© А. А. Ткаченко

Духовно-природная психотерапия: психологические барьеры

««« К началу

4.2. Психологические барьеры

Под психологическими барьерами в контексте данного изложения будем понимать некие интеллектуальные и чувственно-эмоциональные проявления, ассоциативно выражающиеся в торможении, сопротивлении и возникновении непреодолимых препятствий, которые необходимо преодолевать в процессе психологической работы. Образно говоря, это как бег с препятствиями, где каждое последующее сложнее предыдущего, где у каждого своя дистанция, и главное заключается не в том, чтобы прийти первым к финишу, а чтобы просто ее преодолеть. При этом уровень сложности первых психологических барьеров на фоне последних может представляться, например, как детская игра с фигурками солдатиков и реальные боевые действия. Эмпирически такие ассоциации были отрефлексированы в процессе «взросления» психологической работы нашего исследования.

Обратимся к одному из наиболее типичных фактов психологической работы. Как видно по эмпирическому материалу исследования, его участникам пришлось пройти и пережить довольно серьезные, тяжелые и драматические психические процессы и состояния. Многие из них (участников), как правило молодые, это воспринимали как своеобразное «зарабатывание» потенциала страданий для последующего свершения некоего чуда, заключающегося в исполнении всех планов и желаний (кстати, ожидание и искренняя вера в феномен чуда также является отличительной чертой нашего человека). Но после окончания работы никаких чудес не происходило, что становилось причиной большого разочарования: «Мы плакали, страдали, каялись, ну и что из этого?!».

Здесь следует сделать небольшую ремарку. Отсутствие после завершения психологической работы ощущения чуда, которое довольно явно отмечалось в процессе, можно рассматривать как своеобразный критерий ее окончания. Если же такое ощущение остается (на чем, кстати, часто строят свою работу многие «целители»), это может говорить о неоконченности, некачественности или даже, наоборот, об усугублении психической проблемы и искусственной «привязке» к целителю. В нашем случае это привело к «сходу с дистанции» почти всей молодой части участников исследовательской группы, которые не смогли пройти апробацию полученных результатов в условиях реальной жизни. А это как раз и было основной целью психологической работы. Мы считаем, что преодоление психологических барьеров в реальной жизни может быть единственным универсальным критерием и результатом подобной работы. Отметим, что

Психологические барьеры проявляются как неадекватная внутренняя реакция на внешние объективные ситуации и обстоятельства. Таковых в нашей сегодняшней жизни очень много.

В качестве примера приведем только некоторые фигурировавшие в наших ранее проводимых исследованиях и наблюдениях. Большинство из таких ситуаций обусловлены переходом от тоталитарного командно-административного устройства общества к свободным, рыночным отношениям. Оказалось, что наш человек практически неспособен выгодно продать свою рабочую силу посредством прямого предложения на рынке труда, не умеет получить или, вернее, взять образование и профессиональную подготовку, за которые уже уплатил, не в состоянии честно вести дела и удержаться от воровства у своего же компаньона в совместном бизнесе, хотя это явно не выгодно во всех отношениях и т.д. Этот перечень можно еще долго продолжать вплоть до самого высокого государственного уровня (например, все прекрасно понимают, что для экономического роста необходимо снизить налоги, но пока еще никто, в чьей прямой компетенции находятся эти решения, этого так и не сделал). Как видим, непреодолимые психологические проблемы налицо. Может быть, дальнейшее изложение несколько прояснит суть такого состояния.

С позиций обобщенного понимания пока еще единственное, что можно утверждать наверняка, это наличие на всех социальных и осознаваемых психологических уровнях феномена некритичности, или отсутствия объективности, правдивости и ответственности. Чтобы в этом убедиться, попробуйте хотя бы один день быть абсолютно искренним пусть даже в отношении самого себя. Если кому-нибудь удастся проделать такой эксперимент, он скорее всего обнаружит резкое увеличение внутренних и внешних конфликтов, что объективно обозначит признаки тех же психологических барьеров.

Абсолютная искренность и правдивость являлись главным правилом психологической работы в процессе духовно-природной психотерапии. Поэтому в нашем исследовании такое психологическое состояние становилось нормой. И когда такой человек, сумевший привести свою психику в достаточно адекватное, сбалансированное, генитальное (в фрейдистском понимании) состояние, попадал в реальную социальную среду, пораженную «эмоциональной чумой», вокруг него неизбежно образовывалось своеобразное агрессивное пространство. Появлялись даже предложения обратиться к врачу-психиатру. Отчасти по этим же причинам кандидат на трудоустройство в разговоре с работодателем часто рассказывает не то, какой он специалист, разъясняя свои аргументы в отношении претензий на рабочее место, а просто жалуется на жизнь, представляя себя в очень невыгодном свете «несчастного» человека, заслуживающего лишь жалости. Такой факт неоднократно нами отмечался при проведении видеотренингов, моделирующих разговор безработного с работодателем. Отсутствие адекватной прагматической взаимосвязи получаемого профессионального образования и степени его реальной потребности и востребованности еще в процессе обучения закладывает основы той же несостоятельности будущего специалиста. Бизнесмен не в состоянии психологически устоять от соблазна украсть у компаньона, а по сути, у самого себя, поскольку компаньон обычно делает то же самое. В результате каждый остается при своем, но деловые отношения навсегда испорчены.

Теперь попытаемся заглянуть в глубинные психологические корни подобных барьеров, которые, как видим, в настоящее время образовали целую пропасть между нами сегодняшними, пораженными «эмоциональной чумой», и нами завтрашними, которые получат природную возможность и историческое право на дальнейшую жизнь и развитие. В нашем исследовании некоторый эмпирический материал по этому поводу удалось получить благодаря принятию за основу эсхатологического подхода, что означало «идти в глубину» до конца, как бы ни было сложно, драматично и страшно, только на основании веры в объективность и правдивость природных и духовных законов человеческого бытия. Такой подход позволил по крайней мере в отдельных случаях достигать предельных и даже запредельных трансцендентных психических состояний и уровней. В результате стало возможным некоторое обобщение психологической проблематики с реальной жизнью и идентификация с соответствующими уже известными архетипическими ядрами, являющимися основой тех же ПК. Внешнее бесконечное разно — и многообразие психологических конфликтов и проблем в нашей жизни с соответствующей культурой и ментальностью сводятся к конечному числу изначальных «корней зла», базирующихся на соответствующих архетипах.

Определенно просматривается и психологическая формула духовного профессионала, рассмотренная в первой главе, в которой основным критерием является одновременное нахождение человека и его актуализированной психики «ТАМ» и «ТУТ». В данном случае к «ТУТ» можно отнести все, что находится до точки смерти и является продуктом человеческой деятельности, а к «ТАМ» — все то, что находится уже после точки смерти, в области возрождения, где основным доминирующим фактором является духовность, уже не как человеческий продукт, а нечто привнесенное извне, можно сказать космическое или божественное (смотри рис. 2).

Скорее всего, наше будущее бытие, как результат выживания, должно соответствовать запредельной области нашей психики и находиться по ту сторону эсхатологического барьера, где основным психическим содержанием является духовность. Это может соответствовать оптимальному соотношению состояний «ТУТ» и «ТАМ» с достаточно обширным пространством активного рефлексирования. Преодоление данного барьера может стать основным содержанием нашего будущего личностного и социального развития. Эта проблема со всеми ее масштабами существует в каждом человеке, что перекладывает ее решение на личностный индивидуальный уровень. Наше исследование, несмотря на всю его ограниченность, все же позволило эмпирически обозначить некоторые факторы реальности ее решения в масштабах одной личности. Только одного этого может быть достаточно, чтобы в дальнейшем попытаться развить это исследование в более значительных конструктивных и научно обоснованных масштабах.

««« Назад  Оглавление  

© Духовно-природная психотерапия. (Эсхатологический аспект). Личностная и профессиональная элитарность. — Кировоград, 2001.
© Публикуется с любезного разрешения автора