половинки. И при том эти же самые малорейтинговые партнеры уже в роли партнеров-П скорее всего отдадут предпочтение самым лучшим партнерам-Т противоположного пола, оставив без внимания остальных.

В итоге получается, что большинство юношей выберет несколько самых лучших девушек, а большинство девушек отдаст свое предпочтение самым лучшим юношам. То есть получится, что самые лучшие девушки и юноши выберут друг друга, а все прочие (их большинство) выберут тоже лучших, но сами при этом не будут ими выбраны.

Вот с этого начинаются трагедии личной жизни вступающей в жизнь молодежи. И насколько тяжело все это переживается, известно, прежде всего, тем, кто в такой ситуации побывал, то есть… почти каждому. Ведь процент партнеров-Т, пользующихся наибольшим спросом, имеющих высокий рейтинг у противоположного пола (в нашей терминологии дорогостоящих), подчиняется нормальной кривой распределения и соответственно невелик.

Положительная сторона этой тенденции состоит в том, что она порождает здоровую конкуренцию и стремление людей к самосовершенствованию, а отрицательная — в том, что надежды большинства людей быть в союзе с тем, кто больше всего нравится, обычно не оправдываются.

Вышеуказанная тенденция имеет глубокие биологические корни. У стадных животных (может быть, родственников живущего в обществе человека) естественно, никакой моногамии нет. Хотя количество рождающихся самцов и самок примерно одинаково, преимущественное право спариваться со всеми самками стада имеет только самый лучший (по биологическим критериям) самец-доминант, в то время как все остальные самцы, оказавшиеся хуже доминанта, проигравшие ему, либо вообще лишаются прав спариваться с самками, либо имеют его только во вторую очередь после самца-лидера.

Может быть, с эволюционной точки зрения это и целесообразно, но по человеческим меркам как несправедливо!

Давайте теперь посмотрим, как обстоят дела в человеческом сообществе. В большинстве современных обществ, исключая разве что исламские, принята моногамия. Общество не поощряет иметь более одного сексуального партнера и запрещает иметь более одного супруга. С точки зрения гуманизма и прав человека (на половую жизнь и семью) это естественно. Но фактически этого не происходит.

Те люди, которые по сексуально-брачному критерию оцениваются противоположным полом высоко, всегда имеют много поклонников(-иц) и при желании могут иметь много качественных половых партнеров, а люди, оценивающиеся по нашему измерению низко, обычно обделены вниманием и часто бывают одиноки. Хотя причина одиночества может быть и в другом (об этом позже).

Конечно, было бы справедливо, если бы у каждого человека действительно была полностью отвечающая его желаниям половинка и все жили в счастье и согласии, но, к сожалению, так никогда не будет.

Так же хочу отметить еще одно следствие моногамии, порождающее напряжение в человеческих душах.

Представим такое положение дел.

Допустим, привлекательный для вас объект противоположного пола дал согласие и заключил с вами эксклюзивный договор на взаимопользование (Конечно, в нашей культуре все это называется другими словами) — вне зависимости от того, оформлен этот договор через Загс или заключен под честное слово в устной форме. Будем иметь в виду, что ваш объект при этом дал отказ другим лицам, на него претендующим. Очевидно, что счастьем можно считать союз не с кем попало, а лишь с человеком, обладающим достоинствами, пользующимися спросом, в том числе вашим. Так вот, чем большими достоинствами обладает ваш избранник (-ца) (чем выше его (ее) качество), тем больше будет количество желающих добиться его (ее) расположения.

Таким образом, ваше счастье, основанное на эксклюзивном праве в отношении любимого вами человека, имеет обратной стороной несчастье тех людей, чьим спросом пользовался ваш любимый. И чем выше качество того экземпляра, который вы отхватили, тем большее количество других людей благодаря вам осталось без него.

Ну, это все так, проза жизни. На заметку.

Давайте вспомним одну из фундаментальных задач экономики: найти, хоть до какой-то степени, удовлетворительное решение противоречия между безграничными потребностями людей и ограниченными ресурсами.

Эта формула применима не только к ресурсам материальным и энергетическим, но и к ресурсам человеческим. Наиболее качественных партнеров-Т все равно никогда не хватит на всех желающих партнеров-П.

И, таким образом, никогда все одновременно не будут полностью счастливы. Счастье в личной жизни подчиняется общему закону распределения факторов счастья: Цена счастья одного человека — несчастье других людей.

Но подробно об этом уже в другой работе, а сейчас вернемся к нашей теме.

Итак, мы выяснили, что в глубине души каждый свободный (еще не заключивший сделку) партнер-П хотел бы видеть своим избранником самого лучшего, качественного партнера-Т, но поскольку эти желания не всегда сбываются, а сделку-то заключать все равно надо, давайте перейдем к рассмотрению того основного принципа, согласно которому эти сделки все-таки заключаются.

Я мог бы пойти индуктивным путем и после долгого анализа представленных в обществе случаев вывести интересующую нас формулу. Но, наверное, не стоит томить читателя (в опаске потерять его интерес к данной работе до ее кульминации).

В следующем пункте я выведу основной, на мой взгляд, принцип, согласно которому молодые люди и девушки, а также еще не определившиеся со спутником жизни лица прочих возрастных категорий выбирают себе партнера (-шу) и создают с ним пару.

А пока резюме:

Каждый человек в душе мечтает о высококачественном партнере. Самые лучшие, качественные партнеры пользуются спросом как таких же лучших, так и менее качественных партнеров. Наиболее качественных партнеров-Т все равно никогда не хватит на всех желающих партнеров-П.

  

© В. Басун, 2003 г.
© Публикуется с любезного разрешения автора

Канал в Telegram: @PsyfactorOrg
 
.
   

© Copyright by Psyfactor 2001-2018.
© Полное или частичное использование материалов сайта допускается при наличии активной ссылки на Psyfactor.org. Использование материалов в off-line изданиях возможно только с разрешения администрации.
Контакты | Реклама на сайте | Статистика | Вход для авторов